В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кирилл Разлогов, Сэм Клебанов: Российские и европейские кинофестивали Назад
Кирилл Разлогов, Сэм Клебанов: Российские и европейские кинофестивали
Гости : Кирилл Разлогов, Сэм Клебанов

М. АНТОНОВ - Сегодня у нас в гостях киновед, профессор, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов и президент компании "Кино без границ" Сэм Клебанов, а также Ксения Ларина и Михаил Антонов - ведущие программы.

К. ЛАРИНА - Добрый день, уважаемые гости!

М. АНТОНОВ - Здравствуйте!

К. ЛАРИНА - Конечно же на фоне итогов Каннского фестиваля мы с вами собрались сегодня. Хотя мне кажется, что имеет смысл поговорить вообще о фестивальном движении мировом. Что важно, как мне кажется, поскольку я не киновед, а то, что называется обычный кинозритель, единственное интересно, какие тенденции обнаруживаются на международных кинофестивалях. Это всегда интересно. У меня мой первый вопрос, который меня очень волнует. Наверное, Кирилл Эмильевич на него ответит. Почему прокатили Ларса фон Триера? Что? Такое ужасное кино?

К. РАЗЛОГОВ - Ну, кино, на мой взгляд, неудачное. Но это даже не имеет значения.

К. ЛАРИНА - Как не имеет? Это же для нас, фанатов?!

К. РАЗЛОГОВ - Даже менее плохая картина "Догвилль", и то, как вы помните, не получила приза, хотя она была новаторская по своему подходу. "Мандерлей" - это картина, которая повторяет "Догвилль" по технологии и представляет собой очень любимую мной тенденцию социалистического реализма по содержанию. Поэтому, когда я посмотрел "Мандерлей", мне даже показалось нормально, естественно, что он ничего не получит в жюри, которое возглавляет Кустурица. Один американский критик из газеты "New-York Times" высказался по этому поводу еще более грубо, что "картина технологически интересна, но ту ерунду, которую несет фон Триер с экрана, даже слушать стыдно". Ну, это понятно, что он американец, а фон Триер делает антиамериканскую картину. Но я должен сказать, что в принципе, если посмотреть на концепцию фон Триера в этой картине с точки зрения социологии, истории, культурологи, чего угодно, она критики не выдерживает. Но не он один. Потому что есть очень многие режиссеры, когда начинают рассуждать про историю, просто "уши вянут" от той ерунды, которую они несут. Поэтому ей не хватает того темперамента и таланта, который он вложил все-таки в "Догвилль". Потому что при всем при том, что я не отношусь к поклонникам этой картины, я отношусь к поклонникам картины "Рассекая волны", но при всем при том "Догвилль" была картина могучая именно потому, что впервые вот это сделал. Он впервые вспомнил, что есть такой театральный деятель Брехт, который делал это в театре уже много лет назад. Поэтому когда кто-то из наших критиков написал: "Вот, впервые в мире Ларс фон Триер сделал!" Это сделал Бертольд Брехт довольно давно

К. ЛАРИНА - Но в кино-то он сделал впервые!

К. РАЗЛОГОВ - После этого "реконструкция" и "дистанцирование" 60-х годов об этом много писало и много делало, Эрих Мария Штраут делал то же самое. Делали многие. От того, что мы не знаем, что это делали, из этого не следует, что никто этого не делал. Но тем не менее, это был какой-то прорыв. Повтор этого прорыва, как всегда повтор прорыва, мне кажется малоинтересным. Хотя может быть, у Сэма другая точка зрения на эту картину.

С. КЛЕБАНОВ - Ну, понимаете, во-первых, мне кажется не совсем правильная постановка вопроса: "Почему прокатили фон Триера?" Потому что на фестивале показываются 20 фильмов (22), есть три главных приза, и вовсе не факт, что фильм фон Триер окажется лучшим фильмом на фестивале, как бы здесь все в этой стране не любили Ларса Фон Триера, есть много еще других очень хороших режиссеров (те же братья Дарденны, например).

