В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БРАВО: В музыке не бывает компромиссов - интервью с Евгением Хавтаном Назад
БРАВО: В музыке не бывает компромиссов - интервью с Евгением Хавтаном
Чуравшийся каких-либо обобщений, прогнозов, осуждающих монологов, Евгений Хавтан неожиданно для многих озвучил ситуацию, о которой не могут внятно и честно сказать многие наши гранды и легенды. Легенды предпочитают в основном философствовать, либо вариться в собственном соку, не замечая ничего вокруг. Хавтан занял позицию уязвимую, но наиболее честную; он предлагает обратить внимание на то, что ныне большинство молодых артистов потеряло любую возможность попасть на радио из-за пресловутого формата и, следовательно, никогда не будет услышано. Можно, конечно, в очередной раз забить на вечные вопросы, но, перефразируя Ницше, даже если не вглядываться в шоу-бизнес, то он все равно, в конце концов, посмотрит на тебя. Но будет поздно. Хавтан предлагает вглядеться сейчас, иначе Родина пережует и проглотит хорошую музыку, которой уже почти не услышишь ни на радио, ни на ТВ. Пронзительная и печальная песня Стрижи, которая вошла в сборник От Винта!, посвященный путинским соколам, и предваряет выход нового альбома БРАВО - еще один повод для разговора Андрея АРХАНГЕЛЬСКОГО с народным стилягой Российской федерации.
БРАВО всегда существовало в контексте определенной эстетики, группа опиралась на ту или иную музыкальную культуру: ретро ли, нъюуэйв- не суть важно... Нынешняя массовая культура отрицает любую эстетику как таковую. Как с этим положением мирится БРАВО?
Евгений Хавтан: Это личный индивидуальный выбор каждого музыканта и человека, который выбирает свой путь в современном мире и обществе. Выбор делает практически каждый из нас, но для музыканта проблема выбора стоит намного острее, чем для служащего, скажем, который каждый день ходит на работу. Не только БРАВО искало опоры в культурном, эстетическом контексте. Любая хорошая группа либо выбирает эстетику, либо создает ее сама. Я свою эстетику выбрал достаточно давно, и стараюсь не изменять тем вещам, которые мне дороги, ценность которых проверена временем. В данном случае речь идет даже не столько о ценностях узкомузыкальных - они могут изменяться - сколько вообще о стиле жизни, убеждениях. Даже в нелогичное, жёсткое и циничное время они остаются для меня актуальными. Причем я уверен, что таких людей у нас в стране достаточно много - просто у них нет общественных рупоров, средств и инструментов, с помощью которых они бы могли озвучивать свои пристрастия и убеждения. Я имею в виду, прежде всего, музыкантов, у которых нет той наглости, средств, продюсеров, каких-то компаний, которые отстаивали бы свои убеждения так же агрессивно, как, например, FM-станции или телевидение. Ибо сегодняшняя система раскрутки любого проекта строится на лобовой, беззастенчивой рекламе. БРАВО никогда не пользовалась методами так называемой агрессивной рекламы, которая заранее утверждает, что твое творение уже стало альбомом года, века или тысячелетия. Это довольно скучно, но когда я пишу песни, я по-прежнему стараюсь, чтобы они, прежде всего, были гармоничны, созвучны лично мне и чтобы не было стыдно перед моими близкими и зрителями.
Я пытаюсь представить, что должен чувствовать человек, который фактически стоял у истоков русского буги, ро-кабилли, когда популярность его группы оценивают в сравнении с современными бойз- и герлз-бэндами? Или это нормально?
