В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Ливанов: Счастье - это работать с талантливыми и порядочными людьми! Назад
Игорь Ливанов: Счастье - это работать с талантливыми и порядочными людьми!
"На углу у Патриарших", "72 метра", "Господа офицеры", "Все золото мира", "Самые счастливые", "Грозовые ворота" - все эти фильмы объединяет участие в них Игоря Ливанова. Герой Ливанова - пожалуй, тот, кто больше всего необходим нашему времени: мужественный, добрый, надежный, порядочный... Задумываешься - а может ли Игорь Ливанов воплотить образ злодея? И, глядя на разнообразие его ролей (в спектаклях La"Teatr, Театра Луны, проекта "Театральный марафон"), отвечаешь: да, он может всё! Но так ли это нужно нам, зрителям? Да и стоит ли бороться с собственной харизмой? Словом, при внешней простоте загадка Игоря Ливанова не так легко разрешима. Наш корреспондент беседовала с артистом в театре Луны, где он исполняет главную роль в пьесе "Король умирает" Ионеско. "Show must go on" звучит в спектакле и в жизни актера.


- Игорь Евгеньевич, давайте начнем с самого начала - как Вы пришли к решению стать актером?

- Я был обречен на это с детства, со стороны выбора родителей - они занимались и театром, и театром кукол, и актерством, дружили с Образцовым, с Лавровым... И у меня все время было желание избежать такой судьбы, потому что эта жизнь проходила у меня на глазах, и мне не очень хотелось ее повторять. Хотя, честно говоря, парадоксальные вещи происходят - я родился в Киеве и, по-моему, в 1963 или 1964 году впервые пришел в театр Леси Украинки, смотрел "Деревья умирают стоя", спектакль с Роговцевой "104 страницы про любовь" и так далее и так далее. А сейчас мы вместе с ней работаем в театре. Я не просто так это рассказываю, это судьбоносный момент (улыбается). И мое желание избежать актерской судьбы как таковой все время упиралось в непреодолимые препятствия, а я фаталист, безусловно... Аристарх, брат, по-моему, с пятилетнего возраста мечтал стать артистом и никогда не хотел быть пожарным или милиционером. А я мечтал и пожарным, и милиционером, и ветеринаром, собирался даже поступать в сельскохозяйственную академию. Позже серьезно занимался спортом, моя мама до войны была чемпионкой по прыжкам в воду, и я хотел стать профессиональным спортсменом. И, если бы не предварительные экзамены в театральный институт, они всегда раньше, чем в других институтах, я бы, наверное, поступал в физкультурный институт. Вот так все произошло - приехал в город Ленинград, сдал экзамены и поступил.


- А почему именно в Ленинград? В Москве тоже много театральных ВУЗов!

- Я из Киева ехал, ближе, наверное! (смеется) Ну, как-то так сложилось, что я в Ленинград приехал. У нас был конкурс 300 человек на место и все, естественно, страшно волновались, это, наверное, им мешало, а я был совершенно спокоен. Я начал волноваться, когда поступил: а что теперь с этим делать? В результате до сих пор не знаю, что с этим делать (улыбается).


- Был ли в детстве какой-то фильм или спектакль, который оставил сильное впечатление?

- Да, конечно. Все истории, связанные с Фанфаном-Тюльпаном, с многотомником Вальтера Скотта, я увидел и прочитал к пятому классу средней школы города Киева и все это оставило неизгладимое впечатление! Потому что все, естественно, примерялось на себя и все хотелось осуществить! Это первое, что приходит в голову. Естественно, "Великолепная семерка"! Романтические, героические фильмы, которые оставляют в душе очень сильное впечатление. Ведь воспитывают на самом деле не бандиты, а такие замечательные герои.


- Это что касается кино. А в театральное впечатление?

