В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Ясулович: `Еще в молодости я понял, что блестящая карьера в кинематографе мне не уготована` Назад
Игорь Ясулович: `Еще в молодости я понял, что блестящая карьера в кинематографе мне не уготована`

Пролог.

 

`Золотой теленок`, `12 стульев`, `Бриллиантовая рука`, `Гостья из будущего` - любимые фильмы российского зрителя. В этих и во многих других картинах снялся известный актер театра и кино Игорь Ясулович. Свою первую роль он сыграл, когда ему было 20 лет. Сейчас Игорю Николаевичу 66, но он продолжает радовать своего зрителя в кино и на сцене ТЮЗа.

 

Игорь Ясулович: Не надо думать, что ты на века. Что есть - то есть, делай это хорошо, получай удовольствие от дела, которым ты занимаешься. Удовольствие бывает еще и от того, что ты делаешь его на определенном уровне.

 

При нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размера
 
При нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размера
При нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размера

 

Глава 1. Детство без приказов.

 

Игорю не было и четырех, когда закончилась Великая Отечественная война. Потому и детских воспоминаний о трудном и страшном для страны времени у артиста осталось немного.

 

Игорь Ясулович: Какие-то вспышки в памяти есть, скажем, встречи с отцом, который внезапно приезжал. Но это больше помнится по каким-то рассказам близких. Я в 1941 году родился, что я могу помнить?

 

Игорь Ясулович родился в селе Рейнсфельд, сейчас это Самарская область. Отец – офицер, мать – домохозяйка, обыкновенная военная семья. В любой момент по приказу они могли отправиться жить в другой город - по службе отца.

 

Игорь Ясулович: Жили мы в небольших городках, довольно долго мы жили в Измаиле, там дислоцировалась Дунайская флотилия, где служил отец, он морской офицер у меня был, инженер-капитан 1-го ранга и начальник техотдела Дунайской флотилии. И в этом провинциальном городке такого потока транспортного, как в других городах, не было. Тогда вообще об этом смешно было говорить. По улицам я гонял босиком, в компаниях играли. В войну играли, в казаков-разбойников играли, что-то придумывали. Бегали, путешествовали, смотрели развалины, которые сохранились со времен взятия Суворовым Измаила, там крепость еще сохранилась.

 

Смена обстановки и друзей - это было привычно для маленького Игоря, пока их семья стабильно не осела в Таллинне. Именно там мальчик пошел в школу.

 

Игорь Ясулович: Отец все время был занят, может, воспитание в том и заключалось, что не слишком много воспитывали. Я помню, как отец читал вслух. В редкие моменты, когда мы были вместе, он читал вслух. Выбирал `Записки охотника` Тургенева, что хорошо помню. Главное было то, что мы были предоставлены сами себе, были свободны. Т. е. воспитание было, конечно, и по поводу того, что хорошо, что плохо, мы от наших родителей понятие получали, но довольно много свободы было.

 

Свободолюбивому ученику таллиннской школы Игорю Ясуловичу еще в юности хотелось заняться чем-то особенным, чем-то таким, чтобы душу наизнанку выворачивало. Желание оказалось вполне исполнимым, когда он узнал, что существует театральный кружок, которым руководит сам Иван Россомахин, артист Русского драматического театра в Таллине.

 

При нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размера
При нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размера
 
При нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размераПри нажатии появляется картинка большего размера

 

Глава 2. Юная элита.

 

Уже скоро Игорь оказался в числе учеников известного актера. В драмкружке занимались талантливые ребята из двух школ, 19-й женской и 32-й мужской, где учился Игорь. Попасть в кружок к Россомахину считалось большой удачей.

 

Игорь Ясулович: Спектакли мы играли на сцене. То, что мы готовили, мы играли на сцене Русского драматического театра. Это было очень престижно, мы чувствовали себя, как теперь принято говорить, элитой. Мы были как бы выделены среди всех. Помимо интереса к театру еще был интерес и к девочкам, как вы понимаете. Потому что мужская школа дружила с женской школой, и было это оправдано тем, что мы занимались общим делом. Хотя мы приглашали на вечера девочек, а они на свои вечера приглашали нас. Но в кружке возникал общий интерес. И к театру, и друг к другу.

