В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хорошо темперированный `Настройщик` Назад
Хорошо темперированный `Настройщик`
Новая работа режиссера Киры Муратовой имеет все шансы стать первым коммерчески успешным украинским фильмом за последнее десятилетие
о окончании сеанса все зрители - итальянцы, американцы, немцы, французы, поляки, русские - аплодировали стоя. Это был настоящий успех. Место действия - невероятно взыскательный, избалованный Венецианский фестиваль. Фильм - "Настройщик" Киры Муратовой. Самой русской из всех украинских режиссеров, не по-одесски серьезной жительницы Одессы, одной из самых больших звезд бывшего советского кинематографа. Сегодня ее новая работа добралась, наконец, до Украины. В Киеве прошла премьера "Настройщика".

Иностранцы Муратову понимают не всегда. Их утомляют многословие, чрезмерная, как им кажется, театральность ее фильмов. Мелодика русского языка, на которой Муратова строит диалоги в своих фильмах, теряется при переводе и не может быть уловлена зарубежными критиками. Те, кому удается это прочувствовать, становятся ее преданными поклонниками. Это приносит и свои плоды - в виде регулярных наград на международных фестивалях.

Кира Муратова - личность в нашем кино настолько же примечательная, насколько противоречивая. С одной стороны, это наше национальное достояние. С другой - устойчивая репутация режиссера не для всех. Впрочем, противоречие здесь лишь видимое.

Чем талантливее человек, тем больше споров вокруг него. Талант разнообразен - и в случае с Муратовой это особенно верно. И киноведам, и массовому зрителю запомнилась ее первая работа "Короткие встречи" - простая и в то же время очень глубокая киноповесть о любви с Владимиром Высоцким и самим режиссером в главных ролях. В той, уже легендарной ленте, впервые проявились уникальные моменты, которые из года в год, от работы к работе провоцируют острейшие дискуссии и в Москве, где премьеры (увы) проходят в первую очередь, и в Киеве. Итак, с одной стороны - неоднозначная, депрессивная атмосфера, странноватые, иногда просто сумасшедшие герои, постоянные речевые потоки, торжественные или комические монологи, в которых одна и та же фраза повторяется помногу раз, сцены насилия. Муратова может быть очень жесткой. С другой - каждый раз - великолепные актеры, всегда очень точный (вот где сказывается Одесса!) юмор, прекрасно продуманные, проработанные сценарии и сюжеты. И что важно - фильмы при всех "но" смотрятся легко, не оставляя ощущения пустоты в голове, как после многих блокбастеров. Подобная легкость дорогого стоит и присутствует далеко не у всех.
Кира и Рената

Как все большие художники, Муратова сумела в середине жизни кардинально изменить стиль. Меланхолия, поселившаяся в ее работах 1980#8722;х годов, достигла апогея в фильме "Астенический синдром" - наверно, самой трогательной картине не только в наследии самой Киры Георгиевны, но и во всем европейском кино. На Берлинском кинофестивале в 1989 году эту всечеловеческую грусть оценили, отдав Муратовой "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру.

А затем из рук мастера вдруг выпорхнул легкий, яркий и даже какой-то праздничный фильм "Увлечения" (1994 г.) - миру было явлено одно из самых прекрасных открытий Муратовой - Рената Литвинова. Зная Литвинову как начинающую сценаристку и писательницу, режиссер дала ей роль странной медсестры, постоянно произносящей монологи о всяких медицинских казусах. Зрителям сия особа запомнилась сразу, не могла не запомниться. Роковая блондинка с ломаными декадентскими движениями, с невероятной манерностью и в то же время бездной обаяния, которая скрашивала даже самые дикие фразы в ее устах. С тех пор на небосклоне постсоветского кино появилась новая звезда - светская львица, модная актриса и писательница, воплощенная гарантия успеха любой картины, уже дебютировавшая как режиссер (фильм "Богиня" идет у нас в прокате). Впрочем, особенно ярко она все равно сверкает лишь у Муратовой.

"Настройщик" - тот редкий, а в современном украинском кино и вовсе небывалый образец разумного и при этом массового кино, способного, как когда-то "Короткие встречи", объединить элиту и массового зрителя.

Картину можно назвать этапной для самого режиссера. Уже предыдущий фильм, также нашумевший (приз критики на 25#8722;м Московском кинофестивале) - "Чеховские мотивы" - оставлял ощущение, что Муратова близка к изменениям, которые вновь удивят аудиторию. Все было в необходимых пропорциях: эмоциональные, чудаковатые герои, исполнение умилительного романса на фоне столярных работ, свиней и гусей, придание значимости второстепенным персонажам, многократное повторение одних и тех же слов - все было доведено до состояния перенасыщенного раствора. Еще песчинка - и заискрится невиданный кристалл.

