В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Митта: Нужно понимать, как управлять вниманием зрителя Назад
Александр Митта: Нужно понимать, как управлять вниманием зрителя
- У Вас большой опыт по работе с начинающими сценаристами, что Вы можете им посоветовать?

- Для начала - овладеть азами ремесла. Что из сценария превращается в фильм, в "синтез"? Когда человек сочиняет сценарий, у него в голове уже есть "своё кино" - с сюжетом, разными коллизиями. Но он не очень четко представляет себе, как развиваются сценарные идеи, какие из этих идей лучше всего превращаются в фильм, как осуществляется контакт между сценаристом и режиссером, как правильно выстроить сюжет, чтобы увлечь зрителя... И ещё многое другое. Важно понимать, что продюсерам, режиссерам интересны те сценарные идеи, из которых видно, что этот сценарий может стать фильмом, стать основой для работы режиссера и съемочной группы. Ведь сценарист придумывает историю, а "рассказывает" эту историю режиссер.

И вот для людей, которые хотят укрепиться в профессии сценариста, мы организовали специальные обучающие курсы, на которых стараемся научить сценаристов развивать свой творческий замысел. Обычный формат - 24-30 часов насыщенных практическими примерами лекций. Мы разбираем не только и не столько сценарную работу, сколько совместную работу сценариста и режиссера и их взаимодействие. Это основа нашей работы и это абсолютно уникальный "продукт", его нет нигде в мире. Сейчас в России, Украине, Казахстане возрождается кинопроизводство, поэтому нужны новые интересные и самобытные сценарии. Я вижу, что все это активизируется, что мы сейчас востребованы, что наши обучающие курсы нужны, что мы можем реально помочь сценаристам - как начинающим, так и имеющим уже определенный опыт работы..

- Но ведь многие авторы живут не в Москве, им сложно попасть к Вам на курсы...

- В начале февраля мы будем проводить учебные курсы в Киеве. И это не случайно - кинопроизводство в Украине развивается стремительно, снимается много проектов, особенно для телевидения. Поэтому профессия сценариста становится всё более востребованной и в Украине.

А вот для тех, кто живет в "глубинке" и не может приехать в Москву (как петербуржцы, например) мы выпустили DVD - специальный курс для режиссеров и сценаристов. Это развернутое, серьезное и бескомпромиссное издание. Курс основан на материале моего двенадцатилетнего опыта преподавания в киношколе Гамбургского университета.

Есть "три уровня" издания - для начинающих, для тех, кто имеет уже небольшой опыт работы, и для тех, кто работает в кино достаточно давно, практически профессионалов. Первые 4 часа мы уже сделали - "первый уровень", рассчитанный на начинающих сценаристов и режиссеров, называется "Структурное развитие авторского замысла".

Мы не просто рассказываем о каких-то специальных приемах, мы делаем практически фильм. Каждая лекция - несколько часов, все пояснения сопровождаются демонстрацией фрагментов из разных лент. Курс построен довольно практично и рассчитан, во-первых, на тех, кто хочет заниматься кино профессионально, а во-вторых, на тех, кто просто хочет углубить свое понимание кино.

Мы не говорим о том, о чем любят рассуждать кинокритики - чем одна лента отличается от другой. Нет, мы говорим о том, в чем фильмы сходны друг с другом. И это сходство фундаментальное: Шекспир, Чехов, греческие трагики - что их объединяет? Что объединяет всех? Форма, одинаковая для всех, но на базе которой вырастают оригинальные сочинения, и то, что мы называем словом "скелет". Вот, общее для всех - форма и "скелет". Это как с человеком: если сравнить, например, Ксению Собчак и Арнольда Шварценеггера, то у них есть общее, несмотря на некоторый внешний "дизайн". И это общее - скелет, просто один поменьше, а другой - побольше. И "скелеты" держат форму везде - в человеке, в кино, в спектакле... Если каких-то "костей" в структуре драмы не хватает, то форма распадается. Многие просто не понимают, что существует универсальная база, универсальная форма.

