В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Чижов - король на все времена Назад
Алексей Чижов - король на все времена
Ижевчанин Алексей Чижов - шашечный король на все времена. Вряд ли кому-либо из действующих спортсменов под силу побить его феноменальный рекорд в обозримом будущем. Сегодня Алексей Чижов, почетный гражданин Ижевска, вдохновитель, организатор и бессменный капитан шашечного клуба нефтяной компании ТНК-ВР (чемпиона России двух последних лет), дает эксклюзивное интервью читателям `Совершенно конкретно`.

- Алексей, каково быть в роли десятикратного чемпиона мира?

- Это очень здорово! Мне очень хотелось победить в десятый раз. И я рад, что получилось.

- Десятое восхождение на Олимп прошло в командном соревновании. Двадцать партий, и каждая - с новым соперником. Это тяжелее, чем играть матч с чемпионом или претендентом?

- Да нет. Матч играть тяжелее. Во-первых, это всегда очень сильный соперник. Каждую партию надо играть на уровне чемпиона мира. В турнире же можно передохнуть. К примеру, из всех двадцати партий я сделал три коротких ничьи. Турнирная ситуация позволяет перераспределять силы. В первой половине соревнования я уже выиграл четыре или пять партий. В остальных, по большому счету, можно было делать ничьи. С Сашей Шварцманом мы сыграли так. Для обоих это была уже вторая встреча за день, и мы просто дали друг другу передохнуть немного. Ничьи были у меня в ничего не значащих для конечного результата партиях. Вообще же, каждую партию надо играть на победу, иначе в какой-то момент может не повезти. Другое дело, что искомым результатом является именно ничья. Тогда я ее делаю.

- И как это происходит?

- В подходящей ситуации на доске я ее предлагаю. На моем уровне она чаще всего принимается.

- Почему в чемпионате не слишком сильно сыграли чемпион и экс-чемпион мира Георгиев и Шварцман?

- У Саши Георгиева откровенно не пошла игра. Играл тяжело, без внутреннего подъема. В полуфинале не выиграл партию, где должен был побеждать. Не было у него окрыления такого. Потом, уже во втором туре финала во встрече со мной он сильно перенервничал, хотел атаковать, но сам попал в явно проигрышную позицию. Для него ничья еще была хорошим исходом. Я мог сыграть и посильнее. Это он видел, а я нет. Ожидая как будто бы неминуемой развязки, он все нервы потерял. И еще у него была похожая ситуация. Одним словом, не сложился для него этот турнир.

Шварцману, скорее всего, не хватило физической подготовки. Устал он очень сильно. К тому же он играет за один из голландских клубов, и в наш единственный день отдыха ему пришлось играть очередной тур чемпионата Нидерландов. Вот и не отдохнул.

- Алексей, ты везучий человек?

- Вот уж нет! Мне никогда не везет. За последние четыре года повезло впервые. Я трижды мог стать в это время чемпионом мира и не становился.

- В последнем туре была встреча с латышом Гунтисом Валнерисом. Он был ближайшим преследователем. Вот уж, наверное, тяжело пришлось?

- Не скажу, что это была трудная партия. Закончилась вничью с материальным перевесом у меня. Я считаю себя самым техничным игроком мира. Может быть, и не самый сильный, но самый техничный - это точно. То есть в нужный момент я могу играть не рискуя. Со мной Валнерис никаких шансов на победу не получил, даже не было у него вариантов для обострения игры. Когда мы вышли из дебюта, позиция у него была беспросветная. Ничья делала меня чемпионом мира, и я ее предложил. Если бы он отказался, ему пришлось бы защищаться до конца партии.

- Может быть, стоило его дожать?

- Я этого не хотел. Один раз я уже выиграл, в матче с Вирсмой, двадцатую, последнюю, уже и ненужную партию. После этого Харм так заболел, что мне его жалко было. К тому же Гунтис мой товарищ и коллега по шашечной команде ТНК-ВР. Кстати, члены ТНК-ВР заняли первое, второе места, украинцу Кирцнеру чуть не хватило для попадания в финал. То есть `удмуртские нефтяники` играли хорошо.

- То есть немного пожалел Гунтиса Валнериса?

- У нас дружеские отношения. Меня устраивала ничья. Поражение бы для Валнериса сказалось на его спортивном авторитете, возможно, и на здоровье. Шашечные единоборства - вещь опасная во многих отношениях. Сродни ситуации в известном фильме Курасавы `Гений дзюдо`, когда ученик, сделав последний бросок, учителя сделал инвалидом. Зачем нам такое? Да и о себе я тоже думал. Не нужен был мне излишний риск. Я играл на результат. Зачем поднимать тонну, когда для победы достаточно одного грамма.

- Цвет в шашках не играет такой роли, как в шахматах. И все же какой для тебя предпочтительнее?

- Цвет и, стало быть, первый ход у нас действительно не имеет значения. Дебютный репертуар сейчас не то что решающего, вообще не имеет никакого значения, просто никакого. Лично мне все равно за кого играть - за белых или за черных. Да, кто-то больше любит играть белыми, кто-то черными. Все зависит от того, кто какими дебютами владеет. Но наши шашки - такая игра, что в дебюте получить заметное преимущество можно лишь при `обоюдном желании сторон`.

- За последние четыре года для тебя это была уже четвертая попытка завоевать десятый титул. А вообще, какое из десяти званий доставалось труднее всего?

- Последний турнир прошел в большом эмоциональном накале. Не могу сказать, что потребовались сверхусилия, но тяжело было. Однако тяжелее складывался матч с тем же Гунтисом Валнерисом в 1996 году. Тогда я сравнял счет по сетам - 2:2, выиграл дополнительные партии. Трудные матчи были и с Тони Сейбрандсом, и Хармом Вирсмой. Но, честно говоря, после очередного чемпионата все предыдущие как бы забываются. Так что трудно сказать, где было особенно сложно. Все матчи, все турниры трудно играть.

В том же 1996-м на чемпионском турнире в Абиджане (Кот-д,Ивуар) мы с голландцем Робом Клерком поделили первое-второе места, получили по золотой медали. Потом играли матч, где я победил в дополнительной партии и снова получил медаль. Получились как бы два чемпионата мира.

Трудно складывался полуфинальный матч одного из циклов с Александром Балякиным. Я грипповал, температура была под 38 весь матч, выиграл, тем не менее, 3:0. Пусть это был и не чемпионский матч, но он показателен.

- В шахматах теперь уже и не знаешь, кто настоящий чемпион мира. Их сразу несколько, по разным версиям. Шашкам это не грозит?

- Надеюсь, что не грозит. Все происходит из-за больших денег. В шашках таких денег нет.

Миллионы и нам бы не помешали. Впрочем, у нас спокойный шашечный мир. Как-то однажды в Голландии, где проходил крупный международный турнир, к нам заглянул тогдашний чемпион мира Рустам Касымжанов. Очень удивился спокойствию нашей шашечной обстановки: встречаются чемпионы мира разных лет и спокойно, дружески общаются меж собой. У нас, говорит, это невообразимо.

 

 

Геннадий Баталов

СОВЕРШЕННО КОНКРЕТНО, N 21,   2006

http://alexeychizhov.ru/publ/1-1-0-2

 



Док. 503700
Перв. публик.: 10.10.06
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 238

  • Чижов Алексей Рудольфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``