К. РАЗЛОГОВ - Я думаю, что если бы любому отечественному критику дать выбор между фон Триером и братьями Дарденнами, ни секунды не сомневаясь с вариативностью, на 150 процентов я могу сказать, что получил бы любой фон Триер против любого Дарденна.

С. КЛЕБАНОВ - Знаете, один мой хороший друг, англичанин, который пишет книги о кино, говорил так: "Критики - это самые стадные животные". Так что вполне возможно. Тут в России действительно принято сотворить себе кумиров и им поклоняться. С огромным уважением к фон Триеру, но действительно я знаю многих критиков, которые будут челом ему бить.

К. ЛАРИНА - Я тоже знаю одного такого. У нас работал раньше. Антон Долин. Если бы он сейчас здесь сидел, он бы перешел от слов к делу.

С. КЛЕБАНОВ - Да, ну вот смотрите, по поводу новаторства. В принципе это было запрограммированное повторение, потому что Ларс фон Триер снимает трилогию. Другое дело, что когда мы два года назад увидели "Догвилль", мы не знали, что нас ждет. Мы ахнули. Понятно, что он не первый это сделал, был театр телевизионный даже в Советском Союзе в 70-е годы.

К. ЛАРИНА - Ну перестаньте! Театр телевизионный - это все-таки такой социалистический реализм

С. КЛЕБАНОВ - Не важно. Это было придумано, эта эстетика, условный павильон, люди ходят, это вроде не театр, не кино, а что-то между. И фон Триер на это и ссылается. Но первая работа его, "Догвилль", она действительно потрясла, эта концовка. Люди выходили из зала совершенно ошарашенные. Во-первых, это визуальное решение совершенно необычное. И во-вторых, то, как он развернул сюжет и эта полнейшая резня в "Догвилле", когда все вдруг переворачивается с ног на голову. Тут мы уже знаем, что нам ждать, мы уже понимаем, по каким правилам нам играть, и визуально мы все это видим. Ну и мы понимаем, то что мы видим на экране, в конце фильма обернется своей противоположностью. Фильм безусловно очень остроумный. Он интересный. Американские критики его обругали, назвали Ларса фон Триера "профессором самозванцем", а английские критики, что интересно, и тот и другой фильм хвалили: "Новый великолепный фильм фон Триера наверняка побьет рекорды его "Догвилля". С Вуди Алленом произошло ровно наоборот. Вуди Аллен снял фильм в Лондоне. Американские критики были в восторге, а англичане тоже стали ворчать, что он не понимает английской жизни.

М. АНТОНОВ - Никак не забывается война севера и юга до сих пор.

К. ЛАРИНА - Вы знаете, я хочу вас прервать на секундочку, чтобы-таки мы с вами понимали, что у нас передача не для киногурманов, а для тех, кто любит кино как потребитель и тех, у которых нет возможности увидеть все кино, которое показывается особенно на международных кинофестивалях, чтобы понять, куда сегодня кинематограф движется. И у меня тоже вопрос следующий примитивный, вопрос, который часто, наверное, задают особенно профессионалам. Существует ли мода в кинематографе? Если существует, то можно ли сегодняшним каким-то образом ее сформулировать, сегодняшние модные тенденции, Кирилл Эмильевич?

К. РАЗЛОГОВ - Во-первых, есть два кинематографа: есть мейнстрим - транснациональный, который мы называем голливудским, где существует даже не мода, а даже циклы.

К. ЛАРИНА - Биографические циклы.

К. РАЗЛОГОВ - И вот сейчас мы присутствуем при конце определенного цикла, который начался в 77-м году. Детский, подростковый, приключенческий, космический кинематограф.

К. ЛАРИНА - А фильмы-биографии, разве это не является модой?

К. РАЗЛОГОВ - Дело в том, что в мейнстриме есть как бы вот такие потоки. Делает кто-то прорыв, как прорывом были первые "Звездные войны". С 73-го по 77-й год Джордж Лукас ходил по разным большим голливудским компаниям, предлагал свой сценарий, никто не брал.

