В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Госдума рассматривает вопрос о постановке оперы на либретто Владимира Сорокина в Большом театре. Назад
Госдума рассматривает вопрос о постановке оперы на либретто Владимира Сорокина в Большом театре.
Кто ответит за базар?

Однажды вечером депутат Госдумы Сергей Неверов включил телевизор и узнал, что в Большом театре готовится к выпуску опера Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Имя Сорокина подействовало на депутата как красная тряпка на быка. Он не прочел ни одной строчки писателя - в чем сам признался в интервью, - но твердо знал, что все, что тот пишет, - порнография. Результатом неверовской активности стал запрос Госдумы. Подавляющее большинство депутатов проголосовало за то, чтобы собрать информацию о готовящейся постановке и выяснить, позволительно ли ставить Сорокина на главной сцене страны.

Пикейные жилеты в кулуарах Большого уже перебирают версии происходящего. По одним данным, скандал инспирирован политическими противниками Михаила Швыдкого - патрона проекта "Дети Розенталя". По другим - связан с интригами вокруг реконструкции театра и готовящимися перестановками в его руководстве. Впрочем, скандалы вокруг репертуара Большого театра неизменны, как Аполлон над его портиком.
Не та сцена
Большой был создан как императорский театр. Его репертуарная политика всегда была частью политики реальной. Послабления режима наметились только в последние десять лет, когда власть предоставила мастерам культуры некоторые свободы. Конечно, Большой, живущий в основном за счет госбюджета, обязан отчитываться и перед Думой, и перед правительством. Но в случае с бедными "Детьми" инкриминировать театру нечего.

Во-первых, режиссер Эймунтас Някрошюс выпускает "Детей" отнюдь не на священных подмостках основной сцены, а на Новой сцене - в филиале Большого, изначально предоставленном для более или менее радикальных экспериментов.

Во-вторых, в мировой практике подобные небольшие скандалы случаются регулярно, приятно горяча кровь театралам и изрядно повышая кассовые сборы. Главные театры любой страны не реже чем раз в сезон приглашают на свою сцену какого-нибудь знаменитого режиссера - провокатора и скандалиста. Матс Экк ставит в "Ковент-Гарден" хулиганскую "Кармен", а Джон Кранко там же издевается над "Евгением Онегиным". Один из самых консервативных театров мира, национальное достояние Германии, Байройтский театр зовет Ларса фон Триера поставить "Кольцо Нибелунга". А самый традиционный театр мира - Тайваньская китайская опера - смог сберечь свои традиции, несмотря на то что у них с успехом ставил самый отпетый авангардист современности - Боб Уилсон.

А уж о том, что в либретто Сорокина не содержится ничего противозаконного, даже неловко говорить. Это ироничная и грустная история об ученом, который создал клонов великих композиторов, а сам умер. Приходится осиротевшим гениям самостоятельно выживать в современной России. Ну и где тут порнография?
Не те классики

Поклонникам классики не стоило бы забывать, что когда-то все их обожаемые мэтры были не классиками, а современниками. И постановка их великих и новаторских опусов частенько сопровождалась разнообразными скандалами. Иногда их запрещали. Иногда освистывали. И почти ни одно творение не объявляли шедевром.

Посмотрим на сегодняшний репертуар Большого театра. Чуть не вся эта классика была когда-то пощечиной общественному вкусу. "Евгений Онегин"? Незадолго до постановки прогрессивная общественность устроила страшный скандал, узнав о том, что Петр Ильич Чайковский с братом своим Модестом в простоте душевной переписали финал пушкинского романа в стихах. Опера должна была закончиться хеппи-эндом. Критики потребовали не допускать издевательства над Пушкиным на сцене Большого театра. Братьям пришлось спешно переписывать либретто.

"Огненный ангел"? Музыка Прокофьева и скандальное либретто по мотивам романа Брюсова настолько шокировали музыкальную общественность, что при жизни композитора опера так и не была поставлена.

"Леди Макбет Мценского уезда"? Ну, это все помнят, это "сумбур вместо музыки". А только что на Новой сцене с успехом прошел "Болт" - балет Шостаковича, который был снят с репертуара сразу после премьеры. Причем композитор сам это свое сочинение недолюбливал и просил никогда его не восстанавливать. К счастью, хореограф Алексей Ратманский нарушил авторскую волю. Оказалось, что бодрый и занимательный "Болт" служит к вящей славе Шостаковича и к удовольствию зрителей.

Не хотелось бы, чтобы оперу Леонида Десятникова постигла та же судьба. Только представьте: проходит сто лет, и какой-нибудь режиссер, копаясь в пыльных архивах Большого, находит "Детей Розенталя". Он стряхивает с партитуры пыль, объявляет о своей находке, ставит спектакль, шумно его пиарит, и толпы зрителей устремляются на "классическую", давно утерявшую всякую скандальность оперу Сорокина-Десятникова. Представляете, что подумают они, наши потомки, о запретивших этот невинный опус депутатах Госдумы?





Виктория Никифорова,
"Эксперт" No10
14.03.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/10/10ex-e-rosenta/

Док. 504536
Перв. публик.: 14.03.05
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 150

  • Сорокин Владимир Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``