В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Девотченко. Черно-белое кино Назад
Алексей Девотченко. Черно-белое кино

Он любит осень. Не яркие краски летнего заката, не золото листвы, рассыпанной во влажном воздухе улиц, а строгую позднюю осень, открывающую дорогу в зимние холода и черно-белые страницы дней. Эта пора, открывающая театральные сезоны, близка сдержанным тонам Петербурга, в котором он родился, и настроениям, которые наполняют его жизнь, так похожую на черно-белое кино.
Двойственность, заложенная в природе этого артиста, кажется, держит его в подчинении: он хочет быть веселым и остается грустным, пытается быть здравомыслящим и совершает безрассудные поступки, он покидает страну, но возвращается в нее спустя несколько месяцев, бросает театр, но вскоре вновь выходит на знакомые подмостки. Девотченко, как и его героев, можно характеризовать в буквальном смысле в двух словах, причем неразрывно связанных друг с другом, потому что он одновременно плохой и хороший, добрый и злой, открытый и замкнутый, бездарный и гениальный. Его, как и Холдена из сыгранной на сцене ТЮЗа инсценировки романа "Над пропастью во ржи", невозможно ненавидеть, но для того, чтобы его любить, нужны силы. Он, как и Порфирий Петрович из титулованного спектакля "Преступление и наказание", может причинить страдания другим, но более всего будет страдать сам. Он, подобно герою из пьесы Островского "Лес", может именоваться Счастливцевым и быть трагически несчастен.
Артист словно в зеркале отражается в своих сценических образах, но при всей очевидности подобного существования эта связь с миром театральных персонажей остается для Девотченко прежде всего частью профессии, которая стала и наказанием, и спасением.
"Не понимаю вопроса "Почему пошел в артисты?". Да по кочану, обстоятельства так сложились", - может резко заметить Девотченко, заканчивая разговор, с самого начала которого становится понятно, что обстоятельства и не могли сложиться иначе. Потому что за окнами квартиры, в которой он родился, жил старый Петербург с неровными параллелями набережных и тихими тайнами старых домов. Потому что с одной стороны была бабушка, изгнанная в двадцатые годы за непролетарское происхождение из Консерватории и преподававшая языки, а с другой - ее сестра, поверившая в революционные лозунги, нацепившая маузер и кожанку, которые, однако, не спасли от репрессий. Потому что в старших классах появился Театр юного творчества в Доме пионеров и были сыграны первые роли. Потому что в шестнадцать удалось поступить к легендарному педагогу Кацману, а вернувшись из армии - продолжить учебу у Додина. Руководитель Малого драматического до сих пор является для артиста представителем высшей театральной математики, он хорошо усвоил его уроки: в театре главное не дружба и согласие, а спектакли.
"Когда в театре все друг друга любят, это обычно превращается в дом досуга, клуб по интересам. Важно совсем другое", - замечает артист. При этом, поскитавшись по питерским подмосткам, получив в награду премию "Золотой софит", Государственную премию, будучи названным лучшим артистом России и лучшим исполнителем мужской роли, попробовав свои силы в кино и сериалах, Девотченко не может не признать, что именно добрые отношения порой являются спасением и в профессии.
На вступительных экзаменах в театральный будущий актер играл отрывок из пьесы Розова "В поисках радости". Название знаменательное. Наверняка Девотченко, как и большинство из нас, живет, надеясь, что завтрашний день будет лучшим для его близких: сына, жены, мамы. Что появится много больших ролей, потому что артисту, как говорит Девотченко, чтобы заявить о себе, необходимы именно большие роли, а бытующая в театральной среде фраза "Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры" - это бред. Но как бы ни сложились обстоятельства, одну главную роль он будет играть всегда - роль в черно-белом кино своей жизни, в фильме, который можно назвать и трагедией, и комедией.

 

 

Александра КОЛОНИСТОВА "Панорама - TV" N 18

май 2002 года

http://www.theart.ru/cgi-bin/material.cgi?id=356



Док. 504101
Перв. публик.: 10.05.02
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 265

  • Девотченко Алексей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``