Евгений: Вся ныне существующая система музыкальной индустрии предполагает, что ты приносишь свои песни, а потом тебя выбирают, - что вполне логично, кстати! Но принципы этого отбора, этой музыкальной селекции - то, что сейчас называется форматом - совершенно неприятны и непонятны. Нас, музыкантов, выбирают не как индивидуальность, не как совокупность эмоций, а как товар, как помидор на грядке. БРАВО здесь не исключение - как и все, мы просто приносим наши песни на одну радиостанцию, на другую... Пресловутый формат усложнил этот процесс, потому что мы никогда не были группой какого-то определённого направления, - того, что называется роком, или попом... Мы - авторская группа со своим звуком, который трудно зачесать только налево или только направо. Поэтому нам намного сложнее, чем многим другим артистам, которые плюют на условности и готовы подписать контракт на любых условиях. Они готовы отдавать все свои концертные крохи, продавать права на пластинки - лишь бы их крутили в эфире. Эти группы готовы себя резать, реанимировать, кастрировать - только для того, чтобы их песня прозвучала ровно 3 минуты 40 секунд и ни секундой больше... Возникает естественный вопрос - зачем тогда БРАВО ходит по радиостанциям? Популярности нам и так хватает - просто я хочу, чтобы мои новые песни дошли до слушателя, причем именно в том варианте, который устраивает нас... В нашем шоу-бизнесе вообще сложилась крайне патологическая картина. Нигде, ни в одной стране мира нет, например, такого, что телевизионный канал занимался еще и концертной деятельностью. У нас медиа-корпорации устраивают свои фестивали, диктуют и навязывают артистам свои правила, в которые ты обязан играть. Мы же хотим только одного: быть услышанными. Поэтому мой директор ходит на все эти радиостанции.
Но, допустим, на какие-то компромиссы вы готовы пойти?
Евгений: Ни на какие компромиссы не собираюсь и не буду идти. Что значит компромиссы? Урезать свои песни? Убирать куплеты? Делать звук тише или громче? Чтобы мне потом было противно слушать эти песни? Бред. Никаких компромиссов не будет. Я думал об этом, и для себя все решил. Никаких компромиссов в музыке вообще не может быть. Иначе это не музыка.
А как же тогда быть? Что-то уж очень беспросветно получается...
Евгений: Я убежден, что очень скоро ситуация изменится. Любая цивилизованная страна рано или поздно проходит этот путь. Состояние нашей нынешней музыкальной индустрии напоминает 60-е годы в Америке, Англии - с коррупцией, комплексами власти, отсутствием ясных целей... Это всё уже было, просто сейчас это находится на очередном витке. Был крупный скандал, связанный с Аланом Фридом, который стал по радио крутить музыку черных, как тогда называли рок-н-ролл... Тома Джонса не хотели крутить по радио, Пресли показывали только по пояс... Выход бы найден в так называемых college radio (студенческое радио), которые существуют везде, даже в самом задрипанном американском городе. В Лондоне таких радиостанций были десятки, их называли пиратскими. И во времена SEX PISTOLS, и раньше музыку, которую не крутили на официальных радио, пускали с радиостанций, которые были установлены на баржах, стоявших прямо на Темзе. На Западе до сих пор остались такие радиостанции. Я сам видел в Лондоне - едет машина по городу, на крыше установлен передатчик, и DJ крутит музыку. Сейчас это, как правило, электронная музыка, но вообще там разная музыка бывает... Таким образом до народа все равно доходит любой неформат, - хотя там это совершенно другое понятие, - не через парадный, так через черный вход... И у нас скоро, видимо, появятся такие альтернативные радиостанции, которые составят резкую конкуренцию официальным. Сейчас я перелистываю весь FM-формат, но не нахожу для себя ни одной радиостанции, которая меня бы полностью удовлетворяла, была бы моей. Это состояние знакомо огромному количеству людей, но они, чаще всего, либо смиряются, либо просто перестают слушать радио.
Образуется своеобразный культурный вакуум...
Евгений: Да. И этот вакуум должны заполнить college radio. Они называются по-разному, они маленькие, локальные, но у каждой есть свой - небольшой, но плотный круг слушателей, которые очень активно слушают свое радио и ходят на концерты своих групп. Так раскручивались NIRVANA, PEARL JAM... Много альтернативных групп действовало по этой схеме, а потом подписывало контракты с большими компаниями на издание пластинок. Вот такая ситуация. И я только один выход вижу.
Ваша новая песня Стрижи вошла в сборник песен, посвященных летчикам - От Винта!. Как это произошло? Каков процент вашего участия в этом проекте?
