В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Девотченко: За границей моя душа умирала Назад
Алексей Девотченко: За границей моя душа умирала

МНОГИЕ НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ИЩУТ ЗА РУБЕЖОМ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ. БОЛЬШЕ ГОДА НАЗАД УЕХАЛ ТУДА И МОЛОДОЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР ДЕВОТЧЕНКО, НО НЕ ПРИЖИЛСЯ, ВЕРНУЛСЯ. ПОЧЕМУ? ОБ ЭТОМ И О ДРУГОМ МЫ ГОВОРИЛИ С АРТИСТОМ, КОТОРОГО ЗРИТЕЛИ ЗНАЮТ ПО ФИЛЬМАМ "БАРАК", "БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ", "УЛИЦЫ РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ"...

- Ваши коллеги, не скрою, говорят, что вы особенно печетесь о чувстве собственного достоинства. Откуда это?
- Я его выработал, когда служил в войсках связи, пробежав сотни километров в тяжелых кирзовых сапогах по бескрайним степям Казахстана с пудовыми катушками проволоки за спиной. Именно в армии я понял истинную цену человеческой устойчивости и порядочности. Если до этого, а в солдаты меня забрали со второго курса института, я смотрел на мир сквозь розовые очки, то, столкнувшись в армии с бесконечными унижениями, понял, что если не научусь защищать себя, то на мне станут воду возить, смешают с дерьмом.

- Представляю, каково интеллигентному мальчику в армейской среде...
- Поначалу выручала привычка к самостоятельности. Родители мои были геологами и часто уезжали из дома, оставляя меня на попечение бабушки. Моя бабушка, царствие ей небесное, была замечательной женщиной, она всегда верила людям на слово. Мне, мальчишке, она тоже доверяла. Правда, доставала уроками музыки, мечтая, чтобы я пошел по ее стопам - стал пианистом. Только благодаря бабушке я окончил музыкальную школу по классу фортепьяно, и теперь режиссеры часто используют мои музыкальные способности.

- А еще вас называют "летучим голландцем". Вы действительно много сменяли театров?
- Считайте сами. После окончания ЛГИТМИКа, куда я все-таки вернулся из армии, меня пригласили в ТЮЗ имени Брянцева. Бывало, играл по три спектакля в день, с ног валился от усталости, не говоря о сильном нервном напряжении, поскольку детишек в зале надо было не просто перекричать, а увлечь своей игрой. В конце концов, я не выдержал... Потом меня позвал к себе Зиновий Корогодский, но и у него я не задержался. Перешел в театр "Сказки", дальше - "Александринка", Малый драматический.

- Чем можно объяснить эти "перебежки"?
- Творческой неудовлетворенностью, желанием работать с близкими мне по духу людьми, которые служат искусству, а не просто худо-бедно зарабатывают на нем. Да и характер играет немалую роль. Я не могу долго сидеть на одном месте, мне необходима смена лиц, обстановки.

- Вас еще называют актером-неврастеником. Вы с этим согласны?
- Наверное, поскольку я завожусь с полуоборота. Может, я и худой такой потому, что много нервничаю, и еда не идет впрок. Стоит мне встретиться с режиссером такого же темперамента, как я, - тут же находим общий язык и погружаемся в творческий "запой", работаем днем и ночью.

- Мне рассказывал Владимир Рецептер, как вы изнуряли его во время репетиций моноспектакля "Сны западных славян" Пушкина.
- Моноспектакли - моя давнишняя слабость, так как безумно люблю литературу. Она дает мне большой простор для фантазии. Когда прочитал "Дневник провинциала в Петербурге" Салтыкова-Щедрина, то у меня все затряслось внутри, так захотелось его сыграть. Рассказал о своей идее Грише Козлову, с которым мы сделали не один спектакль, в том числе "Преступление и наказание" Достоевского, удостоенный Государственной премии. "Дневник" мы показали на фестивале "Радуга", получили за него Гран-при. Мое увлечение моноспектаклями вызвано еще и тем, что в них я могу передавать психологическое состояние любого персонажа, в то время как в обычных спектаклях режиссеры из-за моей субтильной внешности не доверяют, например, играть героев.

- А как же Лопахин в "Вишневом саде", которого вы недавно сыграли в Александринке?
- Сыграть-то сыграл, но внешне я не подхожу для этой роли. Поэтому во время исполнения роли Лопахина я постоянно преодолеваю сопротивление зрительного зала.

- Высоцкого публика тоже не принимала в роли Лопахина, когда Анатолий Эфрос поставил на Таганке "Вишневый сад".
- Спасибо за такое сравнение, но я все-таки не Владимир Высоцкий...

