В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Хворостовский: Я живу от высоты до высоты Назад
Дмитрий Хворостовский: Я живу от высоты до высоты
После того как в 2003 году Хворостовский совершенно неожиданно перепел наше песенное всё - лучшие песни военных лет, - он стал голосом нации. Российские города - от малых до великих - выстраиваются в многолетнюю очередь, чтобы залучить к себе знаменитого певца. По осени Хворостовского ждут долгие гастрольные странствия с этой программой по стране. Ныне же певец заехал в Россию на несколько дней ради концерта в Тобольске. С Дмитрием Хворостовским встретилась обозреватель "Известий" Мария Бабалова.
Даешь формат!

- вопрос: Как пошел концерт в Тобольске?

- ответ: Перед самым концертом я заболел - подхватил какую-то жуткую инфекцию, даже боялся, что концерт придется отменить. Но, слава богу, все обошлось. Было очень красиво. Концерт проходил в Тобольском кремле. Бой курантов попал на оркестровый момент и в ту же самую тональность. Кайф абсолютный! Конечно, в такой обстановке программу надо было бы чуть-чуть поменять - попеть немного духовной музыки. А с другой стороны, любая музыка может быть духовной не формально, не по жанру.

- в: Как вы выстраиваете программу своего концертного тура по России?

- о: У меня программа варьируется в зависимости от пожеланий принимающей стороны, главных лиц регионов и т.д. и т.п. Ну, и, конечно, немножко от моего желания тоже.

- в: Почему такие странные правила игры?

- о: Потому что люди в большинстве своем не хотят и не любят шевелить мозгами. Им подавай формат, который они знают - получили с доставкой на дом по "ящику". И получается: Хворостовский в формате патриотических песен - это то самое, что мы где-то уже слышали. А то, что он в опере поет, это нам не нравится - сложно очень.

Сегодня весь мир стремится мыслить типажами и формулами, не затрудняя себя желанием копнуть глубже. Голливуд, например, давно превратился из "фабрики грез" в рутинный цех по штамповке шаблонов. Подчас великолепные, выдающиеся актеры эксплуатируются в одном и том же амплуа на протяжении всей своей жизни. По-моему, рутина засосала кинематограф окончательно. Формула успеха - насилие и максимально примитивный сюжет. Масштаб успеха стал тождествен количеству заработанных денег. А прибыль может приносить только то, что рассчитано на общую серую массу, которая жрет попкорн, рыгает, и ей больше ничего не нужно от жизни.

- в: Но ведь четыре года назад песни военных лет в вашем исполнении произвели фурор национального масштаба, именно потому что были не форматом или "обязаловкой" к дате, а чем-то несравнимо большим...

- о: Быть может. Но именно после таких вещей и рождаются новые форматы. И до сих пор регулярно появляется ощущение кайфа от реакции публики. Не от того - ах, как хорошо я все спел! - а каждый раз тебя удивляет отношение людей, беззаветное, абсолютно открытое, какое-то удивительно благодарное. И не только бабушек и дедушек, но и людей более молодого поколения. Конечно, бывает всякое. В Париже от одной русской эмигрантки недавней волны я услышал: "А, тот самый Хворостовский, который революционные песни поет". И так пренебрежительно это было сказано. Но мне обидно стало не за себя, а за нее.

- в: Почему же Хворостовский так легко стал поддаваться форматированию?

- о: Не очень легко. Я пытаюсь свою линию гнуть неуклонно. Хотя наверняка я пал, очень сильно пал в глазах опероманов. Но все-таки не судите меня слишком строго. Конечно, наиболее полное удовлетворение я получаю от того, что я оперный певец. Всегда им был, есть и буду. Все форматы, я надеюсь, уйдут, а опера останется. Будет и на нашей улице праздник.

- в: А что вы считаете праздником?

- о: Будет и большая опера, и настоящий классический концерт. Кстати, достаточно скоро - 3 октября - в Большом зале Московской консерватории я вместе с Владимиром Спиваковым исполню "Сонеты Микеланджело" Шостаковича.

- в: Но это уже будет после того, как в сентябре "формат" отгремит по маршруту Казань - Нижний Новгород - Сочи - Ростов-на-Дону с финалом в Москве, на сцене Кремлевского дворца...

- о: Как же без этого?! Хочется, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. А дальше будет такое же жесткое форматирование в Америке - месяц с шапкой. Я посчитал - дюжина концертов выходит. Даже в Мексике два выступления запланировано. Но в Америке программа будет немного иная: первая часть концерта - русская духовная музыка, вторая - песенный репертуар. И там все участники - хор академии под руководством Виктора Попова и оркестр Константина Орбеляна хотят иметь больше своих сольных номеров. А я не возражаю.

- в: Почему?