Мы рассказываем о "скелете", который состоит из "костей", которые, в свою очередь, держат "мышцы" - форму ...Очень похоже на то, как учатся студенты- медики в "анатомичках" (улыбается). А до "дизайна" мы не добираемся, нам важно донести понимание структуры, понимание того, что вещи, инертные к качеству, таланту и есть - основополагающие. Используя общий "скелет", вы же можете сделать и тривиальную историю, и оригинальную, и фантастическую - любую. Как оригинальность человека не зависит от его "скелета", так и оригинальность сценария совсем не связана со "скелетом". Вот человек посмотрит какой-то фильм, выйдет из зала, и будет ворчать, что у него "украли" два часа жизни, что картина бестолковая и неинтересная. А после просмотра какой-то другой картины выйдет потрясенный - этот фильм заставил его взглянуть на жизнь как-то иначе... Фильмы разные, по-разному восприняты зрителем - а "скелет" у них один.

Для писателя важно именно это. Нужно оставить в покое богатство "творческой личности" и помочь человеку в ремесле. Мне нравится одна фраза Нильса Бора: "Профессионал - это человек, который знает о возможных ошибках в своей профессии, и умеет их избежать".

Вот это уровень нашего разговора. "Выше" мы стараемся не подниматься.

- Что Вас натолкнуло на мысль о выпуске DVD-изданий?

- Идея об издании лекций пришла мне в голову в Германии - я был на концерте симфонической музыки и увидел, что многие слушают музыку с партитурой в руках. Они не просто слушали, а наблюдали - как "развивается" музыка, как она трактуется исполнителем, дирижером. Это более глубокое восприятие произведения, более осознанное. Я смотрел на этих людей и думал: "Было бы неплохо снабдить вот такими "нотными листами" кинозрителей, чтобы человек не просто смотрел на экран, а понимал - из чего возникает музыка, из чего возникает кино". И я начал это делать, и это оказалось полезным и нужным.

- Значит, любой желающий, прослушав Ваши курсы, может написать сценарий?

- Я же сознательно ухожу от разговора о творчестве, я говорю о ремесле. Посмотрите телевизор - с утра до ночи показывают разные ток-шоу, интервью, новости... Мы видим людей на экране, которые просто о чем-то рассказывают, разговаривают. И тем не менее, это привлекает внимание зрителей. А сколько людей смотрят сериалы! Многие уже просто "подсели" на них. Значит, сценаристы сумели написать какую-то историю, а режиссеры - снять. Значит, они знают, как привлечь зрителя, как удержать его внимание до конца серии и как заставить посмотреть следующую. Это чистая технология, в каждом из тысяч и тысяч сериалов применяется одна и та же схема: в каждой серии свой мини-сюжет, сначала завязка, затем "разбивка" на три акта, каждый акт имеет свой поворотный пункт, за две-три сцены до окончания серии - кульминация... Это все форматировано по минутам, по секундам.

Сценарным ремеслом овладеть не трудно, было бы желание и способности.

- С чего начинается работа над сценарием?

- Работа над сценарием - это самая квалифицированная часть литературной работы. Из тысячи людей, пишущих прозу, буквально трое-четверо могут работать как драматурги, потому что в драме очень сильно рациональное начало. Ведь драма, в сущности, повод для того, чтобы артисты начали работать, чтобы зрители непрерывно наблюдали действие, чтобы это действие внятно начиналось, быстро развивалось и максимально захватило зрителя. Эмоциональное развитие действия, катарсис в трагедии, драме - это традиция: как почти три тысячи лет назад Аристотель придумал, а Шекспир развил европейскую драму, так она сегодня и существует. Меняются технологии, компьютерные съемки приходят, новые люди приходят, но сущность драмы, её развитие никто не отменял. Важное отличие прозы от драмы в том, что прозе совсем не нужно эмоциональное вовлечение читателя. Конечно, хорошо, когда оно происходит, но ритмы совершенно другие. А сценаристу нужно, во-первых, так увлечь режиссера, чтобы он захотел "рассказать" придуманную сценаристом историю, а во-вторых, увлечь огромную аудиторию зрителей это историей. Но для того, чтобы фильм стал заметен, чтобы его увидели на огромном рынке кинокартин, нужно не просто "раскрыть свое сердце", нужно хорошо знать ремесло. Нужно понимать, как управлять вниманием зрителя в течение полутора часов и как управлять развитием своего собственного замысла, постоянно следить за развитием действия, за всеми сюжетными поворотами. Нельзя забывать о том, что внимание зрителя нуждается в ежеминутной "опеке", ведь зритель в какой-то момент может заскучать и потерять интерес к фильму.