- А в театре я почему-то очень скучал (улыбается). Наверное, потому, что меня приводили на те спектакли, которые нравились родителям, а не мне, выбор был не за мной. Мне всегда хотелось принимать решения и, наконец-то, я в таком возрасте, когда сам принимаю решения и за них отвечаю (смеется). Вот! Не стало легче, но в этом есть свое удовольствие. Детские театральные впечатления не помню я! Наверное, "Лес"? Я могу просто назвать театральные события, которые мне действительно запомнились: "Тартюф" Анатолия Эфроса, на сцене МХАТа - это, наверное, самое сильное впечатление за все время. И "Три сестры", которые шли примерно в то же время на Таганке - это тоже было очень сильное впечатление.


- Вы себя ощущаете больше кино- или театральным актером?

- Вы знаете, сейчас такое замечательное равновесие! Я работаю в театре, получаю удовольствие и зарабатываю, что, кстати, большая редкость. И я работаю в кино и зарабатываю! Есть, конечно, картины, которые мне не нравятся, я в них участвую, потому что так получается, но я, по крайней мере, знаю, что я зарабатываю деньги и знаю зачем. Ведь в какой-то момент понимаешь, что, если ты не начнешь зарабатывать деньги, то не осуществишь мечту детства. Следовательно... мне не было оставлено наследство, которое позволяло бы мне приобрести землю, а я всегда спал и видел во сне, что я работаю на своей земле, наверное, что-то там генетически заложено. Поэтому я сейчас осуществляю свою мечту и строю свой дом! Но для этого нужны деньги (смеется). А деньги нужно зарабатывать, вот я и зарабатываю! Честно говоря, бывает, что с совестью у меня возникают проблемы, потому что, естественно, то, что делаю, не всегда нравится. Но, с другой стороны, всегда найдется другая картина, которая нравится! Например, сейчас я работаю в театральной компании Дубровицкого, с огромным удовольствием играю спектакль "Дура, это любовь!" с моими девочками Волковой и Чурсиной, и невозможно не быть счастливым в этот момент! Если все нравится тебе, партнерам, зрителям - это абсолютное счастье. Такая же ситуация возникла сейчас с кино: Дубровицкий же сейчас осуществляет телевизионный проект "Свадьба Кречинского". Получается, что там 24 серии, это много... но резать невозможно, каждый кадр, по моим ощущениям, - это здорово! Я, честно говоря, не знаю, что сейчас происходит в нашем телевизионном кинематографе, по-моему, катастрофа. Но, надеюсь, мы этого избежим, потому что в картине на самом деле происходят маленькие чудеса... "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" - вся трилогия будет собрана в одном фильме. Кто это будет покупать... наверное, Первый канал! (смеется).


- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашей роли в этом проекте.

- Я играю господина Нелькина в "Свадьбе Кречинского" - это достаточно небольшая роль, человек, который разрушает нечестные планы Кречинского (смеется). Но эта роль дальше прописана по всему фильму, она выросла во что-то такое, чего я никогда не делал. И доверие режиссера, который меня хорошо знает по театральным работам, и доверие партнеров, которые открывают такие горизонты... Работа в этом проекте - это большое удовольствие.


- Вы легко находите общий язык с партнерами по проекту?

- Вы знаете, я никогда не обладал такой хорошей наглостью в кинематографе... Я сразу начал работать в созвездии выдающихся людей - Попов, Смоктуновский, Марков, Куравлев - но у меня не хватало духу признать себя равным в этой плеяде. В работе, в общении, во всем - мне всегда казалось, что это недостижимая высота. На самом деле, так оно и есть, без ложного самоуничижения. Потому что то поколение, безусловно, нам не подстать, они знали о профессии куда больше нас. А предыдущее поколение МХАТовцев знало еще больше! Мы постепенно утрачиваем понятие актерской профессии и в кино, и в театре. Ведь, если ты пытаешься работать еще по профессии, то ты, так или иначе, становишься изгоем, потому что вокруг в основном племя дилетантов, но с гипертрофированными несуразными амбициями. И это колоссальная проблема.


- Игорь Евгеньевич, Вам не приходила в голову мысль стать режиссером?

- Я был режиссером, мне это даже понравилось, но, наверное, в моем характере нет черты, позволяющей сказать: "Вон!" и не пожалеть об этом. Я жалею всех людей, даже подлецов. И самый большой комплимент мне сказал мой самый большой враг! Он сказал: " Мы понимаем, что ты не можешь сделать так, как делаем мы?!" Да, я не могу! Когда я понимаю, что делаю человеку больно, я сам от этого страдаю. Ну так сложилось, папа с мамой воспитали.