- о: Во-первых, жизнь-то одна. А жить хочется долго, и петь, и звучать. Зачем испеваться раньше времени? Надо бережнее к себе относиться. Голос дается на определенное время. В один прекрасный момент - с уходом сил, молодости и всего прочего - и голос может исчезнуть. Голосовые связочки такие ма-а-аленькие, тоненькие. Они почти никогда не бывают в идеальном состоянии. Во-вторых, сегодня тяжеловесные двухчасовые концерты никому не нужны. Лучше всего делать, я считаю, небольшие концерты с меньшим количеством номеров, заявленных в программе, но с большей возможностью варьирования "бисов", которые можно увеличить с одного до трех или четырех. Концерты в одно отделение - это вообще рай, если идет речь о выступлении на открытом воздухе, где почти всегда, будто по закону подлости, холод собачий и дождь - вне зависимости от даты в календаре. Например, 2 мая я пел концерт в Самаре на открытом воздухе при плюс четырех. И остался жив-здоров и благополучно допел свою серию спектаклей "Симон Бокканегра" в Париже.
Прибавление в семействе

- в: А когда у вас отпуск?

- о: У меня нет отпуска. Мы только что, 8 июля, с женой родили девочку. Вот я был, естественно, как бы в отпуске.

- в: Поздравляю! Как дочку назвали?

- о: Ниночка.

- в: В чью честь?

- о: У меня в детстве была подружка, которую звали Ниной. Но это ничего не значит. Нина - просто очень красивое имя. Нам с женой нравится. Вообще у нас была дилемма буквально минутная - мы несколько дней размышляли: Нина или Лина. Мою прабабушку звали Лина. Потом я спросил у мамы, каково было ее полное имя, она назвала мне что-то очень длинное. Потом я показал Флоранс фотографию прабабушки, свадебную. Флоша сказала: "О, какая суровая женщина!" И мы давно, когда ждали еще своего первого ребенка - Максима, решили, что если родится девочка, то обязательно назовем Ниночкой.

- в: А сын не ревнует к младшей сестренке?

- о: Еще не знаю. Я практически тут же улетел в Москву. Флоша говорит, что не ревнует. Наоборот, стремится за ней ухаживать, что для четырехлетнего мальчика даже удивительно.

- в: Когда в Москву самого маленького члена своей семьи привезете?

- о: В сентябре, к московским концертам планирую привезти показать... К тому времени мои женщины наверняка будут уже более мобильными. Вообще мы все очень легкие на подъем. Тем более пока девочка не ходит и ее можно нести на руках. Это блаженство. А когда дети начинают ходить и постепенно разбегаться, за ними нужен глаз да глаз...

- в: Но зато сейчас, наверное, пора бессонных ночей?

- о: Пока она свое дело хорошо знает: ест и спит, ест и спит.

- в: Говорят, сегодня в Лондоне русским стало жить хуже, чем раньше. Вы на себе это как-то почувствовали?

- о: Это все меня абсолютно не касается. Я же не тусуюсь в Лондоне. Какие-то политические отношения меня тоже не касаются. В Лондоне я живу спокойно, даже немного местечково - своим домом. С Березовским мы не общаемся.

- в: А каков ваш лондонский круг общения?

- о: Из русских - никого. У нас куча друзей нерусских среди музыкантов и не музыкантов...

- в: Кстати, о друзьях и прочих вечеринках. Какие планы насчет собственного 45-летия в октябре?

- о: Никаких. А что, 45 лет надо праздновать? У меня в принципе нет желания это делать.
Универсальное лекарство от конфликтов

- в: А какое желание есть?

- о: Чтобы все мои близкие были живы-здоровы, жили очень долго, а все мои дети росли в любви и взаимопонимании. Повседневная жизнь состоит из банальностей. Благосостояние и счастье тех, кого я люблю, делает меня счастливым. А все остальное, что касается моей карьеры, зависит только от меня самого. Все в моих силах.

- в: И какова траектория?

- о: Живешь от точки до точки. От высоты до высоты. Вот эту высоту надо занять, потом следующую, тогда будет не стыдно умирать. Вся наша жизнь такая. У меня во всяком случае. Траектория получается самая высокая. Космическая, можно сказать.

- в: Как боретесь с земным притяжением?

- о: Привык уже с юных лет, втянулся. Чем больше работаю, тем интереснее становится. Последнее время моя исполнительская деятельность перерастает в определенную режиссерскую работу. Последние свои постановки я сам или режиссировал, или контррежиссировал.

- в: Иначе говоря, идете на открытый конфликт с режиссером?

- о: Нет. Вот именно что, не идя на открытый конфликт с режиссером, а очень дружелюбно и ласково, но со всеми вытекающими последствиями, я режиссирую самого себя. Все, что строится вокруг моих сцен. Так было недавно в Париже на "Симоне Бокканегра" или только что в Неаполе, где я пел "Травиату". Там совершенно идиотская ситуация была. Режиссер очень хотел "растормошить" закомплексованных итальянских певцов, чтобы они бегали, прыгали и пели вверх ногами... Какое-то время я просто жил пониманием, что я сейчас возьму и уеду из Неаполя, прочь с этой постановки. Но потом я научился очень хорошему средству от всех неприятностей. Берете в рот воду и держите ее столько, сколько будет нужно - день, два, три. И тогда к вам придет вторая мысль. И третья. Так компромисс был найден. Мы с ним потом даже подружились. Лапочка, он признался, что ненавидит мелодраму, рутину оперную. Так какого х... ты пришел сюда ставить оперу, если ты ее ненавидишь? Такие вот у нас получились пикантные отношения. И в принципе есть такая вероятность тоже, что я займусь режиссурой, когда потеряю голос. Чем черт не шутит? А про водичку я не шучу. Правда, это замечательное средство от любых вспышек гнева, минутных слабостей и прочих необдуманных поступков во всем - и в личной жизни, и в профессиональной.