"Настройщик", "Мотивы" и "Короткие встречи" снят на черно-белой пленке. Именно в такой гамме Муратовой работается лучше всего. Первое, что здесь бросается в глаза - удивительная легкость фильма, его отлаженный ритм. Несмотря на продолжительность - 2,5 часа - картина смотрится если и не на одном дыхании, то на едином шаге - неспешная прогулка, приобретающая к концу темп спринтерского забега. Обеспечивается это не только энергичной режиссурой, но и очень удачным сценарием, созданным Муратовой, Сергеем Четвертковым и Евгением Голубенко на основе книги "Король сыска" - мемуаров знаменитого дореволюционного сыщика Андрея Кошко. Стоит отметить особо: умение написать классный сценарий нынче как у нас, так и в России относится к разряду вымирающих. Благодаря филигранной работе с сюжетом все получается как в лучших голливудских фильмах: зритель быстро увлекается экранной историей и сопереживает всем героям.
Герои целуются

"Настройщик" - история четырех, это Лина ( Рената Литвинова), Андрей ( Георгий Делиев), Люба ( Нина Русланова), Анна Сергеевна ( Алла Демидова). Есть множество мастерски поданных эпизодических персонажей - каждому "второстепенному человеку" найдена своя интонация, особая манера говорить и жестикулировать. Двигателем истории являются отношения, непростые и в то же время человеческие, возникающие внутри главного квартета. Люди действуют именно так, потому что они - люди. Это лейтмотив всего творчества Муратовой. Но в предыдущих фильмах каждый герой был похож на мину замедленного действия, в определенный момент, взрываясь фейерверком неожиданных поступков. В "Настройщике" же странности человеческой натуры уступают место богатству красок, полифонии характеров; каждый звучит по-своему, мелодии порой диссонируют, порой вторят друг другу. Все исполнители ведут свою партию очень точно. Например, сцена у моря (герои Делиева и Литвиновой целуются) своей поэтичностью достойна того, чтобы попасть в энциклопедии - вспоминается ранняя, лирическая Муратова.

Особенно следует отметить работу Делиева (лидера комик-группы "Маски-шоу"). Его герой, действуя бесчестно, умудряется сохранить любовь, быть искренним и в то же время замышлять коварную комбинацию. Он вызывает глубочайшую симпатию, нарушая при этом нормы морали. Словом, актеру удается сочетать крайности, которые могут лишить целостности любой образ. Делиев с этой очень сложной задачей справляется. Муратова удачно использует актрис разных поколений. Красавица-злодейка Литвинова очень убедительна: у нее так же хорошо получается угрожать пистолетом, как и признаваться в любви. Все, что делают в кадре Демидова и Русланова, смотрится великолепно. Насколько аристократична, нетороплива и рафинирована первая - настолько простодушна, вспыльчива и уязвима вторая.

В "Настройщике" поразительная музыкальная атмосфера, проработанная до мельчайших деталей; давно уже не доводилось в постсоветском кино слышать такой роскошный саунд-трек, в котором, среди прочего, звучат пьесы признанного во всем мире киевского композитора Валентина Сильвестрова. Можно даже сказать, что "Настройщик" - в не меньшей степени звуковое творение, нежели визуальное.

К середине фильма зарождается, а затем постоянно усиливается то, что ни украинскому, ни российскому кино было неведомо: "саспенс", в буквальном переводе - напряжение. Это неотъемлемая черта всех лучших голливудских фильмов, особое стечение обстоятельств (при этом источник опасности или напряжения зрителю известен), заставляющее зрителей в зале, забыв обо всем, податься вперед, вцепиться в спинку кресла, затаить дыхание. Мы знаем, что затеяли молодые герои, знаем, что доверчивые старухи неизбежно попадут в ловушку. Но оторваться от экрана не можем!

Кире Муратовой, кажется, удалось быть интересной и культурной элите, и массовому зрителю. "Настройщик" имеет все шансы стать первым украинским фильмом с успешной кассовой судьбой.







Дмитрий Валдес
"Эксперт Украина" No2
29.11.2004
http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2004/02/02uk-2_kultura/

Док. 506250
Перв. публик.: 29.11.04
Последн. ред.: 15.10.08
Число обращений: 178

  • Муратова Кира Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``