В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
7 вопросов Александру Петрову, художнику-мультипликатору Назад
7 вопросов Александру Петрову, художнику-мультипликатору
15 мая в московской галерее "Дом Нащокина" открывается выставка выдающегося художника-мультипликатора Александра Петрова. Четыре из пяти его картин, в том числе последняя - "Моя любовь" по роману Ивана Шмелева "История любовная", - номинировались на "Оскара", а фильм "Старик и море" принес ему победу. Александр Петров рассказал "РР" о "разведке" в анимации и о том, кого он снимает в своих фильмах
Почему вы решили устроить выставку?

Это не моя идея. У нас в Ярославле есть художественный музей, и мне предложили сделать там выставку. Я ответил, что вся моя художественная жизнь - в фильмах и кроме них мне нечего показать. Есть эскизы, этюды, наброски, сцены, которые сняты, но остались просто на память, - другого изобразительного материала нет. Организаторы сказали, что это интересно: показать работу над фильмом зрителю, который, кроме самого фильма, ничего не знает, и как это делается, не ведает. Показать кухню художника и режиссера, работающего над анимационным кино.

Не боитесь раскрывать свои секреты?

Я уже много лет провожу мастер-классы - и в России, и за ее пределами. Показываю людям, как происходит сам процесс, и объясняю, что нужно делать, чтобы так получилось. И что-то я не заметил пока большого наплыва конкурентов.

Что дает вам анимация? Не хотите быть просто художником?

Все-таки в первую очередь я думаю о себе как о художнике. Я занимался и живописью, и графикой, но так случилось, что в мою жизнь вошло кино, и я не имею сейчас возможности бросить это дело. Кино, которое делается художником, - это компромисс между моими мечтаниями о станковой живописи и любовью к анимации.

На каждый фильм у вас уходит несколько лет. Существует ли рынок для такого штучного производства?

Это начинает выходить в прокат. Правда, это довольно редкое событие для режиссеров анимационного кино - чтобы картина могла идти в кинотеатрах. Тем более в наших, откуда анимация практически исчезла, если не говорить про американские или японские мультфильмы. Картины, которые делаются сейчас российскими художниками-аниматорами, практически недоступны зрителю. Большая удача, что мои главные фильмы выходят на киноэкраны - не только в Москве, но и в провинции. Для меня это уникальная ситуация. Или, например, студия "Пилот" - у них тоже бывает возможность показать фильмы в кинотеатрах и встретиться потом со зрителями. Так что мы теперь "разведчики" - будем надеяться, что, бросив несколько пробных шаров, мы узнаем, нужно ли публике анимационное русское кино, или ей подавай только японское либо американское.

Откуда у вас такая любовь к экранизациям?

Я не называю это экранизацией, хотя, наверное, другого слова-то и нет. Не знаю, почему сложилось так, что все мои фильмы, кроме "Русалки", созданы по какому-то написанному произведению. Наверное, я больше доверяю идее, уже воплощенной в литературную форму. Просто сценарий, голая идея - моя или чужая - меня не вполне устраивает.

Говорят, вы работаете с натурщиками?

Прототипами главных героев в моих фильмах, как правило, становятся знакомые мне люди. Те, кого я хорошо знаю, кто близок и понятен мне.

Ваши друзья?

И друзья, и родные. Часто прототипом становился мой сын, когда еще был ребенком. Что же касается последнего фильма ("Моя любовь". - "РР"), там уже - жена сына. Она художник, познакомились мы тоже как художники, и вот я пригласил ее сделать несколько этюдов на тему шмелевского персонажа - Паши. А гимназиста Антона у нас сыграл Гриша Захаров - он сейчас уже вырос, наверное, и совсем не похож на того мальчика: ему было 15 лет, когда мы его рисовали. Были и другие люди - мы приглашали и художников, и тех, кто вообще не понимал, что такое анимация. Я не начинаю съемку, пока не найду героя, с которого можно не то чтобы срисовать персонаж... Просто появление такого героя помогает мне поверить в самого себя, в то, что образ, который я создаю, будет убедительным, живым, а главное - понятным мне.






Юлия Идлис
"Русский репортер" No18
15.05.2008
http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2008/18/interview_petrov/

Док. 504807
Перв. публик.: 15.05.08
Последн. ред.: 13.10.08
Число обращений: 79

  • Петров Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``