Новый президент Туркменистана объявит войну старому госаппарату страны. Недавний визит президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова в США привлёк внимание многих политических обозревателей. Среди главных версий будущего внутри- и внешнеполитического курса нынешнего руководства Туркменистана господствуют две. Первая из них представлена так называемым сценарием готовящихся реформ: якобы Ашхабад очень медленно в соответствии с условиями общественно-политической и социально-экономической ситуации пытается начать некие серьезные изменения. Согласно второй версии это лишь попытка Бердымухаммедова `смягчить` наиболее одиозные черты внутренней политики и перейти к частичным изменениям, не меняя по сути ничего. При всей кажущейся правдоподобности обоих сценариев они базируются, прежде всего, на ожиданиях перемен после смерти в конце прошлого года главы режима Сапармурата Ниязова (Туркменбаши). Такая атмосфера ожидания создавалась ещё во время его правления как часть внутренней и внешней политики режима. Делалось это не только в расчёте на население Туркменистана и `внешнюю аудиторию`, но и на высший чиновничий слой, кадровый состав которого ротировался в соответствии с желаниями Туркменбаши и в интересах недопущения персонального или группового усиления высшей хозяйственно-политической номенклатуры. Отличие нынешней ситуации заключается в том, что Бердымухаммедов культивирует атмосферу ожидания в расчёте на население страны и внешний мир. Чиновники, в данном случае, не выступают в роли объекта его информационно-пропагандистской работы. Вполне ожидаемые кадровые чистки затрагивают только тех, кто представляет персональную угрозу президенту Туркменистана в силу его определенной зависимости от них в то время, когда он только шёл к власти. Именно эта особенность переживаемого момента даёт основания для ряда выводов относительно будущих действий Бердымухаммедова. Во-первых, он будет продолжать добиваться единоличного господства над высшей партийно-хозяйственной номенклатурой страны и не станет допускать даже мысли о том, что у него может быть ближайший `круг друзей` из её рядов. Это объясняется тем, что он хорошо усвоил уроки, полученные в годы правления Ниязова. Очевидно, что подобные `друзья` в условиях авторитарно-тоталитарного режима могут легко превратиться из союзников в противников, способных на решительные действия. Необходимость получения поддержки будет заставлять искать опору на семейно-родственные связи, чего не было при Ниязове. Бердымухаммедов также будет усиленно демонстрировать лояльность в отношении ряда политических кругов на Западе, добиваясь таким образом `единоличного` представительства на международной арене с тем, чтобы получить исключительную легитимизацию как внутри страны, так и за рубежом. Перехват контроля над всей хозяйственной жизнью Туркменистана, включая все финансовые потоки от любого бизнеса, призван окончательно превратить главу государства в единоличного хозяина положения. Из всей нынешней высшей хозяйственно-политической номенклатуры Туркмении наибольшую угрозу представляют те её представители, которые а) имеют влияние на хозяйственную жизнь регионов, выступая в роли неформальных `контроллеров` бизнес-ситуации и финансовых потоков; б) известны за рубежом и имеют там определенные связи в форме контактов с дипломатическими, политическими и финансовыми кругами. Исходя из этого, одним из ближайших действий президента Туркменистана станет минимизация позиций этих статусных людей различными средствами. В свою очередь, в самой высшей номенклатуре это хорошо понимают и, вне всякого сомнения, её отдельные представители постараются не допустить подобного развития ситуации. С этой целью ряд чиновников начнёт искать союзников как внутри страны в рамках своей `корпорации`, так и за её пределами среди различных политических кругов и организаций. Не вдаваясь в детали персональной оценки вероятных представителей этой группы (или групп), можно с уверенностью сказать, что уже в ближайшее время они постараются предпринять усилия в соответствующем направлении. Насколько быстро Бердымухаммедов сможет определить круг потенциальных оппонентов и выбрать методы, отличные от тех, которые использовал Ниязов, будет зависеть ситуация в Туркменистане осенью текущего года. Первым серьезным испытанием станет политика президента в отношении ряда руководителей отдельных регионов страны, а также бизнес-группировок, созданных чиновниками на региональном уровне и использующих государственную монополию на весь бизнес в стране, независимо от его масштабов и специализации. Не исключено, что именно они смогут постараться найти себе лидера в нынешнем высшем руководстве Туркменистана, ориентируясь, при этом, не на бизнес, а политические интересы вероятной кандидатуры для реализации подобного плана. Отказ Бердымухаммедова от реальных реформ может стать выгодным его оппонентам в пропагандистском отношении как для внутренней, так, прежде всего, внешней аудитории — аргументом в пользу необходимости предпринимаемых действий в интересах назревших изменений. Номенклатура `второго` и `третьего` ряда всегда более активна в условиях существования авторитарно-тоталитарных режимов, чем высшее чиновничество в силу многих обстоятельств, как объективного, так и субъективного характера. Артём Улунян Октябрь 08, 2007
http://www.prognosis.ru/news/rdemo/2007/10/8/ashgabad.html
Док. 504639 Перв. публик.: 08.10.07 Последн. ред.: 12.10.08 Число обращений: 114
Улунян Артем (Арутюн) Акопович
|