В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актер Сергей Безруков: `Скандал был нужен, чтобы взорвать общество` Назад
Актер Сергей Безруков: `Скандал был нужен, чтобы взорвать общество`
Сергей Безруков предстал в Петербурге лукавым интриганом Павлом Ивановичем Чичиковым и лучезарным гением Вольфгангом Амадеем Моцартом. В обоих спектаклях ("Табакерки" и МХТ имени Чехова) он был на сцене со своим учителем Олегом Табаковым. О том, как он вживается в образы великих, Сергей Безруков рассказал корреспонденту "Известий" Ирине Начаровой.

вопрос: Трудно играть гениев?

ответ: Гениальность сыграть-то невозможно. Это невозможно - вдруг стать гениальным музыкантом. Главное - понять человеческий характер, осознать, что они в чем-то похожи на нас. Жизнь у них была очень нелегкая. Женщин любили, страдали. Просто по темпераменту своему они были импульсивные личности, и сыграть можно некую уникальность их человеческих чувств. Что касается Вольфганга Амадея, этот человек, я думаю, как сама жизнь - эмоциональная, мощная, светлая, яркая. Горел-жил, жил-горел. Как вспышка магния. А сама жизнь не такая длинная - 37 лет. Говорят, что в 40 лет наступает акмэ для мужчины. Такой страшный возраст, полярный: что-то сделал, что-то не успел, а большая часть жизни уже прожита. Но великие люди успевали за этот срок, как ни странно, сделать многое. А может, и не странно - наверное, то, что мы проживаем лет за пять, они проживали за год.

в: Вы сыграли уже нескольких гениев. Не бывает такого, что в каких-то ситуациях думаете: Моцарт здесь поступил бы так, Пушкин сказал бы то-то, Есенин бы промолчал?

о: Думаю, Есенин не промолчал бы, да и Пушкин с Моцартом тоже. Да и нет смысла сравнивать, у них была своя жизнь - великая. Думать: раз они так поступали, то и я могу себе это позволить, - ни в коем случае. Не имеешь права. Я, актер, могу себе позволить так, как они, на сцене сделать или в кадре. Самое важное - быть убедительным: так же гореть, сходить с ума, любить, страдать. Чтобы все было не абстрактно-отвлеченно, а по-настоящему. У меня мхатовская школа, мои учителя научили меня именно этому. Всегда предлагаю: давайте по-живому. Это ве-ли-ко-леп-но. Наверное, неинтересно просто играть. В этом природа творчества актерская - когда ты на мгновение начинаешь проживать эту жизнь. Как ребенок, забыться и, играя в это, верить. Мы в детстве, когда играли, все верили. В войнушку когда играли, я там и падал, и умирал. Потом подбегали санитарки, меня лечили: "чик-чик". Они делали это знаменитое "чик-чик", и я уже был здоров. С пластмассовым пистолетиком шел дальше и кричал: "За Родину!". Я уверен, что нужно быть ребенком и верить - не играть, а жить. Взрослые детские игры - так бы это назвал. Да, плачешь, и больно бывает. Бывает, и с сердцем плохо потом становится. Но в этом есть какая-то прелесть - не стесняться детских ощущений.

в: Случалось, что вам было плохо с сердцем?

о: Всякое бывало. На съемках, на "Есенине". Я все-таки очень эмоциональный, а там все было на таком нерве, что практически каждая сцена на взрыве, потому как в основном сцены очень темпераментные - моменты протеста, бури. Поэтому мне все пришлось пережить, как человеческие жизни, страшные куски.

в: Есенина вашего много ругали. Обидно было?

о: Угодить всем невозможно. Ругательства сводились в основном не к подаче образа Есенина, а к теме "похож - не похож". Я играл то, что написано в стихах. Я играл его сильным человеком - Емельяном Пугачевым, Стенькой Разиным. Его любовь к России, его сложнейший характер. Каждый кадр я прожил, в этом смысле абсолютно спокоен. В русском национальном характере уживалось все - и темные, и положительные стороны. Кому-то из патриотов не нравятся темные. И тут, друзья мои, что делать? Давайте разберемся и поймем: много чего было в жизни абсолютного гения. Но все это рождалось из самого творчества. Откуда черпал вдохновение? Обилие женщин, как говорили. А что в этом плохого, если мужчина любит женщину? Тем более, если он не связан семейными узами? Я думаю, что нет ничего зазорного в том, что он ведет жизнь порой дон-жуана. Да ради бога. Я сам проповедую любовь к женщине. Это то, что надо проповедовать, особенно в наши дни, с удвоенной, утроенной силой. Убери личную жизнь, убери эти дрязги, проблемы - семейные, жизненные, которые были в его судьбе, - и природа творчества будет непонятна. Вообще этот скандал был необходим, чтобы взорвать общество, в хорошем смысле, разрушить стереотипы. Для того чтобы снова читали есенинские стихи, нужно немного тронуть то самое осиное гнездо - особенно людей, почивших на лаврах, которые считают его слабым человеком и легко, непринужденно проходятся по его творчеству. Да, скандал. Во многом Есенин этим пользовался сам, напоказ растрачивал себя в скандалах. Мы добились того, что после фильма много людей обратились к его творчеству. Им просто стало интересно: а так ли было на самом деле.