М. АНТОНОВ - Ну почему? Он же снял со сложным что-то названием, там цифры и буквы: T, X

К. РАЗЛОГОВ - Не с этими. Я имею в виду со сценарием "Звездных войн". "TSX-1138", который недавно выпустил в цифровом реставрированном варианте. Я имею в виду именно сценарий фильма "Звездные войны", который написал в 73-м году и с 74-го обходил все крупные компании. И все крупные компании эму отказывали. И только одна компания "ХХ век Фокс", которая и по сей день живет в основном за счет этой картины, согласилась, и то урезала бюджет, и то, ему не хватило на озвучку, на озвучку кинул деньги со своего фильма "Американские граффити" и т.д. Произошел прорыв. Выяснилось, что вот этот детско-подростковый приключенческий сказочный кинематограф срывает банк. Вслед за этим пошли вторые, третьи, четвертые внутри "Звездных войн", и пошла волна детско-подросткового кинематографа: "Назад в будущее", десятки, сотни фильмов, которые были рассчитаны на подростков от 10-ти до 17-ти лет. Даже не от 13-ти до 19-ти, не просто на тинейджеров. Сменилось это, пойдет что-то другое. В 80-е годы появилась волна фильмов про взрослых и про семьи, где родители и дети вместе, чтобы они вместе ходили в кино и т.д. Вот это одна мода. На мой взгляд, в этой моде сейчас должен произойти перелом, и эта мода после последней серии "Звездных войн" может повернуться в неожиданную сторону. Указание на это был успех фильма "Титаник", который синтезировал мелодраму с фильмом-катастрофой. Тоже очень неожиданный и удачный. Но за "Титаником" не последовало цикла, потому что такой синтез жанра, он более сложен. Есть второй, есть фестивальная мода. Это совершенно другое дело. Там чередовались моды на разные страны. Была мода сначала на Гонконг, потом на Китай, потом вообще на Юго-Восточную Азию, сейчас мода на Корею. В Каннах шесть корейских фильмов. Без Кореи ни один мировой фестиваль себя не представляет. Десять лет тому назад корейских фильмов в мировом обиходе не было вообще. Пододвигается Таиланд следующим. Насколько удачно это будет, сказать трудно. Была мода на Иран, была мода на того же Ларса фон Триера в свое время. И тогда Каннский фестиваль обязательно бы дал приз Ларсу фон Триеру. Даже без всяких сомнений.

М. АНТОНОВ - Начало 90-х, середина 90-х "Догма" Была мода на Скандинавию.

С. КЛЕБАНОВ - Все снимали, все подписывались под этим манифестом.

К. РАЗЛОГОВ - "Догму" продолжают делать довольно вяло (3 - 4 картины в год делается), потому что это дешевая картина. Но они уже не в пике моды. Сделать "Догму", это не значит получить автоматически приз. Была мода на иранское кино и вообще на безыскусное кино из тех стран и регионов, где нет спецэффектов, нет денег, а есть возможность смотреть на Была мода, очень краткосрочная, на казахское кино, когда казахские режиссеры, ретроспективы казахского кино были в мире довольно распространены. Что сейчас? Мода на экзотику сохранилась. Фестивальное движение смотрит на экзотические страны с значительно большим интересом, чем на страны хорошо известные. Моды на большие кинематографии в принципе я не вижу никакой особой, особого движения среди расстановки сил между Францией, Италией, Великобританией. Итальянское кино находится в трудном положении, хотя итальянские картины появляются. Германия выходит из забытья. В Германии кино укрепляется и фестивальный его образ. В основном благодаря режиссерам-эмигрантам, который делают фильмы про эмигрантов.

К. ЛАРИНА - Давайте, может, Сэм добавит что-нибудь к этим перечислениям?