 

Иван Россомахин сыграл решающую роль в становлении актера. Он и помог своему ученику раскрыть талант и поверить в собственные силы.

 

Игорь Ясулович: Я хотел поступить в театральный институт, а не задумывался, какой я. Но в этом кружке были многие сегодня известные имена. Владимир Коренев, который работает неподалеку, в театре Станиславского, он тогда уже прославился фильмом `Человек-амфибия`. Виталий Коняев, который работает сейчас в Малом театре. Лейла Киракосян, которая в Питере работает. Лиля Малкина… В общем, много вышло из нашего кружочка.

 

Вкусив волшебство театрального искусства, Игорь решил, что по окончании школы прямиком отправится в Москву.

 

Игорь Ясулович: Такой практики не было, чтобы быстренько сесть в поезд, на пару дней смотаться в Москву, пройти консультацию, потом вернуться, досдать. Сдал экзамены, аттестат получил и поехал поступать. А в Москве уже все потоки были пропущены, уже добирали. Это я не к тому говорю, что я не поступил в другие учебные заведения, потому что уже все было сформировано. Но как-то сложилось, что попал во ВГИК, и я даже считаю, что в этом был перст судьбы.

 

Про указательный перст он понял позже. А тогда, после школы, Игорь попытался поступить в ГИТИС и срезался. Но удача все равно ему улыбнулась - только уже во ВГИКе. Прочитав басню, стихотворение и пройдя тест на киногеничность, юноша был зачислен.

 

Игорь Ясулович: Мне посчастливилось учиться у Михаила Ильича Ромма. Я сейчас имею в виду общение с этой личностью. И это, я должен сказать, оказало очень сильное воздействие на меня. Помимо того, еще во ВГИКе была своя атмосфера. ВГИК ведь особое учебное заведение, а тогда - тем более, когда мы почуяли этот воздух свободы, оттепель, было такое понятие оттепели. И ВГИК дышал этим.

 

Глава 3. Купание в лучах славы.

 

Во ВГИКе Игорь Ясулович увлекся пантомимой, ежедневный тренинг, акробатика и танец на всю жизнь вошли в привычку актера. Благодаря этому артист научился без усилий играть задачу телом. Его никогда не пугала работа, требующая выдержки и физической силы, - закалился в молодости.

 

Игорь Ясулович: Утром был тренаж, причем туда включался и балетный станок, и акробатика, и прочее. И элементы биомеханики, которые нам преподавал Зосим Павлович Злобин, он у Мейерхольда как раз занимался этими упражнениями, он был артистом театра Мейерхольда.

 

С гастролями молодые актеры Театра пантомимы объездили почти всю Россию. Были и в союзных государствах. Сумасшедший график, адская усталость, но их молодость преодолевала все.

 

Игорь Ясулович: Мы сыграли в Москве 10 первых спектаклей пантомимы нашего театра. На гребне успеха уехали, по-моему, еще Киев, Львов были. И везде был просто фейерверк, везде аншлаги и полные залы, и аплодисменты, и успех, успех, успех. Цветы, девушки, которые плакали, провожая нас, такие романтические настроенные.

 

Девушки страдали, писали стихи молодым столичным актерам, с упоением смотрели все их спектакли. А недавние выпускники с наслаждением купались в лучах успеха. Они так долго этого ждали. Последним в гастрольном туре значился Крым.

 

Игорь Ясулович: Мы приехали в город Камыш-Бурун, увидели, что в зале, где мы будем играть, еще идет фильм, и нас очень расстроило, очень разочаровало, что нас не ждут. Еле-еле успели поставить декорации и не поставили, не смогли смонтировать наш интермедийный занавес. А весь спектакль строился еще и на том, что был занавес, из-за занавеса выскакивала табличка с названием пантомимы. И каждая пантомима обрамлялась этими слугами просцениума, для каждой был придуман какой-то рисунок, показывали мы на название, какой-то давали намек на то, что зрители сейчас увидят, и открывали занавес. А поскольку этого не было, решили, что мы будем объявлять номера.