- Вам самому не хотелось бы заняться воспитанием молодежи, попробовать себя в качестве преподавателя?

- А я уже был преподавателем, у меня был свой курс в Ростовском училище искусств. Ребята работают в профессии, и слава Богу... Но они меня обманывали - говорили мне то, что я хотел услышать, а не то, что они сами думали, было несоответствие, а я хотел это слышать и слушал. Может, не все, но почти...


- Не хотели бы написать книгу? Если вдруг появится свободное время?

- Боже мой... Если я когда-нибудь и напишу, то только для себя, с тем, чтобы вспомнить, что со мной происходило. Я не рискну выставить это на суд критики и читателей! Посмотрите, вокруг все завалено такой книжной продукцией. Она не находит спроса, а, по-моему, хуже всего быть невостребованным как раз в данном случае. "Никогда ничего не просите" - в данном случае это для меня аксиома.


- Как Вы проводите свободное время, если оно случается?

- Мне сейчас очень повезло с агентом, который работает на меня. Он обеспечивает меня работой так, что я не испытываю недостатка ни в работе, ни в свободном времени. Естественно, у меня периодически такая круговерть... Но, сравнивая себя с моим же приятелем Владимиром Стекловым, я понимаю, что у меня детский лепет на лужайке! У него график в два раза плотнее, как он все успевает, я не понимаю! У меня, например, начинается паника, когда месяц, два месяца подряд не выдается ни одного свободного дня. Хотя, сейчас у меня выпало три свободных дня, и я не знал, что с ними делать (улыбается). Обычно утром меня забирает группа, после съёмки спектакль, после спектакля я опять уезжаю на съёмки, когда возвращаюсь, меня сразу переправляют куда-то дальше... Конечно, это тяжело и до конца ты не восстанавливаешься. Но, с другой стороны, наверное, это и есть актерское счастье - когда ты нужен. Нужен и работаешь! (смеется).


- Что для Вас самое приятное и самое неприятное в актерской профессии?

- На сегодняшний день я, наверное, уже преодолел эту ступень - быть зависимым от воли непорядочных людей неприятно. Вообще, счастье - это работать с порядочными людьми, с талантливыми и порядочными! Если не находим таланта, то работаем с порядочными людьми. И я стараюсь избавить себя от всего, что за этой гранью, но постоянно сталкиваюсь с этим. Несмотря на то, что твое сердце всегда четко решает что твое, а что не твое, все равно иногда ошибаешься и тогда горько, очень горько.


- А какие качества мешают в актерской профессии?

- Леность... но я понимаю, что без лености, наверное, невозможно актеру, потому что иногда нужно лежать целый день на диване, смотреть в потолок или в какие-нибудь глупые телешоу, листать книги, даже не читать... Просто необходимо оказаться в некоем вакууме и хорошо, когда рядом с тобой люди, которые тебя понимают. Если таких людей нет, очень тяжело.


- Вы смотрите фильмы со своим участием?

- Да, когда мне интересно, будет ли то, что я увижу, соответствовать тому, что я хотел бы сделать в данной картине. Бывают режиссеры, я их встречал, которые не позволяют тебе делать то, что ты сам хочешь сделать с ролью. И это оказывается правильно! Большинство режиссеров сами не знают, что делать с твоей ролью и пускают тебя в свободное плавание, разрешают делать все, что угодно. Хорошо, если тебе не изменяет ни вкус, ни талант! Но иногда он изменяет... и тогда хорошо, если есть драматургия, как театральная, так и в кино, она и спасает.


- Есть режиссеры, с которыми Вы бы хотели встретиться еще в кино и в театре?

- Да, их очень много и я с ними постоянно встречаюсь. Иногда не встречаюсь, но знаю их отношение ко мне (улыбается). Когда человек, о котором ты думаешь с восторгом, говорит добрые слова в твой адрес, это не то чтобы стимул жить, это огромный заряд энергии, который в тебя этими словами вкладывается. Таких режиссеров много, но есть и режиссеры, с которыми я не хотел бы встречаться. Они не обделены талантом, но вызывают ужас в человеческом отношении.