- в: Какой приобретенной вместе с успехом чертой характера вы гордитесь?

- о: Я считаю, что мне нечем гордиться. Черты моего характера ужасны все...

- в: Маленький приступ самоуничижения...

- о: Ну, уж этого у нас не отнять...

- в: Почему принято считать, что если человек талантлив, то с его характером окружающим просто надо смириться, как со стихийным бедствием?

- о: Я так не считаю. Если человек талантлив, это не значит, что он имеет право на шею садиться.

- в: Но как-то нужно своей негативной энергии давать выход?

- о: Знаете, как я выплескиваю свою негативную энергию? Бегаю каждый день, без пауз. Очень долго бегаю, потею. Занятия спортом прекрасно уравновешивают. А моя главная отдушина - мои работы. На сцене у меня есть возможность для любых чувств и настроений. Сцена - великая вещь. Не устаю повторять, что я самый счастливый человек.
Элтон Джон несколько раз просил меня позвонить

- в: А как поживает ваш проект "Хворостовский and friends"? Помнится, в феврале Москве и Петербургу вы представляли прекрасное американское сопрано Рене Флеминг...

- о: Хорошо! Надеюсь, будет отлично поживать. Вот надо с Анечкой Нетребко обязательно спеть в России.

- в: Повторите свой недавний совместный концерт, что прошел в Нью-Йорке в Carnegie Hall?

- о: В каком-то смысле. Тем более что у нас в Европе будет целая серия совместных концертов. У Анечки проблема: она не любит и не хочет петь одна, поэтому приглашает своих друзей, чему я очень рад. А далее есть кандидатуры - тенора Рамона Варгаса, замечательного баса Рене Папе, с которым я уже договорился давно. Многое зависит от моих "работодателей", которые имеют право на выбор того, что им кажется наиболее интересным. Кстати, я очень благодарен Сбербанку России, который в последние годы поддерживает все мои начинания - и популярный проект "Песни военных лет", и классическую программу "Хворостовский and friends".

- в: Вам нравятся дуэтные выступления?

- о: Любое дуэтное выступление - это всегда соревнование. А поединок мобилизует твои лучшие качества. В исполнительском, художественном плане такой концерт может проигрывать, но в зрелищном приобретает гораздо больше. Недавно я пел в Самаре во Дворце спорта вместе с Су Ми Чо. Как она была хороша! В форме прекрасной! Потрясающий профессионал - комар носа не подточит. Таких певиц мало. Она идеальна. На сцене - просто зверь. Всех съест и глазом не моргнет. Машина такая южнокорейская - безотказная совершенно. Маленькая, да удаленькая. Делает с публикой все, что захочет. Зал сначала смотрел на нее как на экзотику, но когда она открыла рот, то все так и замерли до конца вечера в изумлении. Работать с такими коллегами - настоящее, но очень редкое наслаждение. Такие вещи всегда заводят. Надо постоянно находиться в движении, ошеломлять самого себя и окружающих, создавать вспышку интереса вокруг себя. Я не могу себе позволить остановиться.

- в: Кажется, Элтон Джон пишет для вас альбом?

- о: Он высказывал подобное желание. Но пока ничего не пишет. Чтобы он что-нибудь написал, надо с ним дружить, постоянно напоминать ему об этом. Он меня несколько раз приглашал - давал визитку, просил позвонить... Но все это не в моих правилах.

- в: А почему вы обижаете Пласидо Доминго своими постоянными отказами от выступлений в Вашингтонской опере, которой он руководит, и куда он вас постоянно зазывает?

- о: Ничего страшного. В этом театре есть определенного амплуа и уровня певцы. Зачем нарушать гармонию? Это не центральный театр Америки, а достаточно провинциальный. К тому же в Вашингтоне просто очень грустно жить, а для того чтобы выпустить премьеру, нужно потратить как минимум месяц-полтора. Да и сегодня, мне кажется, Доминго больше занимают другие вопросы. Он будет по всем театрам петь "Симона Бокканегра". Он увлечен Симоном. И я очень хорошо понимаю почему. Это классная роль. Я никогда не чувствовал себя более комфортно - вокально и технически, чем в этой роли. Безумно хочу в Большом театре, когда он все-таки откроется после реконструкции, спеть именно Симона. Я уже говорил с несколькими людьми на этот счет. Было бы здорово, если бы они смогли помочь приехать с гастролями в Москву нью-йоркской Metropolitan Opera. Это стало бы для меня настоящим появлением в России на коне, после чего и карьеру можно закончить.


21.07.2007

http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/hvorostovsky/interview6.html

Мария Бабалова

Известия


Док. 505041
Перв. публик.: 21.07.07
Последн. ред.: 13.10.08
Число обращений: 101

  • Хворостовский Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``