В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Алексея Девотченко Назад
Интервью Алексея Девотченко

Недавно "Творческий проект Алексея Девотченко" показал на малой сцене Театра им. Ленсовета премьерный моноспектакль "DE PROFUNDIS. Послание с Того Света" по "Тюремной исповеди" Оскара Уайльда. Компания неприкаянных и неуютно чувствующих себя в окружающем мире персонажей моноспектаклей Девотченко "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом", "Дневник провинциала в Петербурге" и "Эпитафия" пополнилась еще одним героем – гениальным, вспыльчивым, познавшим славу и втоптанным в грязь. Впрочем, сам актер считает, что состояние конфронтации с окружающей пошлостью естественно для творческого человека…

- Для по-настоящему творческих людей, я думаю, это естественно. Во всем мире такие люди чувствуют себя неприкаянными, изгоями. Поэтому с ними всегда так сложно общаться. Они могут быть очень успешными, у них может быть много денег, но, если одаренный человек занимается творчеством по "высшей математике", то "уж самим богом так устроено" (как говорит Гоголь), он неуютно чувствует себя в окружающей жизни. Я, например, в Германии знаю очень много состоявшихся актеров, немцев - не эмигрантов, которые ненавидят Германию, ненавидят всё устройство немецкого театра. Они превозносят русский театр, молятся на Станиславского, но, я уверен, пусти их в Россию пройтись по нашим театрам, они будут их ругать точно так же, как свои…

Такое постоянное недовольство, и тут плохо и здесь не хорошо…
Это же не мелкое кухонное недовольство: "у меня тут проблемы, и я ненавижу весь мир". Нет, здесь проблемы высшего порядка. Речь идет о несовершенстве мира. Но кто-то носит это в себе, а кто-то испытывает потребность высказаться, и отнюдь не на митинге, а на бумаге, на сцене... Ведь когда артист произносит написанный кем-то текст, он всё равно высказывается о своем, о наболевшем.

Почему Вы предпочитаете "высказываться" в форме моноспектакля?
Здесь очень простой ответ: это возможность брать материал, который тебе очень близок, но который ты никогда не будешь играть в большом театре. Если бы я был режиссёром, может быть, я бы написал большую инсценировку, пришел в театр, поставил, да сам бы еще и сыграл. Но нет у меня режиссёрского дара. Я имею возможность выйти с этим гениальным текстом и сыграть спектакль.

Вы можете сами адекватно оценить свою работу в моноспектакле, или абсолютно доверяете режиссеру?
Могу оценить, конечно. Потому что в моноспектаклях я не просто исполнитель. Это мне выходить на сцену, мне держать внимание зрителей, отдавать свою энергию и принимать энергетику зала. Мне произносить этот текст, и, потому, естественно, что совместное с режиссером сочинение идет всё время. Вообще, артист не должен доверяться режиссёру на сто процентов. "Лепи меня, репетируй меня, я глина, ты скульптор" - это ведь иждивенческий, довольно паразитарный подход. В любом нормальном театре всегда есть место совместному сочинительству.

Когда учились в ЛГИТМиКе, задумывались о своей будущей "жизни в искусстве"?
Абсолютно не интересовало. Видимо, по молодости, потому что поступил сразу после школы. В юности никогда не задумываешься о том, что будет завтра. Прожить бы день сегодняшний! Это сейчас я думаю - что у меня будет в марте, что у меня будет в следующем сезоне!? Тогда не было таких вопросов.

Когда эти вопросы появились?
Недавно. Ну, не год назад, а лет десять назад я озаботился проблемой - как и что я буду играть. Вообще-то, первый звоночек был еще в тюзе. Что делают с теми, кто приходит после института? Их впихивают в готовые спектакли, во все дыры, затыкают все прорехи в репертуаре, то есть вводы, вводы, вводы... Причем, вводы в развалившиеся уже спектакли. Я в ужасе был. Я был в шоке от того состояния, в котором эти спектакли находились. Причем, времени свободного практически не было, потому что тюз - это такой театр, где в день может быть три спектакля. И в какой-то момент я посмотрел на артистов этого театра, которым уже далеко за 40, под 60, но они вместе со мной выходят собачками. Я - ладно, мне было 20 лет, а они всю жизнь играют собачек, и больше ничего. Я испугался: так ведь и жизнь, собственно говоря, пройдет.

