В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инна Чурикова: И тогда Тарковский сыграл Офелию... Назад
Инна Чурикова: И тогда Тарковский сыграл Офелию...
- Как работалось в кино вместе с сыном?

- Мучилась я, переживая и за него, и за себя. Была двойная пытка. Но я вам должна сказать, что Ваня абсолютно в этой истории был достоверен. Может, он волновался, может, не раскрылся до конца, но не врал. Не было ни одной фальшивой интонации. Правда, не знаю, как получится на пленке. Кстати, Ваня впервые снялся в кино, когда ему было четыре годика (в картине "Васса" режиссера Глеба Панфилова). Он тогда точно знал, как надо играть Колю, поэтому делал замечания и мне, и всем остальным - маленький свободный человек. Сейчас Иван учится на юридическом в МГИМО. А мне кажется, ему надо - на актерский. Но он нам сказал: мама, папа, артистом и режиссером - никогда! Насмотрелся на нас. Тем не менее, мне кажется, что-то в нем эта картина пробудила. Но это его личное дело.

- Где снимали "Без вины виноватые"?

- Должна вам признаться, что я люблю провинцию. Чем дальше от города, тем люди естественнее, сердечнее, добрососедственней и искренней. Снимали мы "Без вины виноватые" в Плесе, как раз в провинции, где Волга просто бьется тебе о ноги. Я часто стояла на берегу, замерев, и как-то была очень умиротворена. Такая вокруг красота! И действует она так, что становишься спокойнее. И кажется, что ты художник - можешь взять кисточку, краски и писать, писать картины.

- Ваша любовь к провинции, наверное, не случайна?

- Да, потому что моя бабушка, Акулина Васильевна, жила в деревне Максы Рязанской области. У нее был бедный-бедный деревенский дом, в котором между бревен были такие промежутки, что можно было смотреть сквозь них на улицу, как в окошко. И я к ней часто приезжала маленькой. Для меня ее дом - самое родное, что у меня есть. Я считаю, что в этом доме - мои корни. Помню, когда мы сидели на завалинке с бабушкой, она мне много интересного рассказывала. О том, например, что в колодце раньше жил леший, поэтому заглядывать глубоко в него нельзя, он может поманить. Вот и какую-то Тоню он уже к себе и заманил...

Тогда мне казалось, что бабушка - уже в возрасте. А к ней, оказывается, сватались. Но она отказывала, говорила, что не может, потому что Захар, мой дедушка, ее супруг, погиб во время войны. Он возил на машине хлеб для ленинградцев во время блокады. И когда по Ладожскому озеру он ехал в очередной раз, в его машину попала бомба. Бабушка хранила верность ему всю жизнь. И когда я спрашивала ее, почему она замуж не выходит, она говорила: "А как же я деду Захару в глаза посмотрю?"

А еще моя бабушка очень любила петь. Когда из хора Пятницкого разъезжали по деревням и искали солистов, они послушали мою бабушку (у нее был стопроцентный слух) - и взяли. А она имела шестеро человек детей, поэтому пришла к деду Захару и попросила - отпусти, хочу петь. Он говорит - еще чего, вон дети, воспитывай. И не пустил. Тогда, это мне рассказывала уже мама, бабушка убегала из дома на свадьбы, чтобы петь. А потом приходила в дом, к деду Захару, и мыла, и стирала, и винилась, винилась. Но продолжала бегать на свадьбы, чтобы попеть.

- Бабушка рассказывала вам, какой вы были в детстве?

- Я была очень смелая девочка. И когда приезжала в деревню, на меня приходили посмотреть, ведь я была все-таки городская девочка. И часто просили: "Ин, ну иди сюда, ну спляши". Мне было лет пять-шесть, и я выходила, плясала, пела. Сейчас бы постеснялась.

- Слава Богу, на сцену выходить вы не стесняетесь. С кем из партнеров вам интереснее работать?

- Все мои партнеры - чрезвычайно талантливые, индивидуальные... Вот, например, Армен Борисович Джигарханян - партнер мощный. Он, конечно, актер от Бога. Когда я с ним на сцене, у меня такое чувство, что я прекрасная женщина. Вот такой он мужчина. Мне вообще кажется, что он очень любит женщин. А как партнер он всегда, когда я говорю текст роли, даже дышит тихо, чтобы не помешать мне. Еще он остроумный, и с ним всегда смешно. Он любит рассказывать интересные истории на репетициях. Замечательный человек и очень талантливый.