С. КЛЕБАНОВ - Это вообще такая характерная европейская тенденция, режиссеры-эмигранты делают кино про эмигрантов, и оно вдруг становится интересным всем. То же самое происходит и в Швеции, не только в Германии, и в Англии то же самое происходит. А что касается мод. Уважаемый профессор очень хорошо нарисовал подробную картину. Мало, что можно добавить.

М. АНТОНОВ - Комиксы забыли.

С. КЛЕБАНОВ - Именно это как раз я и хотел еще сказать, что мода на комиксы. Практически все графические новеллы, которые появляются, тут же становятся фильмами. Они просто идут друг за другом: "Город грехов", "Бэтмэн. Начало". Как раз тут очень интересная в этом отношении картина "Город грехов", потому что это кино, перенесенное в комикс и обратно, вернувшееся в кино. Потому что эти комиксы Фрэнка Миллера "Город грехов", они были вдохновлены фильмами, кино 40-х, 50-х годов - такие мрачные безысходные криминальные истории о таких суровых мужчинах, о дамочках сомнительного поведения

М. АНТОНОВ - Но роковых при этом.

С. КЛЕБАНОВ - Роковых, да. И очень красивых. И обязательно трагические концовки. Вдохновленные этими всеми картинками, если помните, "Большой сон", "Мальтийский сокол". Фрэнк Миллер создает комиксы, а Роберт Родригес возвращает их обратно в кинематограф. То есть такая вторая производная от комиксов. Причем это уже кинематограф, но уже сгущенный, сконцентрированный этот "нуар" до какого-то уже превышения предельно допустимой нормы в тысячи раз.

К. ЛАРИНА - Так мы говорим, получается, о моде на жанры определенные, о моде на страны определенные, на какое-то этническое искусство, какие-то имена тоже присутствуют в нашем разговоре, как носители какого-то модного течения, будь там "Догма", либо Триер, либо Тарантино, которого мы пока не назвали. А то, что касается содержательной части кинематографа - тоже вопрос, мне кажется, интересный. Насколько он сочетается с политической картиной мира? Что что отражает, что называется? Ну, я здесь не беру классический пример с документальным кино господина Мура. Это понятно, это отдельно все. Ну, про эвтаназию появляются фильмы, которые пользуются спросом, что называется. Я думаю, что и кино, связанное с проблемами мусульманским, тоже не случайно появляется, не потому что это вдруг кого-то лично заинтересовало. Так складывается история современного мира. Что еще можно добавить, исходя из политической составляющей?

С. КЛЕБАНОВ - Сейчас на Каннском фестивале одной из таких сквозных тем был Ирак. Потому что прошло два года с начала или с окончания войны (там война короткая достаточно получилась), и вот прошло необходимое время, чтобы это уже успело вылиться в художественный кинематограф.

К. ЛАРИНА - То есть уже про войну в Ираке есть кино?

С. КЛЕБАНОВ - Да. Но не про войну в Ираке: вот американцы пришли в Ирак, воюют с Саддамом Хусейном. Фильмы, которые так или иначе связаны с Ираком. На Каннском фестивале было три фильма. Во-первых, это фильм Хинера Салеема "Нулевой километр". Это режиссер курд, который родился в Ираке, который 20 лет назад эту страну покинул, пишет книги о курдах и снимает кино о курдах. Вот предыдущий его фильм называется "Водка-лимон", он был поставлен в курдской деревне в Армении, получил "Гран-при" в Венеции в программе "Против течения" и вышел даже в российский прокат.

К. РАЗЛОГОВ - Спасибо вам, между прочим.