- И, тем не менее, Валерий Фокин именно вас выбрал на роль Хлестакова, приступая к репетициям "Ревизора" на сцене Александринки. А уж он-то никогда не пригласит в спектакль актера, если не уверен в нем до конца.
- Я благодарен ему за такое доверие, но, честно говоря, пока не понимаю, почему он выбрал меня. Может, потому, что я чем-то действительно похож на свистюльку, как написано у Гоголя, а может, мой безумный персонаж в спектакле "P.S. Капельмейстера Иоганнеса Крайслера" по Гофману, показанный на "Золотой маске", чем-то заинтересовал его.

- Вам повезло работать с видными режиссерами, в том числе с Львом Додиным...
- Это была хорошая школа. В коллективе у Додина лишний раз не пошалишь и капризничать тоже не будешь. Там необходимо серьезно и кропотливо работать, полностью погружаясь в творческий процесс, иначе вылетишь с треском.

- Значит, вы оказались в той стихии, о которой мечтали?
- Совершенно верно.

- Тогда непонятно, почему опять ушли из театра?
- Я не только от Додина ушел, я вообще уехал из страны. Всей семьей мы перебрались в Германию.

- Почему?
- А жизнь заставила, обстоятельства вынудили. Дело в том, что с момента рождения нашего сына, которому сейчас пять лет, мы постоянно жили на частных квартирах. Ничего, кроме книг, у нас никогда не было, но ведь этого, сами знаете, маловато. После 30 лет хочется иметь свой угол, какой-то домашний уют. Такое оказалось возможным для нас только в Германии, куда мы попали по линии еврейской эмиграции. Недалеко от Штутгарта нам сразу дали большую трехкомнатную квартиру и выделили ежемесячное денежное пособие. Иногда я даже находил временную работу в театрах, потому что прилично владею немецким. И все было бы ничего, но... Как только я начинал сравнивать их театр с нашим, мне становилось невмоготу, тошно. Самое главное, у них нет настоящей театральной школы, а режиссером может стать любой человек, прослуживший пару лет в подмастерьях у мэтра. В течение года мы наслаждались благами цивилизации, а потом начали задавать себе извечный русский вопрос: "Что делать?" - представляя с ужасом, что ничего в нашей жизни меняться не будет, а душа станет тихо умирать, меркнуть без любимого дела. Мы так испугались, что все бросили и вернулись обратно. Сейчас опять живем на частной квартире, и все идет по-старому, но никуда уезжать больше не хотим.

- Неужели вы не можете накопить хотя бы на однокомнатную квартиру? Ведь вы снимаетесь в кино, каких-то сериалах, где, говорят, актерам неплохо платят.
- При моих заработках невозможно купить квартиру даже в новостройках Петербурга. Все, что мы получаем, включая театроведческие копейки жены, тут же расходуем. Причем не шикуем, в ресторанах не обедаем и сына слишком не балуем.

- Если бы вас однажды поставили перед выбором: театр или кино, или-или?
- Несмотря на то, что какие-то деньги мне все-таки дает кино, я выбрал бы театр, где на первом месте всегда стоит актер. В кино все зависит от оператора и режиссера, а исполнители могут быть даже не профессионалами, как в картинах Алексея Германа.

- Но кино приносит актерам славу. Взять хотя бы вас. Ну, кто бы еще, кроме питерцев, знал Девотченко, если бы он не снимался в "Бандитском Петербурге", в "Бараке" Валерия Огородникова?
- Валерий, кстати, закончил монтаж нашей новой картины "Красное небо", где я играю капитана Шатрова. Действие происходит во время войны, на Урале, куда эвакуировали большой завод из Ленинграда. Надеюсь, что картина будет пользоваться успехом у зрителей, потому что американские боевики всем надоели.

- Ага, значит, все-таки успех вас волнует?
- Успех общего дела - да. А личный успех - понятие растяжимое. Порой тебе кажется, что ты совершил серьезное открытие в новой роли, а зритель нос воротит, или наоборот - ты свою новую работу тихо ненавидишь, а публика аплодирует.

- Что вам доставляет в жизни радость?
- К сожалению, радость осознаешь с запозданием. Когда она проходит - только тогда понимаешь, что это была радость. У меня чувство радости возникает, когда открываю что-то новое для себя, неожиданное. Например, интересную, близкую тебе книгу прочтешь или сын такой сложный вопрос задаст, что и не знаешь, что ему ответить... Даже когда один по лесу хожу и вдруг большой гриб увижу, - это тоже радость. Пусть и маленькая, мимолетная.

 

 

Лебедина Любовь, "Труд"

21.08.2002

http://www.theart.ru/cgi-bin/material.cgi?id=322



Док. 504100
Перв. публик.: 21.08.02
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 269

  • Девотченко Алексей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``