В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Она удивительно умеет шагать в ногу со временем Назад
Она удивительно умеет шагать в ногу со временем
Она удивительно умеет шагать в ногу со временем, даже исполняя песни, написанные в позапрошлом веке. Ее судьба - сказка о Золушке на русский лад. Деревенская девчонка с вечно неблагополучного почему-то Поволжья покорила столицу, а с ней и всю страну. Талант? Конечно, хотя и три высших образования что-то значат. Надежда Георгиевна в бытность просто Надей страсть как любила учиться, а теперь гордится своими дипломами: дирижер хора (ГМПИ им. Гнесиных, 1976 год), сольное народное пение (там же, 1983 год), режиссер эстрадных и массовых представлений (ГИТИС им. Луначарского, 1986 год). Титулов и званий у нее еще больше, мое внимание привлекают экзотические. Ну, например, Надежда Георгиевна - полковник казачьих войск с правом ношения оружия. Не знаю, слышали ли вы о казачьей коннице в Сан-Марино, но голос Бабкиной слышали точно. Жителям карликовой республики он явно пришелся по душе, иначе едва ли ей присвоили бы звание доктора искусств этого государства.

- А вам, Надежда Георгиевна, какое звание дороже: казачий полковник или доктор из Сан-Марино?

- Мне вообще не дороги звания. Мне дороже народная любовь. И уж конечно не народа Сан-Марино, хотя для актрисы успех всегда важен и приятен. Причем там, где она сейчас выступает, в Сан-Марино - значит, в Сан-Марино.

- Так ведь народ и звания присваивает. Вот вам не обидно: Ирина Аллегрова - Императрица, Алла Пугачева - Примадонна, Надежда Бабкина - казачка Надя.

- Совершенно не обидно. Я - действительно казачка Надя. По происхождению казачка, я с юга России, родилась и выросла в Астраханской области. Уклад дома был казачий, неповторимый, а императрица - это уже фантазии.

- Надежда Георгиевна, что значит казачий уклад при советской власти в послевоенное время?

- Это в подсознании. Казаки - люди очень добрые, гостеприимные, дом - нараспашку. Широкие и непременно поющие.

- Ах, так голос у вас - это наследственный дар?

- Папа у нас изумительный человек был, сельскохозяйственный работник - волевой, голосистый. Петь любил. Его уже нет, похоронили мы его. Мама у меня учительница начальных классов под Астраханью. Сколько ни упрашивала ее перебраться ко мне в Москву - отказывается наотрез. Родители, между прочим, мечтали, чтобы я стала врачом.

- Пренебрегли вы, стало быть, родительским наказом?

- Кто это вам сказал?! Я после школы поступила в медицинский. Но надолго меня не хватило. Уже на первом курсе все ходили и по больницам, и в реанимацию, операции смотрели и всякое такое. Я пару раз в обморок грохнулась и поняла - это не для меня.

- Вот уж не думал, госпожа полковник, что вас так легко до обморока довести.

- Легко?! Сижу на лекции, постукивают меня по плечу, оборачиваюсь - коробочку спичечную передают, открываю, а там ухо лежит. Вы можете себе такое представить?

- Запросто. Я тоже учился в медицинском.

- Значит, вы понимаете, что эти люди одержимы совершенно другим. А я как приехала в Астрахань, быстренько нащупала родственные связи в музыкальном училище.

- Вы, значит, по блату поступили? Современные звезды из раскрученных семейств все, как один, дружно рассказывают, что в театральный поступали на общих основаниях, называя при этом экзаменатора дядей Васей. А вы так прямо и заявляете про родственные связи?

- В училище преподавал дирижер-хоровик Виктор Михайлович Егоров, шикарный дирижер, потрясающий! Он мне по маминой линии двоюродный брат. И вот я его нашла и говорю: "Я ваша родственница". А он отвечает: "Видал я таких родственников!"

- Локти, наверное, кусал себе впоследствии?

- Нет, он потом все выяснил и мне помог.

- Из астраханского музучилища до московской сцены дорога-то не очень гладкая, как правило. Опять же, нынешние звезды о покорении столицы страшилки рассказывают.