Вот Коля Караченцов совсем другой. Колю я люблю бесконечно. Он - мой партнер по жизни. Мы с ним много лет играли один замечательный спектакль. И часто шутили, что, когда состаримся и не все слова будем выговаривать из-за собственного возраста, "Сорри" мы играть все равно будем. Но, видите, как случилось... И больше ни с кем я не хочу играть этот спектакль. Нельзя взять на роль Коли другого артиста. Потому что это - глубоко личная история.

А Геннадий Викторович Хазанов - невероятный человек! Мы все его знаем как артиста, который выходил на сцену и владел залом. Он настолько остроумно, озорно и талантливо исполнял миниатюры, что гипнотизировал весь зал. А потом он вдруг понял, что этот жанр уже не действует на людей. Не знаю, прав он или нет, но он стал работать уже с партнерами в спектаклях. И мы с ним сделали спектакль "Смешанные чувства" у режиссера Леонида Трушкина. Как он там замечательно играет! Он знает абсолютно, что такое смешно. Но и чувствует, что такое драма. И мне кажется, что он прекрасный драматический актер, Эдуардо де Филиппо написал эту пьесу специально для него.

Вот что я могу рассказать о трех мужчинах-партнерах, которых я нежно люблю.

- Перейдем к режиссерам. В свое время в "Ленкоме" Тарковский поставил "Гамлета", вы в нем играли несчастную Офелию. Чем вам запомнился этот режиссер?

- Мне очень понравилось его решение роли Офелии. Обычно эту героиню видят как нежное создание, влюбленное в Гамлета... Кстати, решение роли Офелия было отчасти и моим. В это время я как раз родила Ванечку, поэтому искала няню. И когда ко мне приходили молоденькие девочки, я за ними наблюдала. Что-то от них было в Офелии. По-нашему, она была больше влюблена в принца Гамлета, который будет королем, чем просто в мужчину Гамлета, понимаете? Она хотела быть королевой, что ж греха таить? Такое желание у многих женщин возникает - хочется им за принца, то есть за директора банка. Ничего плохого. Но все-таки мне кажется, что за любимого лучше... Вот это решение Андрея Тарковского производило сильное впечатление.

- А сам Тарковский произвел на вас впечатление?

- Я его уважала, и мое уважение к нему было очень сильное. На репетиции он сидел в зале, а мы, артисты, на сцене. У него на столике бутылочка винца. Он наливал себе немного, выпивал и с восторгом ходил по залу, заходил на сцену, садился... Помню, репетировали сцену сумасшествия, я запела "С рассвета Валентинов день", смотрю - Андрей поет вместе со мной. Потом я села. И он сел. Вот так мы втроем с Клавдием (актер Владимир Ширяев) и пели. Потом он говорит: "Ин, можно я за тебя сыграю Офелию?" Я говорю: "Андрей Арсеньевич, пожалуйста". И он играл. Тогда как раз репетировал Гамлета Толя Солоницын. Андрей ему и говорит: "Толь, с тобой трудно играть, ты как-то ничего не даешь".

- А с режиссером Захаровым в родном "Ленкоме" всегда находите точки соприкосновения?

- В семье обязательно должны быть размолвки для того, чтобы понять друг друга лучше. Сейчас у меня нет повода для этого, слава Богу.

- Вы часто от ролей отказываетесь?

- В театре отказалась от Коробочки. Пьесу писала Нина Садур по гоголевским "Мертвым душам". Мне показалось, это как-то неинтересно. Часто и от кино отказываюсь. Ой, что предлагают, боже мой! Например, один раз принесли сценарий про женщин, которые любят друг друга. Но я была просто не готова это играть. Не готова...

Я бы еще вам рассказала смешную историю, но она неприлична даже... Мне звонит режиссер, финн. И на своем языке говорит, что есть такая пьеса, не пугайтесь, "Монологи вагины". Извините меня, но я не знала значения этого слова. Дожила, и не знала. Поэтому подумала, что монологи какой-то женщины. Он мне - мол, пьеса очень смелая. А я что, ничего, я не боюсь смелых пьес. Ну и принес мне почитать. Я открываю, а там написано: молодая вагина - первая роль, вагина средних лет - вторая роль... Там даже старушка-вагина была! Начинаю читать. И потом догадываюсь, о чем речь. А-а-а! Я просто сошла с ума! И опять была не готова. А его слова о том, что пьеса шла в Англии с невероятным успехом, уже не были важны. Я отказалась тут же. Вот такая история была. Это не моя драматургия, другая. Мне "Чайка" больше нравится... Зато я узнала много нового.

25.02.2008
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/churikova/interview8.html

Док. 503194
Перв. публик.: 25.02.08
Последн. ред.: 09.10.08
Число обращений: 104

  • Чурикова Инна Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``