В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Хворостовский: Для меня каторга - запоминать стихи Назад
Дмитрий Хворостовский: Для меня каторга - запоминать стихи
- Дмитрий Александрович, в последнее время вы, как Анна Нетребко, стали выступать на огромных стадионах и петь с микрофоном. Вам нравится, как ваш голос звучит через микрофон?

- Я же не слышу себя со стороны. Недавно мне в Юрмале на репетиции предложили: возьми микрофон и послушай, как ты поешь. Я попробовал послушать и понял, что не могу услышать то, что звучит на самом деле. Как бы я ни старался, я слышу себя не со стороны, а изнутри. Если бы я мог снять свои уши, поставить их на последний ряд и оценить себя "критическим ухом", наверное, я смог бы сказать, нравится мне это или нет. А почему вы вдруг вспомнили о Нетребко и решили нас сравнить?

- Наверное, потому что в мае у вас был совместный гала-концерт в Карнеги-холле.

- Сейчас у нас планируется большой европейский тур.

- Вы сможете включить в график этого тура выступление в Москве?

- Я бы сделал это с удовольствием, но это от меня не зависит. Я не могу принимать решения за певицу, окруженную огромным штатом менеджеров, у которых свои цели, задачи и программы.

- Ваши творческие планы тоже зависят от менеджеров?

- Если у меня есть мечта спеть ту или иную партию, я стараюсь ее осуществить. Получив предложение участвовать в новом оперном спектакле, я смотрю, какая собирается команда: кто дирижер, режиссер, какие певцы будут моими партнерами. И все тщательно взвешиваю: поможет ли новая партия моему творческому росту, будет ли она интересной, есть ли смысл участвовать в спектакле? Приходится все обдумывать и принимать решение самому.

- У вас предельно напряженный график работы и сумасшедший ритм жизни. Вы не устаете?

- Конечно, устаю. Но даже не от количества спектаклей, концертов и, как вы говорите, сумасшедшего ритма жизни. Гораздо больше устаешь от ответственности. Чем старше я становлюсь, тем она сильнее. Если работа вызывает интерес, забываешь об отдыхе. Просто надо уметь правильно распределять свое время: если нужно - концентрировать внимание, если нет - расслабляться.

- И все же как вам удается так замечательно выглядеть?

- Я постоянно занимаюсь спортом. Бегаю, поднимаю тяжести.

- Внешний вид исполнителя сегодня играет очень важную роль, ничуть не меньше, чем его голос. Вам не кажется, что опера сейчас становится коммерческим искусством?

- Это так, но без этого нельзя. Современные оперные постановки требуют огромных затрат. В том числе и финансовых. И я не вижу в этом ничего плохого. Коммерческое искусство привлекает много публики с разными вкусами. В залах оперных театров даже в XVIII веке всегда было гораздо больше мест, чем в залах драматических театров. По-моему, опера в последнее время стала более доступной: покупаешь DVD с записью оперного спектакля, и в твоем распоряжении интересная постановка с хорошим дирижером и певцами, можно смотреть ее, когда захочется.

- Вы ничего не сказали об оперных режиссерах. У вас не возникает с ними конфликтов?

- Иногда возникают. Мне очень скучно работать с режиссерами, которые не знают, как ставить оперы, и не хотят ничего об этом узнать. Одно дело, если режиссер - новичок в опере, но человек пытливый и любознательный честно признается, что ничего не знает. Общаясь с артистами, он старается узнать об особенностях этого искусства, воспринять что-то новое и внести изменения в свой замысел. Тогда бывает очень интересно, потому что работа в театре - это всегда поиски компромисса. Совсем другое, если перед тобой гнездоквадратный тупица, который, придя в театр, не знает, с кем он будет работать, но у него уже выработана концепция, и он не хочет ничего знать, слышать и видеть.

- Что делать в этом случае?

- С такими режиссерами нужно бороться. Убеждать их, тратя силы и время, что так работать нельзя, и взамен что-то придумывать самому.

- Обычно артисты драматического театра очень боятся забыть во время спектакля слова своей роли. Оперные певцы об этом не думают?

- Что вы! Это моя сама главная проблема. Обычно я помню только музыку, для меня всегда было каторгой запоминать стихи. Поэтому, забывая слова, я их тут же сочиняю. Если я что-то забыл, в последний момент в голове возникает какая-то близкая по смыслу фраза, причем в стихотворной форме.

- На каком языке?

- На всех - на русском, итальянском, французском - на всех языках, на которых я пою.

- Когда вы пели в Париже, в опере "Симон Боканегра", вам тоже пришлось что-то сочинять?

- Несколько раз пришлось. Но там было проще менять слова, либретто написано не стихами, а прозой.

- Что вы будете делать в следующем сезоне?

- После большого гастрольного тура по Америке у меня начинаются репетиции оперы Верди "Бал-маскарад" в Мете. Дальше у меня "Травиата" в "Ковент-Гарден", партию Виолетты будет петь Анна Нетребко. Потом в Чикаго будет та же самая постановка, которую я недавно пел в Мете, но уже с другим составом. Это мы уже дошли до весны. Еще будет довольно много концертов с разными программами. Кроме того, мне нужно будет сделать как минимум две новые программы. Нужно все время учить что-то новое, иначе скучно жить и невозможно двигаться вперед.

- Меняются ли ваши взгляды и вкусы с течением времени?

- Конечно, меняются. Кажется, Достоевский говорил: "Безнравственно не менять своих убеждений". Я много работаю, встречаюсь с разными людьми, не только с музыкантами. С годами приобретаешь опыт. Качественно растешь не только как музыкант, но и как личность. Поэтому трудно даже сравнить меня сегодняшнего со мной десятилетней давности. За эти годы я сумел многое сделать. И сейчас моя жизнь стала гораздо интереснее.

- Бывает так, что вы хотите чего-нибудь добиться, но ничего не получается?

- Я трезво оцениваю свои возможности, поэтому, если хочется добиться чего-нибудь, обычно добиваюсь.


11.09.2007

http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/hvorostovsky/interview7.html

Ольга Романцова

Новые Известия


Док. 505043
Перв. публик.: 11.09.07
Последн. ред.: 13.10.08
Число обращений: 118

  • Хворостовский Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``