- Вам интереснее принимать участие в проектах, где действие происходит в наши дни или в исторических картинах?

- Нет, важна судьба героя, каковы обстоятельства его жизни, почему так он поступает, с чего начинает и чем заканчивает - вот что интересно. А во что он одет... неважно. Когда ты ищешь энергетику, а ее нет, нет конфликтов, нет выбора - это трагедия. А, когда это все есть и тебе созвучно, и когда ты находишь, если ищешь, человеческие мотивы героев - это интересно.


- У Вас есть любимые и нелюбимые роли?

- Были, сейчас уже нет. Хотя... нет, есть, не может не быть. Все равно существуют в мире обстоятельства, которые так или иначе вынуждают тебя делать то, что тебе не очень нравится.


- А роль, которой Вы гордитесь?

- Я не могу сказать, что сильно горжусь, но, по крайней мере, мне, в большинстве своем, не стыдно за те роли, которые уже мной сделаны: например, "Пьеса для пассажира" или "Всё золото мира" - совершенно для меня неожиданно получился энергетически замечательно сделанный фильм. Не существует аксиомы, почему одни фильмы получаются, а другие нет. Наверное, это что-то вроде закона природы (улыбается).


- А в театре?

- Да, можно взять, к примеру, "Король умирает". Здесь тоже существуют обстоятельства - с одними партнерами не то что комфортно, а просто профессионально работать, а с другими нет. И, когда непрофессионально, тогда это превращается в пытку за все плохое, что было сотворено в твоей жизни! (смеется). Такое случается.


- Вы часто отказываетесь от ролей? По какому принципу выбираете роли?

- Раньше отказывался чаще, скажу честно. Выбираю и по принципу отказа от определенных профессий - уже достаточно милиции, например. Всегда отказывался от бандитов, но один раз сыграл бандита, причем очень серьезного, отрицательную роль. Зрители всегда просят соответствия тем образам, к которым они привыкли, то есть той или иной степени шаблонности героев. Правильно, это наша профессия, чем больше разнообразия, тем больше получаешь профессионального удовольствия!


- Что может заставить отказаться от роли?

- Отсутствие литературного, драматургического материала, определенные личностные антипатии... по крайней мере, так на сегодняшний день. Я никогда не говорю "никогда", потому что знаю, что как только ты сказал это слово, тебя за углом поджидает то, от чего ты отказываешься!


- В каком жанре кино Вы хотели бы сниматься чаще?

- Абсолютно без разницы! Существует талант и существует отсутствие таланта. В театре я могу играть разные жанры, практически без ограничений, и, чем ярче жанр по своему контрасту, тем больше я получаю удовольствия, и тем больше получают удовольствия зрители и те, кто со мной работают. Комедия, водевиль, фарс - что угодно. И славное время наступает сейчас, когда я могу делать то же самое в кино, то есть мне предлагают такие же острохарактерные, жанровые роли в кино. Вообще, я считаю, невозможно сочетать профессию актера и режиссера. Актеры - это дети, мы абсолютно не от мира сего! Если ты становишься умным и рассудительным, как режиссер, ты утрачиваешь что-то важное, ты не сможешь дальше быть паяцем, а актерская профессия подразумевает, что ты обязан им быть! Потому что чем богаче палитра, тем интереснее, чем богаче количество красок, тем интереснее, чем меньше ты боишься риска, чем легче ты идешь на риск совершить ошибку, потерпеть неудачу на премьере, тем интереснее. Нельзя бояться, хотя страх все равно существует. Профессия такова, что ты должен все время расширять стены твоего зала, все время пускать новых людей в зрительный зал. В делах людей прилив есть и отлив, с приливом достигаем мы успеха!



беседовала Марина Троянова
фотографии Виктора Галактионова


http://www.kino-teatr.ru/teatr/person/72/

Док. 502729
Перв. публик.: 08.10.06
Последн. ред.: 08.10.08
Число обращений: 137

  • Ливанов Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``