В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Девотченко: Мне везет на счастливые совпадения Назад
Алексей Девотченко: Мне везет на счастливые совпадения

Заслуженный артист России, лауреат Государственных премий России Алексей ДЕВОТЧЕНКО играет на сцене Александринского театра в спектаклях Валерия Фокина "Ревизор" (Хлестаков) и "Двойник" (господин Голядкин-младший), в МДТ - Театре Европы - в "Короле Лире" Льва Додина (Шут), в Театре на Литейном - в "Лесе" Григория Козлова (Счастливцев). Недавно любимец петербургских театралов вновь блеснул в премьере. Это моноспектакль "De Profundis. Послание с Того Света", в основе которого знаменитая "Тюремная исповедь" Оскара Уайльда (автор инсценировки - сам актер). Недавно "Творческий проект Алексея Девотченко" представил на суд публики обновленный "Дневник провинциала в Петербурге" по М. Салтыкову-Щедрину. Уже 17-й год (!) Девотченко играет еще один моноспектакль - "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом".

- Почему вас так и тянет к моноспектаклям?
- Потому что существует материал, который нигде, кроме как в жанре моноспектакля, не сыграю. Я не приду с Сашей Черным, Салтыковым-Щедриным и тем более с Уайльдом к какому-либо режиссеру с предложением поставить спектакль, где будет занято много артистов, а я стану одним из участников.
Вообще вся эта история с моноспектаклями завязана на моей театральной юности. Когда после института я пришел в ТЮЗ имени Брянцева, меня сразу ввели практически во все спектакли. Как правило, молодыми артистами затыкают дыры, которые есть в театре (сказки, утренники). В один прекрасный день я понял, что, играя по 28 совершенно развалившихся спектаклей в месяц, можно свихнуться. Надо было делать что-то самому.

- А как же "Преступление и наказание" того же ТЮЗа? Говорят, что наутро после исполнения роли Порфирия Петровича Алексей Девотченко проснулся знаменитым.
- Уж не знаю, проснулся или не проснулся я знаменитым... Это было уже позже, в 1994 году. "Преступление и наказание" осталось моим самым любимым спектаклем. Тогда у нас была идеальная, как сейчас говорят, команда. Все мы были с одного курса - Аркадия Иосифовича Кацмана, царство ему небесное, одной школы, одной крови. Режиссером был Григорий Козлов, с которым мы дружили с институтских времен. Царило взаимопонимание. Мы вместе писали инсценировку, многое сообща придумывали. Но в конце концов это стало никому не нужным. В питерском ТЮЗе, к сожалению, есть такая тенденция: если возникает что-то хорошее, то очень скоро оно умирает.
Вообще, мне с ролями везет, как мало кому. Это и Холден Колфилд из спектакля Андрея Андреева "Над пропастью во ржи", и Хлестаков в фокинском "Ревизоре", и Крайслер в "P.S. капельмейстера Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии" по Гофману и Моцарту, шекспировский Шут в "Короле Лире" Додина, Аркашка Счастливцев в "Лесе"... Все они - лакомые куски для любого артиста. Меня спрашивают: не мечтал ли я сыграть Печорина? Гамлета? Мечтать можно о многом. Но надо объективно оценивать свои возможности - внешние данные, физическое сложение.

- Вернемся к премьере.
- Идея родилась несколько лет назад. Я предлагал материал Козлову, но он ему не показался интересным. Наконец, все "срослось" с Олегом Дмитриевым, актером и режиссером театра Додина. В основе сюжета - "Тюремная исповедь" Оскара Уайльда. В процессе сотрудничества с Олегом она обросла документальными фактами, выдержками из писем, добавился текст автобиографической поэмы "Баллада Редингской тюрьмы". Наша история связана не с личностью Уайльда. Это не экскурс в его тяжелую судьбу. Я не собирался играть самого Уайльда. Его письмо своему возлюбленному, лорду Альфреду Дугласу, - это повод к разговору о художнике и о его творчестве, о месте в обществе, в жизни, о том, как в одночасье известный всему миру человек, которого носили на руках, теряет все, становится изгоем. Современный, к сожалению, и сейчас текст. Разве сегодня не происходит подобное? Как правило, такие истории трагичны.

- Когда смотришь ваши моноспектакли, то есть ощущение, что эта работа в большей степени ваша, нежели режиссера. Вы - соавторы?
- Безусловно. Я считаю, что в моноспектакле режиссер должен быть обязательно. Плохо, когда артист - сам себе режиссер. Если вам показалось, что я все сделал сам - это комплимент режиссеру. Он играет решающую роль. Моего здесь процентов 50. Я могу выучить несколько стихотворений, к примеру, Пушкина и выйти с ними на сцену, почитать. Это будет не спектакль, а концертное выступление.

- Но ведь жанр моноспектакля абсолютно некассовый, аншлаги вряд ли соберет. Рискуете?
- Нет, я так не считаю. Если бы мы задались целью достичь коммерческого успеха, мы бы за это дело не взялись. Эти постановки рассчитаны на людей, которые читают книги, и в театр ходят не для того, чтобы похохотать, а чтобы поразмышлять. В Ханты-Мансийске недавно я играл два спектакля "Саши Черного". Полные залы! А как вам нравится следующее? Я прочитал в Интернете чудесный отклик на "De Profundis". Молодые люди после футбольного матча решили куда-нибудь сходить. Сунулись в БДТ, там был вечер хореографии и билеты по три с половиной тысячи рублей. Они попили где-то пивка. И купили - по совету кассира! - билет на какой-то "Профундис". И двинулись на сеанс. Можете себе представить? Если бы мне сказали, что на мой спектакль придут ребята после стадиона и пивного бара - ни за что бы не поверил. Диву даешься, когда это читаешь: как они все поняли и как их зацепило!
(И я зашла в Интернет. "Племя младое, незнакомое" действительно пишет: "Играл всего один актер. Играл, наверное, слабо сказано. Он просто творил и жил на сцене, талантливейший актер А.Д. поразил всех своей энергетикой. Рецензии на спектакли я писать не умею. Но долгие-долгие овации зрителей по окончании должны говорить о многом... Я уже достаточно давно не был в театре, и эта зарядка пришлась мне как нельзя кстати. Нужно обязательно продолжить практику походов в театры".