Евгений: Песню Стрижи мы записали гораздо раньше, чем родилась идея самого сборника. Давным-давно мы выступали в Тамбове. Там есть лётное училище, будущие лётчики пришли к нам после концерта. Мы выпивали практически всю ночь, а под утро я собрал всех летчиков, техников и выписал им такую бумагу, по которой они имеют право бесплатно приходить на наши концерты в любом городе страны. Мы были сильно выпимши, но бумагу все-таки оформили по всем правилам. Прошло, наверное, лет шесть, эти ребята закончили училище. И как-то вечером раздается звонок: ...Помнишь, мы выпивали в Тамбове? Практически в каждом городе происходят какие-то выпивки, банкеты, но этих летчиков я все-таки вспомнил. Один из них подарил мне даже летную шапку ее называют кулиса, моя дочка иногда играет ею... Этот человек сказал: У нас выпуск, и мы хотим увидеть группу БРАВО у себя. Помнишь, ты обещал? Я сначала опешил, но потом спустя какое-то время решил, что нам все-таки нужно выступить перед летчиками. Летчики в благодарность покатали нас на военно-спортивных самолетах - устроили нам небольшую экскурсию в облаках. Часть, в которой мы выступали, как выяснилось, уникальная: высший командно-офицерский состав, золотой фонд военной авиации. Это летчики, которые впоследствии становятся генералами, полковниками, попадают в горячие точки, очень квалифицированные специалисты. Эта часть называется Стрижи. После концерта они подошли и сказали, что до последнего момента не верили, что концерт состоится. Всё было отлично, море впечатлений, тем более, что 80% наших песен как раз про небо, про лётчиков - по адресу, что называется. А я до этого никогда не летал на военных самолётах, и мне очень хотелось восполнить этот пробел...Но гораздо большее впечатление на меня произвели все эти столы с водкой, с редкими бананами, фруктами, с какой-то колбасой порубленной - совершенно жуткое зрелище... Так Родина платит своим специалистам. Тем, кто завтра, возможно, полетит в Чечню. И мне захотелось что-то сделать для этих людей. Вместе с нами был музыкант и поэт, автор нескольких песен на предыдущем альбоме БРАВО - Олег Чилап, лидер замечательной группы ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ... Он летал вместе с нами, и несколько строк написал сразу после полета: Ножи в землю, Стрижи в небо... Написал припев на бумажке, а месяца через три была готова песня. И я написал на его стихи музыку. Таким образом, песня появилась вполне естественно, без какой-либо конъюнктуры или заказа... А еще через месяц мне позвонил представитель компании и сказал, что есть идея сделать такой лётчицкий сборник, и есть идея вставить туда одну из песен БРАВО, у вас, мол, много песен про лётчиков... Я сказал: Нет, давай лучше новую песню! И мы отдали им Стрижей - я подумал, что эта песня как раз подойдет для этого дела... Мне понравилась сама идея сборника От винта! ввиду его совершенно некоммерческой сущности. Там звучат песни разных лет: Марш Авиаторов, Бернес, Утесов... Фактически, этот сборник станет одновременно и синглом нашего нового альбома. Я считаю, что От Винта! - это лучший контекст для нашей песни и вообще для БРАВО. Мы горды тем, что попали в такую достойную компанию...
Удивительная связка - военные и БРАВО... Военные вообще своеобразные люди, и вдвойне удивительно, что свой музыкальный выбор в пользу БРАВО военные сделали сознательно. Откуда такая нетипичная для рок-музыки взаимность?
Евгений: Никакой связки на самом не существует. Если бы не эта встреча, совершенно случайная, и не этот полет, может быть, ничего бы и не было. Возможно эта песня была просто созвучна тем настроениям, которые царят сейчас в армии. Наш знакомый, который пригласил нас с концертом, сказал дословно следующее: Армию поставили на колени. Это абсолютно чёткая формулировка того состояния, в котором оказалась армия сейчас. Начиная с давних времён офицеры, лётчики всегда были элитой общества. Сейчас офицеры, чтобы содержать семьи, вынуждены работать охранниками в ночных клубах. Это вообще жуть какая-то и дикость. Я понимаю, что время такое, но даже нам, людям совершенно аполитичным, все это дико слышать...