в: В кошмарных снах вам не мерещатся провалы - театральные или киношные?

о: Вы знаете, нет. Если честно, это не самоуверенность, а уверенность. Есть профессионализм, есть ремесло. Если ты им владеешь, благодаря своим учителям, ты изначально застраховываешься от провала. Бывает неудача режиссера, провал пьесы, но не актера. Потому как актер-профи, даже при наличии режиссера-дилетанта и, допустим, не очень профессионального автора пьесы, все равно держит планку. Вот возьмем мастеров БДТ: у них был гениальный Товстоногов, но они снимались в фильмах иногда не очень удачных, а порой просто жутких. Время было такое - советское, и та-а-кие тексты, что за голову хватаешься. Но даже в жутких сценариях - каких-то пошлых и похабных - мастерство, ремесло актеров не подводило, за ними чувствовалась внутренняя правда. Они все равно роскошны - что бы ни играли. И в этом смысле я тоже стремлюсь не изменять основному закону: играть по правде. В любой пьесе, пусть несовершенной. Даже если режиссер тебе поставил сложную, невыполнимую задачу, есть в загашнике замечательный ход: а по-живому!

в: А как же ваш Чичиков?

о: Играть по правде нельзя было, в то же время нельзя было скатываться только в гротеск. Значит, нужно совместить - чтобы работать в стиле комедии дель-арте, быть Чичиковым, знаете, в стиле рисунков Шемякина. Такими обычно рисуют гоголевских персонажей. То есть без грима на лице попытаться превратиться в такого человечка, используя только свое лицо и пластику.

в: Правда, что вы мечтали о роли Чичикова, а не о Гамлете, например?

о: Нет, я мечтал о Хлестакове. О Гамлете тоже. И так получилось, что вместо принца датского сыграл много ролей, которые его чем-то напоминают. Есенин - тоже Гамлет, русский. Моцарт в некоторых сценах - тоже Гамлет. Хлестакова не удалось играть, но мне дали Чичикова. Говорят, есть в моем Чичикове что-то от Хлестакова. Для меня важно, что это тоже - маленький человек. Ему нелегко все дается. Он крутится, пашет, потеет, задыхается, уже срывается, кричит. Боится и все равно делает.

в: Над вами Олег Табаков тоже подшучивает на сцене, как над другими сценическими партнерами?

о: Это добрые шутки, я уже сейчас иногда отвечаю ему тем же. Допустим, в "Чичикове" (спектакль "Похождение". - И.Н.) есть момент, когда Плюшкин (в исполнении Олега Табакова. - И.Н.) рассматривает фотографии, зритель их не видит. Я спрашиваю: "Это ваша дочь?" Среди других там есть фотография двух йогов. Один на одном, очень смешные, бородатые дядьки, худые и тощие. Я на них показываю, говорю: "Ой, внуки!" Олег Павлович еле сдерживается от смеха, но все же берет себя в руки и говорит, что полагается: "Да, приехали: деда, деда!".

в: Чувствуете, когда вам завидуют?

о: Вообще-то чувствую, но, наверное, не надо бы. Если есть энергия, желание, способности, можно многого добиться в жизни. Пожалуйста, дерзайте. Если человек завидует, и это черная зависть, то таким путем он никогда не достигнет светлого в творчестве. Злость, ненависть, зависть - из природы темных чувств и эмоций. Допустим, читаешь некоторые статьи в прессе и чувствуешь, что люди тебя просто не любят, ну, ненавидят. И что бы ты ни делал, все равно будут ненавидеть. Господь с ними. Другое дело, что ненависть эта разрушает их самих, при этом вырабатываются нехорошие ферменты, у человека садится сердце, и со здоровьем возникают проблемы. Человек желчный живет гораздо меньше, чем, допустим, человек добрый. Поэтому мне хочется просто пожелать им удачи - да успокойтесь вы, Христа ради. Делайте светлые дела, и все наладится. Светлое и любовь притягивает, и удачу. И деньги даже притягивает. Я всех призываю: не надо завидовать. Это гораздо лучше, честнее. И для здоровья полезно.

http://izvestia.ru/spb/article3096845/

viperson.ru

Док. 504852
Перв. публик.: 22.09.06
Последн. ред.: 19.04.12
Число обращений: 116

  • Табаков Олег Павлович
  • Безруков Сергей Витальевич
  • Товстоногов Георгий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``