Как появились мысль поступить в Театральный?
Я не знаю. На рациональном уровне я никогда не думал: "Я пойду работать в театр". Скорее, это сегодня срабатывает - молодежь, которая идет сейчас в театральный институт, привлекают в актерской профессии легкие деньги: "я буду сниматься в сериалах, там ничего делать не надо, я тоже так могу". Когда говоришь в кадре "Вас к прокурору", и, не напрягаясь, получаешь, пять месячных театральных зарплат... Сериалы, в большинстве, вообще дискредитируют само понятие художественного кино. Как говорят в Одессе, я так тоже могу, но стесняюсь. А есть люди, которые не стесняются… Когда я поступал, это было достойная профессия.
Другое дело, что у меня в реальности были периоды, когда я никому не был нужен. Первые два года моей работы в Тюзе, когда Андреев не видел, что я могу что-то сыграть. Он видел, что можно мальчика ввести в "Неделю, полную суббот", сунуть в "Работу над ошибками", был такой спектакль чудовищный. Я это очень остро воспринимал. Я уверен, что во мне ничего не видел Додин, когда я учился на курсе. У меня было ощущение если не ущербности, то сознание своей невостребованности. Прошло несколько лет, прежде чем я сыграл у Андреева в "Над пропастью во ржи", "Горе от ума", прежде чем мы начали работать с Додиным.

Жалели когда-нибудь, что "пошли в артисты"?
Периодически, в день выпуска нового спектакля, я не то что жалею, я проклинаю себя за то, что поперся в эту профессию. Вот буквально минут за пять до выхода у меня начинается дрожь, у меня начинают потеть ладони... Говорят, что артист должен быть спокоен, но я как раз считаю, что волнение за пять минут до начала спектакля - это совершенно естественная реакция.

Нет того, чтобы играть спектакль и радоваться…
Такого не бывает. Это был бы просто идиот такой, которого всё радует.

Почему довольный жизнью человек кажется Вам идиотом?
Довольный жизнью человек, но не артист. Меня всегда удивляют артисты, которым всё по душе. Репетировать и играть спектакль - в радость. И не репетировать - тоже в радость, дома дела найдутся. Нет спектакля вечером - пойду в другой театр...
Не знаю, может быть, это я такой мрачный человек, но это же естественно, когда артист не хочет репетировать! Любой нормальный человек не может хотеть репетировать в 11 часов утра. Идешь в театр, зимой, темно, проклинаешь всё... Это уже в процессе репетиции просыпаешься и будешь даже недоволен, когда время репетиции истечет, потому что хотелось бы еще и еще...
На спектакле ведь тоже не вздрючиваешь себя специально как-то, это происходит само собой, как условный рефлекс у собаки Павлова. Выходишь на сцену, видишь темный зал, софиты, прожектора, реагируешь на внешний антураж, и сразу что-то включается. Непонятно что. Что-то помимо нас. А после спектакля опять погружаешься в прежнее состояние. Но это тоже нормально, я считаю. Я не могу себе представить человека, который сидит в гримерной, и когда помреж говорит по трансляции: "До начала спектакля осталось пять минут", прыгает от радости: "Ура, ура, скорее бы спектакль!". Я никогда не видел артиста, который бы радовался, что ему сейчас на сцену выходить.

 

 

Елена Седова

"Зрительный ряд", N 1

 01.01.2007

http://www.theart.ru/cgi-bin/material.cgi?id=971



Док. 504068
Перв. публик.: 01.01.07
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 110

  • Девотченко Алексей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``