С. КЛЕБАНОВ - Наша компания его и выпускала, чем мы очень гордимся. И вот сейчас Хинер Салеем сделал следующий шаг, снял фильм уже в Ираке. То есть как только пал режим Саддама Хусейна, он просто схватил камеру, немножко денег и поехал в Ирак, стал там уговаривать всех помочь ему снять кино в иракском Курдистане. Он говорил, что там даже невозможно было найти вообще никакого оборудования, но тем не менее он снял, на мой взгляд, очень приличный и достойный фильм. Но он снял фильм не о войне американцев с Саддамом Хусейном, а о жизни курдов в Ираке во времена Хусейна, чтобы так немножко стало понятно, ради чего это все затевалось. Вы знаете, Европа вся выходила на митинги, на демонстрации, остановить эту кровавую бессмысленную, никому не нужную войну. Он начинает фильм с такого вызывающего неполиткорректного кадра, когда едут курды-эмигранты в машине по Франции, слышат новости о демонстрации против войны, и один из участников демонстрации говорит корреспонденту: "Вы знаете, мы были бы очень рады, если бы нас освободили скандинавы, швейцарцы, французы, но почему-то кроме американцев никто об этом не позаботился". И они радуются тому, что пал режим Саддама Хусейна. После этого возвращается история. 88-й год, как это все там происходило.

К. ЛАРИНА - Мы сейчас прервемся на выпуск новостей, потом продолжим нашу передачу, и, кстати, наши слушатели также могут воспользоваться возможностью и задать вопрос нашим гостям.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Мы продолжаем нашу передачу. Напомним, что в гостях у нас сегодня Кирилл Разлогов - киновед, профессор, доктор искусствоведения и Сэм Клебанов - президент кинокомпании "Кино без границ", автор и ведущий программы "Магия кино", которая, по-моему, на "Культуре" выходит, да?

С. КЛЕБАНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Напомним, что работает наш пейджер 974-22-22 для аб. "Эхо Москвы". И наверное, мы включим телефон прямого эфира 203-19-22. Но надо дать закончить человеку, которого мы остановили на самом интересном месте. Он рассказывал нам фильм, посвященный уже иракской теме. Пожалуйста, Сэм.

С. КЛЕБАНОВ - Я продолжу. Я сказал, что было три фильма, которые явно как-то имели отношение к иракской теме. Это фильм Хинера Салеема "Нулевой километр", который рассказывал как жилось людям во времена режима Саддама Хусейна. Второй фильм об Ираке, где Ирак вообще даже ни разу не упоминается и не показывается, это фильм "Травля" японского режиссера Масахиро Кобаяши. Это история девушки, которая поехала в Ирак добровольцем из Японии (гуманитарный доброволец), попала там в плен, в заложники, дальше вся страна за нее билась, чтобы она вернулась. Она возвращается в Японию, и вдруг выясняется, что вся Япония ее ненавидит, потому что из-за нее страна потеряла лицо, правительство из-за нее мучилось, и вообще она всех опозорила. Вот фильм о том, как человек из идеалистических побуждений пытался сделать что-то хорошее для человечества, вдруг оказывается у себя в стране изгоем. И для него единственный выход в конце фильма - это вернуться обратно в Ирак, потому что в Японии ее все ненавидят. Выгоняют ее отца с работы. Там целая цепочка трагических событий. Ну и третий фильм на иракскую тему - это все тот же "Мандерлей" Ларса фон Триера, потому что Ирак вообще никак не упоминается, понятно. Действие происходит в 1930-м году, где-то так. Но вся фабула фильма напрямую инспирирована иракскими событиями. Что там происходит? Грэйс с группой бандитов

К. ЛАРИНА - То есть там та же героиня, персонаж тот же?

С. КЛЕБАНОВ - Да, та же героиня, только другая актриса, все актеры другие.

М. АНТОНОВ - Только не рассказывай все, а то, знаешь Убийца в этом фильме шофер или дворник.

С. КЛЕБАНОВ - Я как раз строго слежу за тем, чтобы не было спойлеров. Но вы должны понять завязку. Что происходит. Мы знаем, чем закончился фильм "Догвилль". Грэйс вместе с группировкой гангстеров истребляет всех жителей городка Догвилль и куда-то уезжает. И вот приезжают они на юг Америки, на плантацию Мандерлей (случайно оказываются там). И видят, что на плантации Мандерлей через 70 лет после гражданской войны сохраняется рабство. И тут Грэйс, которая уничтожила весь город, ей все мало, она хочет еще раз попробовать что-то хорошее сделать. И она принимает решение остаться на плантации и устроить там такой островок свободы и демократии, дать им урок демократии. Вместе с собой она берет, упрашивает папу дать несколько вооруженных бандитов. То есть Грэйс и вооруженные бандиты остаются на плантации в качестве оккупантов, ну таких, добрых оккупантов.

