В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Бабкина давно и безоговорочно воспринимается как сильная и независимая личность, незаурядная артистка Назад
Надежда Бабкина давно и безоговорочно воспринимается как сильная и независимая личность, незаурядная артистка
Надежда Бабкина давно и безоговорочно воспринимается как сильная и независимая личность, незаурядная артистка. Ее авторитет на российской сцене непререкаем (по масштабу популярности ее можно сравнить разве что с Аллой Пугачевой, Людмилой Зыкиной и Софией Ротару - вечными обитательницами эстрадного Олимпа). Уже много лет ее имя прочно ассоциируется с ансамблем "Русская песня" и эстрадно-фольклорными хитами. Но с недавнего времени "казачка Надя" (как она сама себя называет) все чаще экспериментирует с музыкальным жанрами и формами сценического действа.

Самый яркий тому пример - дуэт с исполнителем эстрадного толка Евгением Гором, победителем музыкального конкурса и, кстати, нашим земляком. На родине своего протеже Надежда Бабкина решила дать необычный концерт: в Ижевске она представила не просто дуэт с Гором, но и включила в программу выступления самодеятельного коллектива "Знакомые мелодии", в котором раньше пел Евгений, и театра танца "Купол". Смотрите, мол, какой путь проделал этот молодой человек: от провинциальной эстрадной студии до крупнейших московских залов. Конечно, результат этого совместного концерта оказался важнее для ижевских ансамблей: они вышли на одну сцену с одной из самых ярких артисток нашего шоу-бизнеса. Сама же Бабкина от этого альянса мало что выиграла - да, видимо, она и не ставила перед собой такой цели.

- Надежда Георгиевна, вы сделали концерт не просто с эстрадным певцом, но и, вместо "Русской песни", с самодеятельными ансамблями. Не боитесь уронить свой профессиональный статус?

- Мне уже ничего не страшно. Поговорят да перестанут. И потом я не делаю акцент на нашем с Евгением Гором дуэте: с "Русской песней" я появляюсь на экранах все-таки чаще. А самодеятельность надо поддерживать, потому что она дает человеку, который чувствует свой потенциал, возможность продвинуть себя дальше. Это первый шаг в профессию. И я надеюсь, что мой опыт им поможет, а я, в свою очередь, подзаряжусь от них чистотой. Но для серьезных результатов нужно получать профессиональное образование. Почему у нас считается, что петь может любой? Врач должен иметь диплом, педагог или инженер - тоже, в этом мы непреклонны. Так почему артист, который создает интеллектуальный и духовный продукт, должен выходить на сцену с тупо выученным текстом и ничего не иметь за душой?! Все участники "Русской песни" имеют профессиональное музыкальное образование или получают его сейчас.

Что касается работы с провинциалами... Я сама не коренная москвичка: я с юга России, волжская казачка. Женя Гор - ваш земляк, он из Ижевска, так поддержите его! Но у нас почему-то случается наоборот: если провинциал выходит на уровень всей страны, то начинается "долбежка" прессы: как, да почему, да кто за этим успехом стоит... Но это ведь не играет роли - результат важен! Когда я приезжаю к себе на родину, то слышу: "Это наша Надя Бабкина! Мы ею гордимся!" Это классно! Но и ты несешь ответственность перед людьми, обязуешься держать уровень. То же и с Женькой. Волею судьбы на каком-то этапе я оказалась рядом с ним. И замечательно! Это надо поддерживать и приветствовать. Сейчас я посмотрела, как работает коллектив, в котором Женя выступал. Они делают все очень искренне, но сразу видна разница между этими людьми и Женей. Эта разница колоссальная! Она появилась благодаря его двухлетнему отсутствию, когда он получил возможность работать на другом уровне. Он теперь шагает по другим ступеням. Он растет. Конечно, его очень тянет в родной город, но сейчас он вернулся в него уже на принципиально новом витке спирали.

Кстати, после Жени ко мне в театр потянулись люди из Ижевска. У меня состоялся ряд прослушиваний, и надо сказать, что некоторых я взяла в "Русскую песню". Например, ижевскую девочку Наташу Попову, выпускницу вашего музыкального училища. Ей всего двадцать, но у нее такая косища до пояса и такое глубинное понимание творчества, которое меня приводит в восхищение! Мне нужны талантливые артисты! Я готовлю себе конкуренцию внутри своего дела. И могу заявить без ложной скромности, что в стране нет творческого коллектива лучше "Русской песни". Когда Зыкина мне сказала: "Надя, сделай что-нибудь, потому что за тобой никого нет", - я резко начала воспитывать внутри театра музыкантов, которые могли бы соперничать со мной. Я создала группу "Мужики" и молодежную группу "Русская песня XXI века". Сейчас я перевожу этих ребят в основной состав, вместо тех, кто пойдет на заслуженный отдых. Не потому, что состарились или работают плохо, а потому что устали. Потому что моего темпа выдержать практически никто не может! Все валятся с ног, а я держусь. Это Бога надо благодарить, больше некого.