Сейчас наметилась такая тенденция - государство некоторым образом начинает опекать патриотическую песню, песню, несущую в себе какую-то идею... Если государство в лице отдельных своих представителей предложит вам поучаствовать в совместном проекте, БРАВО согласится? С учётом того, что у государства и группы изначально дружба не сложилась?
Евгений: Я ни на кого зла не держу за то, что было тогда. Это хороший опыт и хороший урок, для нас это было хорошей жизненной школой. Я вообще очень настороженно отношусь к сотрудничеству с какими-то официальными органами и думаю, что вряд ли когда-нибудь мы будем идти в форватере любой государственной политики - даже при самых благих намерениях власти. Почему-то в большинстве случаев любая связь музыкантов с государством, с какими-то органами, с политикой, обычно заканчивается очень плачевно. Музыкант не должен влезать в эту грязь, он, мне кажется, должен просто отражать то, что происходит. Вот например, то, что делает Юра Шевчук - это намного патриотичней, чем любой официоз. Это направление никогда не было мне близко, но при всем при этом многие темы, которые затрагивает сейчас Шевчук, мне понятны, волнуют меня. Недавно я прочел интервью с Шевчуком - готов подписаться под каждым словом Юры.
Многие молодые музыканты обижены на Шевчука за то, что он довольно жестко отстаивает свои принципы - например, назначает плохие и хорошие группы, с которыми он не сможет выступать на одной сцене...
Евгений: Я сейчас говорю о Шевчуке-авторе, о Шевчуке как о человеке с ярко выраженной гражданской позицией. К тому же, сегодняшний шоу-бизнес настолько мелкий, циничный и ничтожный, что все эти разговоры я просто не берусь комментировать.
Вы говорили год назад, что до выхода Евгеники примерно два года у группы был ступор, потому что совершенно не было ясно, куда и в какую сторону идти. Тем не менее, вышла Евгеника, и буквально через год, в плотном режиме вы готовите уже следующий альбом. Это значит, что что-то вы для себя прояснили?
Евгений: Я не знаю, каким будет новый альбом, но довольно четко представляю себе, чем я буду заниматься в ближайшее время, как и о чём будут наши песни, какие это будут песни... Это будет БРАВО. Меня часто спрашивают: Собираетесь ли вы что-то менять? Изменить звук? Я не буду ничего менять только лишь из-за того, что так принято. Я не хочу каких-то синтетических усилий. Изменения должны быть продиктованы только личным, внутренним стремлением к обновлению. Я хочу гармонии с самим собой.
To есть, раньше, вы хотите сказать, при всех ужасах Совка, принцип отбора был все-таки честнее?
Евгений: Совсем недавно мы были на программе ОРТ Как это было? - Лёша Романов, Шевчук и я. Вспоминали 80-е годы. Ни в коем случае не хочется говорить, что тогда было лучше, но что честнее, это точно. Тем более, что в контексте всей нашей истории слово честность всегда имело очень особый, важный смысл, всегда было актуально. Я не знаю, в какую сторону движется сегодняшнее общество - видимо, к капитализму. Но мне кажется, что в нашей стране музыкальная индустрия, ТВ и радио не должны быть полностью коммерциализированы. Должно остаться в эфире и то, что не настолько популярно, но представляет эстетическую, духовную ценность...
...Получается замкнутый круг: люди не слушают хорошую музыку, потому что не знают, что она существует, а узнать неоткуда, потому что ее негде у слышать...
Евгений: Самое страшное не то, что люди 18-19 лет не имеют собственных убеждений, а то, что у этих молодых людей нет выбора - на самом деле выбор делают за них телевизор и радио. С утра до вечера им вдалбливают в головы далеко не лучшее... Хороший товар, кстати, не нуждается в усиленной рекламе, - в отличие от дерьма какого-то... А втюхивают, как правило, дерьмо, которое страшно портит неустоявшуюся еще психику подростков, которые потом побегут покупать весь этот ужас. Если бы не было навязчивой рекламы, человек мог бы пойти в музыкальный магазин, одеть наушники и выбрать из 20-ти альбомов то, что ему действительно нравится. Выбрать то, что тебе действительно близко, близко твоему внутреннему состоянию. В 80-е годы, например, мне страшно не нравился модный в то время синти-поп, но я знал, что существует и другая музыка. Сейчас этого выбора нет. Хотя внешне, визуально может показаться, что существует полная свобода выбора, но это не так.