- Моя первая работа была с эстрадным оркестром при областной кинофикации в городе Астрахани. Так вот, я была солисткой и пела. Потрясающая была компания: на рояле Валерка Лямкин шпарил классно, контрабас, ударные, трубы были, тромбоны, все на полную катушку - практически бэндовская группа. И я с ними пела что придет на ум - мне так нравилось! Мы ездили на какие-то фестивали, вечера. Но каждые пятницу, субботу и воскресенье я пела по двадцать минут перед кино. Вот это и были мои первые настоящие зрители, они уже знали, что там я пою, - это были завсегдатаи. И когда меня однажды спросили: "А тебе не было обидно, что они приходили все-таки в кино, а не на тебя?", я сказала: "Минуточку! Но ведь вначале они останавливались у сцены, где я пою, и аплодировали мне. Это потом уже открывалась дверь в зал, и они смотрели фильм". Еще я пела в ресторане, и за это директор меня из училища исключал. Потом я восстанавливалась, потому что училищу нужны были победы на конкурсах, а я конкурсы выигрывала, и "плюсик" шел училищу - за таланты. Но сложности были еще и другие.

- Вы, как я понял, начинали чуть ли не с джаза?

- Я тогда пела все. Но подспудно мне как-то очень нравилось народное пение. Когда была популярна Мордасова, я ходила на ее концерты со своей собственной табуреточкой в "Аркадию" - был в Астрахани такой театр, без единого гвоздя сработанный, резной, из дерева весь. И я приходила туда, занимала место - народу было битком. И вдруг, неожиданно, это все с землей сровняли - говорят, коммунисты прошлись, хотя при чем здесь коммунисты? Я тоже была членом партии и хуже от этого не стала.

- Ах, вы были коммунисткой?

- Да-да! А что такого?

- У этой партии с казачеством отношения складывались весьма непросто.

- Я вступала в партию, выучив Устав и свято веря в то, что там написано! Я пришла, а мне говорят: "А ты рожей не вышла". И все. Я рыдала еще, что меня не приняли: как это так? Я должна ведь идти вперед, показывать пример! Я человек дисциплинированный, если сказала - сделаю, никогда никого не подведу, никогда никому подлости не сделаю. Наоборот, надо помочь - всегда! Я училась в институте на первом курсе, и за нами закрепили бабушек-революционерок, так мы за ними ухаживали, убирали, приносили из магазина еду, все делали - не вопрос! Я успевала везде. Получали мы стипендию на дневном факультете, еще и халтурили, ездили на макаронную фабрику, ликеро-водочный завод, в библиотеку - по десять рублей зарабатывали! Я была очень активная девчонка.

- Ну, кто бы сомневался.

- У меня лучшая комната в общаге была, ректор приводил туда комиссии - показывать. В моей комнате устраивались самые лучшие гульки - словом, вся общага была у меня.

- Прекрасно. Но Москва тогда еще не была у ваших ног. Пока - только общага. Как столицу покоряли?

- Создала коллектив из тех девок, что жили со мной в общаге, и рванула в Москву. Вместе с девками. Поступила в Гнесинку, училась, но мы уже и выступали с концертами.

- В училище имени Гнесиных у вас кузена не было?

- Никого тогда у меня в Москве не было. Но верила в себя, и коллектив свой этой верой заражала.

- Извините, Надежда Георгиевна, но вас и ансамбль "Русская песня" коллеги называют группой захвата. В сочетании с присвоением вам полковничьего звания это вызывает повышенный интерес. Проясните, за что вам такая честь?

- Я своим артистам всегда говорю: "Нам не надо чинно-благородно выходить на сцену. Надо врываться на нее и мгновенно захватывать. Тогда и зритель будет наш. Нравится ему это, нашему зрителю". Ну, а коллеги-эстрадники услышали это и теперь пошучивают. Да на здоровье!

- Есть ли артисты, которых вы считаете своими учителями, чей опыт стараетесь использовать?