- Вы так горячо поддержали стремление Евгения выступить на родине. А вы возвращаетесь в свой родной город?

- Очень редко. Хочу бывать там чаще, потому что у меня там мама живет, но не получается: с каждым годом на меня наваливается все больший спрос, все больше появляется проблем, которые я должна решать. У меня просто нет времени. Иногда выкраиваю два дня, думаю: хотя бы немного отдохну с родными людьми. Но уже на следующий день трубка разрывается от звонков: в Москве мой коллектив показывает программу, и им нужен мой совет, моя оценка, мое присутствие. И я выбираю Москву, потому что за каждое появление на телеэкране платятся бешеные деньги. У нас ведь не бывает так, что если ты делаешь рейтинг какой-то программе, то тебе платят деньги. Я сделала себе имя, и я же должна платить каналу?! К счастью, со мной этого не происходит: у меня боятся брать "бабки", потому что я Бабкина!

Если вернуться к разнице между столичными и провинциальными артистами... В Москве все становятся борзыми, наглыми, агрессивными. И тебя провоцируют на это! Намеренно доводят до состояния, когда ты вынужден обороняться, и смотрят - а как ты держишь удар? Или даже укус... Сейчас ведь вся наша демократия построена на хамстве в общении, а не на том, что каждый может высказать свою позицию, свою идею. И такая подача информации (в том числе и с экрана), к сожалению, возводится в ранг культуры. В провинции, слава богу, этого нет. Здесь людям еще свойственны скромность, приличие. Я вижу много преимуществ в провинции. Вижу как артистка, руководящая своим коллективом уже много лет. Другое дело, что массовая информация и финансовые потоки сейчас централизованы. И продюсерские веяния идут из Москвы. Знаете, по какому принципу создаются звезды? Если продюсеру сегодня нравится вот этот тип лица, то он будет его раскручивать, вкладывать в него деньги. И никто не будет думать о духовном продукте, о том, что этот "тип лица" выдаст на сцене. Техника за него все сделает: шепни в микрофон, а компьютер споет. А когда из провинции берешь солиста или группу, которые могут петь по-настоящему, то тебе говорят: "Ой, с ними возни столько!" Талантливых ребят называют "неформат". Да я и сама "неформат"! Бабкина не вписывается в формат ни одной радиостанции Москвы...

- Это странно - вы же все время меняетесь. Сейчас вы производите впечатление очень современной, европейской женщины.

- У меня в репертуаре шестьсот с лишним песен, но время ведь идет. Нужно понимать, что ты живешь не в каменном веке, а сегодня, в веке XXI. Надо время ощущать на себе. Музей как явление - это хорошо, это преемственность культурных традиций. Но ты сам не должен становиться музеем. Вокруг идет реальная жизнь! На меня смотрят и спрашивают: "Где ее гладкая прическа, где коса?" Да это не проблема, я могу зачесать волосы и заплести косу. Но я хочу быть и другой, такой, как сейчас! Это время диктует. Сейчас другая информация, другая энергия, другие возможности. И тот, кто эти новые условия не принимает, остается в хвосте.

- Стать "играющим тренером", продюсером вас тоже новое время заставило?

- Я не продюсер. В противном случае мне нужно было бы отказываться от работы с семью коллективами "Русской песни" и вкладывать все силы и деньги в одного человека, например, в Женьку. Но будучи председателем жюри на Первом конкурсе артистов эстрады, который проходил в прошлом году по регионам (финал был в Москве), я получила возможность как-то помочь лауреатам. Там был честный конкурс. Люди выходили на сцену и показывали, на что они способны. В Саратове таланты "косяком пошли", один коллектив лучше другого. Я спрашиваю организаторов: "Кто такие?" Мне отвечают: "Все из Ижевска". Потом вышел Женя. Он выгодно отличался от других, даже самых ярких конкурсантов! То ли на него так повлияло то, что он год провел в Америке и получил отличное образование, то ли что-то другое, но я увидела... Вышел на сцену человек, и по первому жесту, по походке, по первому развороту все стало понятно. Я сказала: "Обратите внимание, вот пацан классный!" И когда он спел, оказалось, что я не ошиблась. Для меня дело чести - дать ему шагнуть в нашу серьезную компанию. Конечно, его не будут сразу принимать с распростертыми объятиями. Да, мне придется постоять с ним рядом. А в это время он должен готовить свой репертуар (что он и делает). И мне нравится, как он готовит себя: репетирует, собирается получать второе высшее образование, и в этом я ему тоже посильно помогу.

- Ваш сценический дуэт сохранится после того, как Евгений "встанет на ноги"?

