В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Девотченко. Торжество беспредела Назад
Алексей Девотченко. Торжество беспредела

Это определение ситуации в сегодняшней России принадлежит не мне, а выдающемуся режиссеру и педагогу Корогодскому, которого цинично и безжалостно уничтожила советская, а позже постсоветская система. Именно так он охарактеризовал главное событие пьесы Фонвизина "Бригадир", пьесы, никогда не входившей в перечень пьес для изучения в школах — и понятно почему: уж слишком все происходящее в ней напоминало происходящее у нас, на наших глазах. Беспредел крепостного строя оказывался тождественным беспределу строя социалистического. Какое уж тут изучение в средней школе! Мы изучали "Недоросля", с его невинными "не хочу учиться, хочу жениться", "дверь — прилагательна" и т. д. Мне посчастливилось репетировать одну из главных ролей в этой пьесе, премьера которой так и не состоялась — страна спешно капитализировалась, ни до какого опального Корогодского ей дела не было, как и вообще до театра, нас выгоняли из одного помещения в другое, финансирования не было и т. д. и т. п. А жаль. Но это емкое определение Мастера — торжество беспредела — я запомнил на всю жизнь. И теперь оно, как ничто больше, характеризует всю нашу жизнь.
Вакханалии прыщавых "нашистов" у эстонского посольства в Москве — это торжество беспредела.
Восторги государственных телеканалов, умиляющихся этому проявлению пещерного и узколобого "патриотизма" — торжество беспредела в квадрате. Воспрянули все черносотенные, шовинистические силы, расправили свои перепончатые крылья, и уже недалек тот день, когда, например, газета "Завтра" ( в девичестве — "День") станет официальным рупором Кремля и будет выходить многомиллионными тиражами, как в свое время "Правда".
Насильственное выселение людей из их домов — это тоже торжество беспредела. Но неужели этим выселяемым бедолагам непонятно, что, поругавшись и даже подравшись с милицией у собственного подъезда, они ничего не добьются, ибо английская поговорка "мой дом — моя крепость" в России не срабатывает. Дело не в их частном доме, дело в нашем общем доме под названием "Россия". И пока они этого не поймут — они так и будут голодать, пикетировать, протестовать, взывать. Но властям-то на них попросту начхать! Голодайте, пикетируйте, взывайте — а нам на вас всех НАЧХАТЬ! И строить будем там, где ЗАХОЧЕМ, и то, что ЗАХОЧЕМ. Какие еще скверы и детские площадки? Зачем они? Для чего? Мы с них бабки имеем? Нам бабки нужны, понимаете — ба-бки! Что там еще? Дом Мурузи трещинами пошел? Да черт с ним, с Мурузи этим, новый забомбим! С башенками стеклянными, с гаражами подземными, с кофейнями и якиториями! Чаво? Там Бродский жил? А кто это? Поэт? Не знаем такого. Вот Пушкина знаем — правильные стихи писал. "Люблю тебя, Петра творенье!" Аккурат ко Дню города! В тему, так сказать.
Все нормально, граждане, не волнуйтесь, развиваемся стабильно, от курса не отклоняемся, пенсионеры и прочие ворчуны передохнут скоро на своих льготных лекарствах, так что — гуляй, молодость, гуляй, путинское племя, младое и уже ой какое знакомое, мочи голубых, пей пиво и отливай где хошь — сортиры общественные-то теперича под рестораны да бутики розданы — грамотно распоряжаемся убыточными горхозобъектами. И с них бабки имеем! Красуйся, град Петров, твою мать, виват Санкт-Петербург!!! Жители твои — бессловесные статисты массовых сцен фильма "Кабаре"…
Но, может, хватит глумиться над нашим Городом? Может, одуматься, пока не поздно? Может, перестать возводить уродливые стекляшки по соседству с домом, где Достоевский в свое время написал "Бедных людей"? Может, хватит врать про неустанную заботу о "сохранении исторического облика центра города"?! Пройдите по Невскому — чуть ли не большая половина домов завешана гигантскими полотнищами, на которых изображено, что там из-под них скоро вылезет, какой очередной уродливый гриб-поганка.
Ах, да что вы все бурчите, актеришки-интеллигентишки? Вона у нас в Ленэкспо Книжкина неделя открылась — чтоб каждый, ее посетив, мог поставить на полку КРАСИВУЮ книгу ("Вести" РТР-Петербург). Не хорошую, не интересную, не добрую, в конце концов, а именно КРАСИВУЮ! Оговорка по Фрейду, ибо делать КРАСИВО для городских властей стало уже какой-то маниакальной страстью. Только вот почему-то представления наших властных временщиков о красоте совершенно не совпадают с петербургскими. Вкусы и гены, знаете ли, разные…
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно, ибо мои слова — глас вопиющего в пустыне, а само словосочетание "гражданская позиция" даже у большинства моих коллег вызывает олигофреническое хихиканье. Оно и понятно — само слово "гражданственность" у нас настолько опошлено за все эти безумные годы, что остается только трусливо посмеиваться над теми, кто действительно осмеливается иметь свою собственную и искреннюю гражданскую позицию. Но таких, разумеется, меньшинство. Так что иллюзий питать не следует. У каждого из нас свой путь и своя дорога. Мне почему-то кажется, что та дорога, дорога Немолчания, которую сейчас пытается избрать это "несогласное" меньшинство — правильная. По крайней мере, искренняя и честная. Может, я ошибаюсь. Как говорится — поживем-увидим.
Но то, что Торжество Беспредела — именно то состояние, которое переживает наша несчастная страна и наш великий некогда Город, очевидно, думаю, всем без исключения. Даже "согласным". Или у кого-то иное мнение?
За нашу и вашу свободу.

 

Заслуженный артист России, лауреат Госпремий Алексей ДЕВОТЧЕНКО

"НОВАЯ ГАЗЕТА"

http://www.theart.ru/cgi-bin/material.cgi?id=1054



Док. 504072
Перв. публик.: 10.12.00
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 333

  • Девотченко Алексей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``