- Да, и таковых немало. В первую очередь, это артисты, работавшие и работающие в том же жанре: Русланова, Зыкина, Мордасова. Но это и Пугачева, к примеру. У нее есть чему поучиться.

- А как вы относитесь к конкурентам?

- У меня конкурентов нет!

- Я имею в виду тех, кто "играет на вашем поле". Ваша тезка Кадышева, например.

- Кадышева? Какая же она конкурентка?! Она - попса!

- Это плохо?

- Почему? Людям нравится, и хорошо. Только это уже не мое поле.

- А, простите, ваш роман с Евгением Гором - это не рекламный ход?

- При чем тут реклама?! Кто б узнал об этом романе, если бы не журналисты?

- Конечно же, журналисты виноваты. Это они написали песню о том, что вас с возлюбленным не волнуют досужие разговоры, и исполнили ее на сцене да на телевидении.

- А это был уже ответ завистникам.

- Вам пора бы к завистникам привыкнуть. Они ведь давно около вас и в большом количестве. Специфика профессии.

- Никакой специфики! У успешных людей завистников хватает вне зависимости от профессии.

- А вы - успешный человек? Я понимаю, что на сцене - очень успешный, и это главное, а вообще в жизни?

- Я - успешный человек. Я осуществила очень многое из задуманного. Создала театр "Русская песня"...

- И хлопот у вас прибавилось.

- Я их не боюсь. Я успеваю делать все сразу.

- Что вы имеете в виду?

- Ну, например, в моем кабинете в театре есть кухня.

- В смысле - разогреть что-то и перекусить на работе?

- Нет, нормальная кухня. Я люблю готовить. Дома не всегда успеваю.

- То есть дома у вас нет кухни?

- Дома у меня есть все, что мне нужно. Не только кухня, но и баня. Баня для меня - лучший отдых.

- Хорошая квартира, стало быть?

- Большая, во всяком случае. И дача есть. А там - еще одна банька. Я настолько люблю готовить, что это для меня - тоже отдых. Соленья, варенья - все сама.

- Может, вы и в магазины сами ходите?

- Хожу. И популярность мне мешает. Не скажу, что она мне вообще мешает, артист не должен так говорить. А вот именно в быту мешает. У меня такое ощущение, что каждый день все смотрят мне в замочную скважину. У меня спина всегда, как струна, в напряжении, потому что со мной все здороваются, и я отвечаю тем же. Если я прихожу в магазин, я не могу при всей своей популярности пролезть вперед, к прилавку, и сказать: "Дайте мне батон хлеба", потому что я знаю прекрасно, одни скажут: "Да чего вы стоите? Идите, возьмите", - а другие мне вслед такого навешают, и я не хочу, чтобы мое имя везде так вот трепали.

- У вас очень большой коллектив, и руководить им, наверное, сложно. Вы же - человек творческий. Зачем вам эти лишние проблемы, я знаю, что вы и к помощи продюсеров прибегаете крайне редко?

- Такой уж характер. Ничего не могу с этим поделать.

- Властный?

- Властный, конечно. Я руковожу уже 30 лет, поневоле властной станешь. А как иначе? Хотя близкие считают меня нежной и ранимой. Но эти качества нужно прятать в себя поглубже. Я ведь - сама по себе. Действительно, обхожусь без продюсера, хотя в это сегодня трудно поверить. Записываю альбомы, а рекламных кампаний никто мне не устраивает.

- А руководимый коллектив на вас не жалуется?

- У меня в коллективе многие ездят на иномарках, у каждого практически есть машина, есть жилье, и никто не обижен.

- Вы действительно замечательный руководитель, Надежда Георгиевна.

- Я - достаточно счастливый человек. Но нельзя быть счастливым в одиночку. Надо постоянно вкалывать и для себя, и для других. В конце концов, я - лидер, но право называться так необходимо подтверждать!

18.06.2006
http://www.peoples.ru/art/music/national/babkina/interview3.html

Док. 503414
Перв. публик.: 18.06.06
Последн. ред.: 09.10.08
Число обращений: 126

  • Бабкина Надежда Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``