 

И объявили, как казалось тогда ребятам, очень талантливо.

 

Игорь Ясулович: Пантомима `Африка`, в роли колонизатора народный артист Валерий Носик, в роли угнетенных африканцев кордебалет театра. Абсолютная глупость. Но нам за кулисами и за занавесом было очень смешно, мы возбуждены были. И каждый в меру своей испорченности или талантливости что-то придумывал в каждой пантомиме. Зрители этого не заметили. Они получили удовольствие, они хлопали. Но это было позорно. И Александр Александрович Румнев был очень огорчен.

 

Актер навсегда запомнил слова своего педагога, сказавшего, что этическое должно быть выше эстетического. И со временем Игорь Николаевич все больше убеждается в том, как глубоко был прав его учитель.

 

Глава 4. Настоящее счастье.

 

Мир кино. Игорь Ясулович в нем почти полвека. Кинематограф всегда баловал его ролями. Количество фильмов в копилке актера давно перевалило за сотню. И ничего, что главных ролей там единицы. Игорь Николаевич не из тех людей, кто хранит обиды на режиссеров и своих коллег.

 

Игорь Ясулович: Надо трезво оценивать себя и свое место. Кинематограф - это индустрия, и уже в советские времена было понятно, что мне в кинематографе не уготована блестящая карьера. А то место, которое мне посчастливилось занять, меня вполне устраивало. Нужны были другие лица, они были замечательные. О какой обиде можно говорить? Я в своей жизни встречался с Эрастом Павловичем Гариным, это великое счастье, что я с ним работал 4 года. Это очень хорошо отрезвляет.

 

Отрезвляет и возвращает на землю. Режиссеры, актеры, критики говорят об Игоре Николаевиче как об удивительном и уникальном актере. Он же считает себя лишь звеном, а не центральной единицей в огромной команде режиссеров, операторов, осветителей - всех тех, кто, как и он, познает мир с помощью иллюзии.

 

Игорь Ясулович: Талантливые люди никогда не тянут одеяло на себя. Как правило, они понимают, что наше дело есть дело партнерское. Об этом есть замечательные слова, запомните: `Ваш текст - это не ваша проблема, это проблема вашего партнера, а ваша проблема - это текст вашего партнера`. Это очень важный момент, и в нем тоже все отражается.

 

Игорь Ясулович не боится экспериментов. Ему комфортно в различных жанрах - комедиях, детективах, драмах. Виной тому, с улыбкой признается актер, его слишком интеллигентная внешность.

 

Игорь Ясулович: Облик у меня какой? Некий худосочный интеллигент. Если интеллигент, то что-то в нем есть не то, какая-то червоточинка есть. По этой линии и эксплуатировали. Например, гражданин с собачкой, которого маленькая собачка тягает по газонам, где нельзя выгуливать собак, а он страдает от этих запретов - такой человек.

 

Каждой новой ролью Игорь Николаевич открывает в себе что-то новое. Актер ювелирно и тонко прорабатывает грани каждого своего персонажа. В основе - доверие.

 

Игорь Ясулович: Если ты доверяешь режиссеру, когда-то ты должен ему поверить и выполнить то, что ты, может быть, до конца и не понял. Ты не очень понимаешь, и это не очень тебе присуще, и вроде бы не в твоей органике, но надо постараться взять, присвоить. И такие вещи случались, когда ты брал образ, это было не твоим, а потом вдруг открывался этот ларчик, и ты понимал все изнутри. Причем это невозможно даже словами объяснить, но что-то тебе в этом человеке становилось понятным почти до конца.

 

`Мэри Поппинс, до свидания`, `Гардемарины, вперед!`, `Лиловый шар`, `Роковая ошибка`. На съемочных площадках судьба сводила Игоря Николаевича с легендарными людьми. На нехватку работы актер никогда не жаловался, тем более что был очень востребован и на театральных подмостках.

 

Глава 5. Мир соблазнов.