- Понятия не имею. Пока это вызывает симпатию, нравится людям, потому что, по большому счету, на нашей эстраде таких романтичных и нежных дуэтов сейчас нет. Похоже, что, не думая об этом, мы заняли пустующую нишу. Сначала мне действительно хотелось, чтобы он появился на экране (если я рядом, его, понятное дело, не вырежут). Но потом мне сказали, что он и сам по себе выглядит убедительно. Я и вижу этому подтверждение: с него же камера не сходит! Его крупным планом стали брать чаще, чем меня! Это говорит о том, что он уже умеет себя подать, хотя учиться еще многому надо. Я буду помогать ему до тех пор, пока он не будет готов к самостоятельному прыжку.

- Позволяете ли вы идти на компромиссы с собственным вкусом, включая в репертуар песню, которая лично вам не близка?

- Позволяю, потому что надо учитывать и желания аудитории. Но только в том случае, если это не претит моему внутреннему состоянию.

- Возможен ли вообще массовый интерес к национальной культуре в ее чистом виде, или современный человек способен воспринимать фольклор только в синтезе с джазом, роком, электроникой и так далее?

- Да, только в соединении. Популяризировать чистую национальную культуру невозможно. Мало того, к нашей печали в экспедициях по стране собирать стало нечего. Народные песни теперь - экзотика. В новых проектах приходится использовать записи, сделанные много лет назад. Хорошо, что я набрала немереное количество песен и всевозможных народных обрядов, мы ведь в свое время ездили по всей стране, искали редкий фольклор. Нашего запаса хватит и нам, и другим коллективам... А сейчас возможен только синтез, потому что пространство открыто, и огромное количество разной музыки хлынуло к нам "из-за забора". И нельзя говорить, что наше - это хорошо, а западное - плохо. Невозможно отгораживаться от мировой культуры.

- Мы сегодня много говорим о талантах из провинции. Но многие провинциальные коллективы не могут развиваться уже потому, что у них нет репетиционной базы. Бывшие Дома творчества превратились в коммерческие заведения, куда художественной самодеятельности входа нет.

- Так и в Москве то же самое происходит. Известный детский ансамбль "Непоседы" остался без крыши над головой. Даже нас однажды выселили на улицу! У нас было чудное репетиционное помещение в Доме офицеров. Мы соседствовали с Львом Лещенко, Володей Винокуром, Аллой Духовой и ее "Тодесом" - тусовка у нас была чумовая! И вдруг к нам пришли и сказали, что мы должны очистить помещение в десять дней! Скорее всего, после ремонта там разместится игровой бизнес или ресторация. Ну как бы мы в Москве за десять дней нашли новое помещение? Хорошо, что я заранее, интуитивно начала готовить музыкальную студию, и нам было, куда податься. Но там можно было только записываться, а где ставить танцы? И я пошла в Правительство Москвы к Лужкову! Наседала так, что пусть и не сразу, но дал помещение - лишь бы я отвязалась. Еще пять лет я судилась за это помещение со структурой, которая его занимала. И даже после последнего арбитражного суда, который я выиграла, я смогла въехать туда только с помощью ОМОНа, под звук сирен. Слава богу, без выстрелов обошлось.

Потом я там самостоятельно сделала ремонт - на личные деньги, заработанные на гастролях. У меня там не бог весть какая роскошь, золотых унитазов нет, но все чистенько, аккуратненько и очень уютно. Теперь у нас там и детская школа-студия есть, дети от шести до четырнадцати лет занимаются и народным танцем, и танцем-модерн, и стихи читают, и спектакли ставят. Так что не надо ни от кого ничего ждать - надо действовать самостоятельно! Тогда и будет результат.

- Ваш темперамент мешал вам когда-то?

- Да. Причем чаще, чем помогал. Моя жесткая позиция и мои высказывания не всем нравятся. А что я сделаю, если оно само вырывается!

- Вы достаточно хорошо представляете жизнь российской глубинки. Это подвигает вас на какие-то благотворительные акции?

- Бесконечно. И дело не только в материальных вложениях. Я могу дать свой духовный потенциал, свою энергию, вес своего имени. Меня часто приглашают выступить в поддержку детских домов или клиник для безвозвратно больных детей, для неимущих, для ребят, которых привезли на реабилитацию из Чечни... Вы посмотрите, что творится у нас в армии! Дух патриотизма практически утерян... И чтобы он возродился, нужно напоминать этим пацанам, какой земли они уроженцы, где их дом, где их ждут папа с мамой. Эта внутренняя любовь к своей семье, к своим домам должна главенствовать в их умах, и тогда все будет потихоньку налаживаться. Мы столько много разрушили, теперь надо это восстанавливать.

- А что для вас является символом России?

- В первую очередь - Господь Бог, который хранит нас от всего и дает испытания. А знаете, почему? Потому что мы - сильные. Он слабых не трогает.

08.11.2004
http://www.peoples.ru/art/music/national/babkina/interview2.html

Док. 503411
Перв. публик.: 08.11.04
Последн. ред.: 09.10.08
Число обращений: 191

  • Бабкина Надежда Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``