Появились совершенно дикие слухи о том, что Хавтан уходит из БРАВО. Это фактически означает развал группы...
Евгений: Я никуда не ухожу. Эти слухи появляются регулярно, раз в год, как только мы начинаем готовить альбом или еще что-то. БРАВО для меня - как ребенок, которому в этом году 18 лет исполняется, но он все равно нуждается в опеке, а с возрастом отцовские чувства только усиливаются.
Кто в новом альбоме будут авторами композиций? Как и в прошлом альбоме, это будут люди приглашенные, или возобладает классическое соавторство Хавтан-Ленц?
Евгений: Я всегда писал только музыку. Один раз только попробовал написать слова... В новом альбоме в качестве автора текстов опять будет выступать Олег Чилап. Стихи к одной классной песне написал Анджей из группы ОБЕРМАНЕКЕН, песня называется Париж, она нам очень нравится. Может, он еще что-то напишет. Несколько текстов написал Никель из СЕГОДНЯ НОЧЬЮ. Точно я еще не знаю, войдут ли эти песни в альбом - пока мы только пробуем, прикидываем.
В какой стадии сейчас находится альбом?
Евгений: Он находится в состоянии подготовки. У меня есть музыкальный материал, нужно репетировать. Я думаю, после выхода сингла мы засядем на репетиционную базу, будем готовить песни. Надеюсь, что где-нибудь в сентябре-октябре альбом выйдет.
Стилистическая, музыкальная концепция по сравнению с Евгеникой изменится?
Евгений: Мне трудно сказать. Там будут разные песни. Будет реггей, обязательно будет серф-гитара. Это мой звук, и я не представляю пластинку без этого звучания. Будет немного компьютера, потому что Коля Козырев по-прежнему работает с нами - он же продюсировал Стрижей. Все эти замечательные электронные звуки, компьютерные колыхания, которые есть в песне, делал Козырев. Может быть, мы попытаемся все-таки свести этот альбом здесь, хотя пока я не хочу загадывать. Возможно, запишем здесь, а сводить будем в другой стране.
Насколько это для вас принципиально?
Евгений: Сейчас для меня это принципиально, поскольку планка качества поднимается с каждым годом: я чувствую, что меня уже не устраивает то качество звука, которое получается на наших студиях. И не только меня, кстати, но и моих музыкантов. Поэтому вполне логично записывать здесь, а сводить, допустим, в Англии, чтобы получить хороший, качественный звук. Здесь такого звука почему-то не получается. Отечественное качество меня уже не удовлетворяет, - я много лет этим занимаюсь и начинаю различать.
У БРАВО есть опыт сведения альбомов за границей?
Евгений: В 1986-м у нас вышла пластинка с Агузаровой на фирме Polarvox в Финляндии. Ее сводил английский звукоинженер, который приехал туда на несколько часов - его пригласила записывающая компания. За сутки он свел всю пластинку. У меня есть этот винил, он звучит замечательно. Совершенно не сравнить с тем, что было сделано здесь.
Сейчас у многих отечественных групп наметилась тенденция - все стремятся иметь своего саундпродюсера - человека, который не просто крутит ручки, а выстраивает всю музыкальную политику альбома, саунд. В Питере есть Самсонов, в Киеве - Ступка... Насколько для вас эта проблема важна?
Евгений: У нас есть свой Ступка в группе. Мне повезло, я встретил Николая Козырева - он был продюсером прошлого альбома, мне понравилось с ним работать - он будет рулить и нынешним альбомом. Все оригинальные, современные звуковые штучки - это козыревская епархия. Тем не менее, это не слепое копирование модного, а всего лишь попытка достичь гармонии современными средствами. Будем надеяться, что наши поклонники оценят этот саунд в нашем будущем альбоме.



http://www.rockarchive.ru/text/n-1/362/index.shtml

Док. 505111
Перв. публик.: 13.10.05
Последн. ред.: 13.10.08
Число обращений: 171

  • Хавтан Евгений

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``