Режиссер фильма `Чеховские мотивы` Кира Муратова отвечает на вопросы `Эксперта`Назад
Режиссер фильма `Чеховские мотивы` Кира Муратова отвечает на вопросы `Эксперта`
- Чем вас заинтересовала "Татьяна Репина" - наименее известное произведение Чехова?
- Главным для меня было то, что я никогда раньше эту пьесу не встречала, хотя считала, что знаю всего Чехова. Это реальная история - действительно была такая актриса Татьяна Репина, отравилась прямо на сцене из-за любви. О ней тогда писали многие - и Бунин, и Куприн, и Суворин. Вот его-то пьесу Чехов и переделал под себя. Сомневаюсь, что ее можно хорошо поставить в театре. Все действие происходит в церкви во время венчания, с кучей народа на сцене - как это показать? Да и вообще вся эта история с самоубийством слишком литературная, она не годится для театра. Тут подходит только киноэкран.
- Почему вы решили совместить нетипичную для Чехова - с мистикой и призраком - пьесу и вполне обычный для него рассказ о жизни маленьких людей?
- Вообще-то я отбирала просто - по принципу "нравится - не нравится". Перечитала Чехова, рассказ "Тяжелые люди" мне очень понравился. В нем есть такая темнота, что ли, простота. Люди живут на земле: я хорошо представила себе их жизнь - деревня, свиньи, какие-то сараи.
- То есть в первую очередь вас интересовала фактура?
- Конечно, именно фактура. Хотелось совместить весь этот скотный двор - и церковь, ритуал, песнопения. На меня это вообще очень действует. Религиозная сила - самая большая из всех влияющих на человека. Просто в разные времена ее по-разному оформляют. Икона с лампочками во "Второстепенных людях" (предыдущий фильм Киры Муратовой. - "Эксперт") - пример того же подхода, что в средневековье, когда на всех картинах библейские персонажи ходят в современных одеждах. Лампочки - это то же самое! Всегда в древние формы люди привносят что-то свое.
- В "Чеховских мотивах" снимаются актеры из "Маски-шоу" в полном составе. Приятно было работать с клоунами?
- Да. Они очень ответственные и к тому же привыкли все придумывать сами - так что у них вполне авторский, творческий подход. Они не могут ни секунды находиться в спокойном состоянии: все время двигаются, какие-то рожи корчат, потом спрашивают: "Это годится?" Они очень открыты для экспериментов, импровизаций. Главная их особенность - они ведь всю жизнь занимаются пантомимой и не привыкли произносить текст. У них нет наработанных приемов - с такими актерами очень интересно работать.
- Кстати, насчет текста: почему в ваших фильмах персонажи произносят большую часть реплик по нескольку раз?
- Как в стихах - для ритма, музыки. Это аналог рифмы. Рифма давно существует, и оттого никому не кажется странной, хотя люди так и не разговаривают! Я не вижу в повторениях ничего странного - это музыка. Странно только то, что я так делаю, а другие нет. Странным кажется все непривычное.