 

С 1964 года Игорь Николаевич работал на сцене Московского театра-студии киноактера, в труппу которого он поступил сразу по окончании ВГИКа. С этим театром связано много приятных воспоминаний. Актерам, по словам Ясуловича, там жилось весело.

 

Игорь Ясулович: С пяти до семи или до восьми, сейчас не помню, мы звонили в диспетчерскую, нам говорили: `Завтра у вас свободный день` или `Завтра вы вызываетесь на переговоры`, `Фотопробы у вас`, `Озвучивание`, `Пробы на дубляж`. И вот так мы работали. Но когда нас утверждали на какую-нибудь роль в кино, мы прикреплялись к картине. Театральные артисты имели свободу передвижения, поскольку студия в них была заинтересована и вынуждена считаться с их мнением. А мы были крепостными артистами, поэтому `к ноге и сидите`. Конечно, были нормальные человеческие отношения, можно было договориться, и я всегда старался договориться, чтобы меня отпустили играть в спектакле в Театр киноактера, который не ставил условий, потому что мы принадлежали кино. Но я был заинтересован в том, чтобы приехать и играть спектакль.

 

А кто бы отказался сыграть в `Похождениях Чичикова`, `Горе от ума` и `Дурочке`? Соблазн был велик - новые города, новые сцены, зрители. А в 1993 году, когда Театр киноактера закрыли, Игорь Ясулович перешел в труппу московского ТЮЗа.

 

Игорь Ясулович: Чем в театре хорошо и замечательно, особенно когда ты работаешь в таком театре, где есть два крупнейших режиссера, - этот театр отличается очень глубокой творческой работой, когда все делается не быстро, а нащупывают болевые точки, пытаются разобраться, что же для нас сегодня, почему нас сегодня так это волнует. И поскольку, эти спектакли, пропущенные через себя, идут долго, то продолжается творческая работа.

 

С 1992 года основное дело Ясуловича еще и педагогика. Игорь Николаевич передает азы театрального мастерства начинающим актерам ГИТИСа.

 

Игорь Ясулович: Это ведь тоже живое дело, это не то, что вы дали задание, и вот вы подготовили артиста. Если человек чего-то добился и движется куда-то, это постоянный поиск, что еще в нем раскрыть, как нагрузить, чтобы это все в нем раскрылось.

 

Для Игоря Ясуловича все его ученики талантливые. Главное, от чего он пытается их уберечь, это от стремления стать вмиг знаменитыми.

 

Игорь Ясулович: Позвали на пробы. Может быть, думает человек, это шанс. Я завтра проснусь знаменитым. Нет. Очень редко бывают моменты, что завтра ты проснулся знаменитым, надо, чтобы так все сошлось, такая драматургия должна быть, такой режиссер должен быть... Важно в рутине не потеряться.

 

Эпилог.

 

Сегодня Игоря Николаевича можно увидеть в ТЮЗе. Почти каждая сыгранная роль в стенах этого театра не осталась незамеченной публикой и критиками. В кино актера увидишь уже реже, но, тем не менее, он все еще снимается в интересных ему проектах.

 

Игорь Ясулович: Очень жестоко все устроено. В кино тоже очень жестоко. Вы нужны - вам оборвут телефоны. Будут звонить, звонить, звонить. Но эти же люди, если вдруг возникло что-то новое и у них поменялась немножечко концепция или что-то они решили по-другому сделать, легко исчезают. Еще вчера они звонили и требовали, чтобы вы пришли, подписали договор, а завтра вдруг нет звонка, ничего. Все, глушь.

 

Но даже в таких ситуациях Игорь Николаевич находит много полезного. Опыт не бывает плохим.

 

Игорь Ясулович: Надо оставаться самим собой. Ты занимаешься своим делом – так занимайся им честно, не позволяй себе моментов предательства, не изменяй себе, не предавай дела, которому ты служишь. 

http://www.km.ru/nostalgia/index.asp?data=25.07.2008%2017:00:00

25.07.2008

 



Док. 503792
Перв. публик.: 25.07.08
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 60

  • Ясулович Игорь Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``