При создании фильма всё непросто. Сценарий должен эмоционально расти, герой должен эмоционально расти... Есть четкие технологии написания сценария: если вы владеете этими технологиями, то сценарий напишете. Но если у вас нет таланта, то этот "продукт" получится неинтересным и неоригинальным. В нем не будет самобытности.

Но бывает и так - сценарий написан талантливо, сюжет - неизбитый. Но если этот сценарий сделан без знания технологий, без владения ремеслом, то он просто потеряется в огромном количестве других "продуктов".

И даже если вам удалось счастливо сочетать в своем произведении и талант, и ремесло, всё равно этого мало для того, чтобы из десятков, сотен сценариев, именно ваш сценарий привлек внимание продюсера, режиссера. Ведь зачастую талантливые, интересные сценарии не находят спроса на рынке.

- Нужно уметь правильно "подать" сценарий?

- Нет, дело не в этом. Просто многие сценарии не гарантируют внимания зрителей. А истории поверхностные, малозначительные, но "красиво сделанные", могут иметь успех. И по этим сценариям снимают фильмы. Талант - это важное, но не определяющее качество сценария.

- Что такое - "работа над сценарием в команде"?

- Если в команде сценаристов нет лидера, то навряд ли получится хороший сценарий.

Каждый человек будет привносить что-то своё - свои идеи, свой взгляд, свой жизненный опыт. И далеко не все смогут приспособиться к коллективной работе: кто-то спокойно будет развивать чужой замысел, а у кого-то могут быть свои собственные, яркие идеи, которые он захочет воплотить в сценарии. Работа в команде - это очень опасная вещь. С одной стороны - довольно заманчиво, но с другой - команда может "поломать" сценарий. Труднее всего, используя уже имеющуюся структуру, вписать в неё новые идеи. Кстати, это часть нашей работы на лекциях - мы объясняем, что можно вписать в сценарий, а что нельзя делать ни в коем случае, поскольку история может просто развалиться. Конечно, часто работа в команде приносит успех, но профессионалы этого не любят. Для них интереснее получить историю, а затем уже работать самому. Очень часто бывает, что сценарий передают из рук в руки, и это приносит успех. У американских сценаристов есть такое выражение: "Какой хороший сценарий, кому бы дать переписать". Вот если вы знаете, как улучшить сценарий - всё в порядке. Но зачастую люди вдохновенно пишут первый вариант, а затем бросают, потому что не знают, как сценарий можно улучшить.

- С чем легче работать - с придуманной историей, или со сценарием по литературным произведениям?

- Это совершенно разные вещи. Конечно, работать от "нуля" - интереснее, потому что вы опираетесь только на свой опыт, на свою фантазию. Вы "строите" свой личный мир, в этом мире вы сами определяете, кто - хороший, кто - плохой, кого - поощрить, кого - наказать. А когда вы берете чужое произведение, то должны грамотно усилить его драматический эффект. Очень немногие люди умеют это делать, и очень немногие люди испытывают творческий "напор" от этой работы. Я знаю буквально двух-трех таких людей, их работа оплачивается лучше, чем работа других сценаристов, потому что именно они придают сценарную форму истории - хотя не вкладывают в свой труд ничего, кроме ремесла. Но ремесло тоже требует вдохновения...

- Название имеет значение?

- Конечно! Когда я выбираю фильм, то обычно смотрю на три вещи: какие "звезды" заняты в картине, кто режиссер, и какое название. Но российские названия фильмов почему-то скучные. Даже для "западных" картин, которые идут у нас в прокате, придумывают названия, не вызывающие никакого интереса.

- А есть какой-то "рецепт", чтобы придумать интересное название?