- Когда репетируете, легко или мучительно работаете?
- По-разному. "Ревизор", например, выпускался безумно трудно. Было внутреннее сопротивление, "ломка". Но работа доставляла и огромную радость, несмотря на то что "Ревизор" и физически сложный спектакль. У Додина и Фокина разные системы и методы работы. Если Фокин что-то предлагает - так в итоге, собственно, и будет, только надо переложить на себя, присвоить и обжить его предложения. У Додина артисты ищут, пробуют (и это правильно, на мой взгляд), он что-то принимает, что-то уточняет. Там процесс поиска длительный. Там спектакль может репетироваться годами. "Короля Лира", скажем, больше двух лет репетировали. А "Ревизор" - два месяца, и "Двойник" быстро выпустился. Мне интересны и тот режиссер, и другой. Оба - личности, оба обладают уникальным, гениальным свойством режиссера "вытаскивать" из актера те черты, о которых он даже и не подозревает.

- У вас случалась "несовместимость", когда на доске висит приказ о распределении ролей, а вам эта роль не по нутру?
- Мне пока везет на счастливые совпадения: то, что хотелось играть, - то играл. А то, что предлагали в антрепризах, - в 95 процентах случаев отказываюсь.

- В "кассовых" спектаклях вас не увидишь...
- Меня Боженька пока милует. Зарекаться нельзя, мало ли что тебя поджидает в профессии. Если в Александринке меня распределят на роль в "кассовой" постановке, как я откажусь? Понимаю, что театру такие спектакли тоже нужны.

- Как относитесь к актерской всеядности? Лучше, мол, играть много, чем сидеть без работы.
- Я против всеядности. Она губит артиста. Любой здравомыслящий актер даже в молодом возрасте может отказаться от участия в слабой пьесе, от роли, которая, грубо говоря, заведомо не пойдет на пользу его творческой биографии. Когда ради денег, ради популярности, мнимой славы и востребованности артист скачет из одного театра в другой, из одной антрепризы в другую, бежит вести шоу в клубе, а еще подрабатывает телеведущим на каком-то канале - это ужасно. Я знаю замечательных по своему дарованию артистов, которые сегодня не представляют из себя ни-че-го именно из-за такой всеядности. Надо сосредотачиваться и концентрироваться на том, что действительно представляет интерес - и творческий, профессиональный, и, если хотите, интеллектуальный.

- В свободное время вы ходите в театры, смотрите спектакли?
- Очень редко. Если честно, просто не хочется. Из понравившихся спектаклей назову "Московский хор" и "Дядю Ваню" Додина в Малом драматическом театре, "Арто и его двойник" в Центре Мейерхольда в постановке Фокина.

- Актерское счастье на сцене испытываете часто?
- Очень редко.

- Алексей, что скажете о своем романе с кино?
- За редким исключением, мое киноамплуа - энкавэдэшники, чекисты, а если это наше время - бандиты. Две мои последние работы - сериал Дмитрия Светозарова "Вепрь" и картина Виталия Мельникова "Агитбригада "Бей врага!" (рабочее название) - подтверждают это. Хотя и в том и в другом случае мне за них не стыдно. В отличие от многих предыдущих.

- Знаю, что вашим поклонником был кинорежиссер Валерий Огородников. Я не раз видела его на ваших спектаклях.
- Этому режиссеру я обязан многим. Недавно его не стало. Дико, несправедливо! Я снимался у него в фильмах "Барак", "Красное небо. Черный снег". Были и другие планы... Валерий Геннадьевич - наверное, единственный режиссер "Ленфильма", который знал актеров не по студийной картотеке, не по степени их медийной раскрученности, а по их театральным работам. Подавляющее большинство кинорежиссеров такие "большие мастера", что не утруждают себя походами в театр! Зачем? Когда есть набор определенных физиономий, которые тасуют, как карты в колоде.
К сожалению, в наше время режиссер на площадке становится даже не второстепенной, а третьестепенной фигурой. Все определяет продюсер, который может сделать все по-своему, даже поменять того же режиссера. Если говорить о "бандитах", мне было интересно работать в "Бандитском Петербурге" с Бортко, но это было давно. Именно его серии в этом фильме действительно очень профессионально сделаны. Еще вспомню добрым словом Сашу Котта ("Конвой PQ-17"), Лешу Германа-младшего ("Последний поезд"). Со старшим Германом, уж не знаю почему, у нас не получилось, он сократил мою роль в фильме "Трудно быть богом". Считаю, что у такого мастера сняться и в эпизоде, и даже в массовке - большая честь.

 

 

 

Светлана МАЗУРОВА, Газета "Культура"N46 (7556)

23.11.2006

http://www.theart.ru/cgi-bin/material.cgi?id=936



Док. 504085
Перв. публик.: 23.11.06
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 125

  • Девотченко Алексей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``