- Нет, название очень трудно придумать и оно почти всегда приходит в процессе создания картины, первоначальный вариант чаще всего меняем. Я помню, у фильма "Экипаж" три или четыре раза переделывали название, последнее, с которым запускались в производство, было - "Запас прочности". Мне совсем это не нравилось, но когда я предложил - "Экипаж", то даже сценаристы были против, дескать, непонятно - что за "экипаж", лошади запряженные, что ли? А вот прижилось - "Экипаж". Одна из картин называлась "Комедия об Искремасе", название казалось мне очень удачным. Но начальство раскритиковало - непонятно, кто это - "Искремас"? И я тогда предложил другое - "Гори, гори моя звезда". И вот этот вариант одобрили, у них это название ассоциировалось с чем-то красноармейским. Но "начальники" либо забыли, либо не знали, что это слова романса, который пел Колчак, когда его вели на расстрел.

Название - это весьма существенная вещь. Довженко говорил: "Когда я придумал название и написал первую строчку, я сделал половину работы".

- С каким сценарием проще работать режиссеру? Со сценариями, в которых сухо изложено только основное - минимум описаний, ремарок, без литературных "изяществ" или со сценариями, которые приближены к литературным - подробные описания, лирические отступления?

- Это не играет роли. В работе используется такой технологический сценарий, в котором коротко и четко описаны ключевые действия. Сценарий, по которому можно "считать деньги". И такой сценарий содержит указания актерам - как им действовать, что абсолютно соответствует системе Станиславского, который говорил, что самое главное - действие. Литературный же сценарий должен дать общее понимание замысла - какие люди действуют, кто герой, кто враг, какие конфликты возникают.

Режиссерский сценарий наполнен огромным количеством производственных деталей, это рабочий документ. Операторы, художники, ассистенты - им необязательно читать "литературное" сочинение, но они должны четко знать: кто куда пришел, кто и откуда вышел. И именно по этому сценарию каждый день составляется рабочий план.

В мировой практике сейчас полностью утвердился сценарий, который максимально приближен к режиссерскому: короткие описания, четкий диалог.

Почитайте чеховскую прозу - она полна невероятной красоты и изящества русской речи, а потом почитайте его пьесы - "Три сестры", "Вишневый сад": сухие реплики, короткие указания. Чехов понимал, что литература прозы и литература пьесы различаются, как два разных человека. Его пьесы дают простор творческому воображению и актера, и режиссера. А когда в сценарии или пьесе написано всё подробно - кто куда пошел, как посмотрел, как поднял руку, то актеры выглядят как марионетки. Всё-таки, часть работы над сценарием режиссер должен перенести на площадку. Когда кадр выстроен, сценарист и актер могут что-то обсудить, о чем-то поспорить ...

Актеры любят получать указания, но только для того, чтобы на базе этих указаний выстроить какое-то свое действие.

- А как Вы относитесь к тому, что актеры импровизируют в процессе съемок, что-то своё добавляют в рисунок роли?

- Если роль хорошая, то актеры и сами хотят сделать её так, как предложено сценаристом и режиссером. "Авторский зуд" у них появляется тогда, когда материал несовершенен. Или в том редком случае, когда актер по складу своего характера, образу мышления - ещё и режиссер. Вот они любят активно трактовать свою роль. Но таких немного, конечно.

Как правило, если роль написана правильно, то актер старается максимально точно выполнять указания режиссера, дополняя образ какими-то штрихами.

Трудность актерской работы над ролью в том, что его действие сегментировано на очень маленькие кусочки - минута, полторы, две...И держит полностью всё в руках только режиссер, поэтому если актер не подчиняется режиссерскому рисунку роли, то он может развалить все. С другой стороны - механическое выполнение режиссерских указаний зачастую приводит к тому, что актер не чувствует себя "хозяином" роли.

Поэтому важно, чтобы перед съемкой сцена полностью отрепетирована и каждый человек понимал, какую часть общего рисунка он исполняет. Применяют и другую технологию - сначала всю сцену снимают целиком - пленка сейчас недорого стоит, - а потом сцену "разбивают" на кусочки, чтобы актеру было понятно, какая часть сцены снимается в тот или иной момент.

- Спасибо за интересный рассказ. Что пожелаете начинающим сценаристам и режиссерам?

- Терпения и настойчивости. И новых идей, конечно.



Марина Троянова
Январь 2007 года





http://www.kino-teatr.ru/kino/pers



Док. 502715
Перв. публик.: 08.10.07
Последн. ред.: 08.10.08
Число обращений: 98

  • Митта Александр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``