М. АНТОНОВ - "Великолепная семерка" наоборот.

С. КЛЕБАНОВ - Чтобы из рабов сделать свободное демократическое общество. И понятно, что ничего у них хорошего из этого выйти не может по определению, хотя бы даже потому, что фильм снимает Ларс фон Триер. Понятно, что в нынешней жизни это американцы, которые пытаются в драке построить демократию. Там в фильме послание тоже очень сомнительное, потому что у Ларса фон Триера получается, что из такой навязанной демократии и рабства, из двух зол меньшее все-таки рабство. А многие люди все-таки решат, что рабство - это всегда большее из всех возможных зол.

К. ЛАРИНА - На самом деле тема очень актуальная для нашего российского зрителя. Мне кажется, что этот фильм обязательно надо показать у нас.

С. КЛЕБАНОВ - Безусловно.

К. РАЗЛОГОВ - Единственное, что этот фильм имеет отношение не только к Ираку. Я методологически немного с Сэмом не соглашусь. Я берусь доказать, что все картины Каннского фестиваля во всех секциях связаны с Ираком.

С. КЛЕБАНОВ - Это широкий взгляд, это абстрактное рассуждение о свободе, о демократии, об обществе, что лучше, быть рабом или все-таки пройти через какие-то муки, чтобы обрести свободу. Сейчас сразу же такая цепочка выстраивается ассоциативная очень короткая между Мандерлеем и Багдадом.

М. АНТОНОВ - Я сразу посмотреть третью часть. Вот ты рассказал про вторую, я хочу уже посмотреть третью, потому что если в третьей части Грэйс не погибнет, то это просто будет "Крепкий орешек" по-скандинавски.

К. ЛАРИНА - Как я все это выдерживаю? Я, поклонница фильмов Триера, не могу это все слушать спокойно. Товарищи, вы меня все равно не переубедите! Я по-прежнему люблю его, и он мне интересен, я всегда жду от него каких-то потрясений, моих личных потрясений и, в том числе, фильм "Догвилль", который меня совершенно перевернул, когда я его первый раз посмотрела, хотя я не скрою, что первые 15 минут выдержать было достаточно сложно. Зато потом, когда ты в этом остаешься, ты в это погружаешься Не знаю, мне кажется, что умный художник, умный режиссер - это сама по себе уже новость. Понимаете?

К. РАЗЛОГОВ - Я-то лично глубоко убежден, что чрезмерный интеллектуализм для творчества не всегда Скажу такую крамольную фразу, что один из самых умных людей, которых я встречал в моей жизни, был, есть польский режиссер Кшиштоф Занусси. И вот этот интеллектуальный блеск очень мешает ему эмоционально насыщать ему свои фильмы непосредственно человеческими переживаниями.

К. ЛАРИНА - Чего не скажешь об Оливере Стоуне, например?

К. РАЗЛОГОВ - Чего не скажешь об Оливере Стоуне, и не скажешь о Федерико Феллини. У них непосредственная жизненная реакция становится значительно более живой именно потому, что они не ставят перед собой сугубо интеллектуальные задачи. Если Феллини начал рассуждать, а как мне "8 с половиной"

К. ЛАРИНА - С какой ноги я иду

К. РАЗЛОГОВ - То картина бы не получилась. Поэтому здесь чрезмерная эрудиция плоха для ученого, потому что он слишком много знает и знает, что он ничего нового не придумает. И чрезмерный интеллектуализм для художника не всегда хорош. Хотя были периоды

С. КЛЕБАНОВ - Знаете, я тут только могу по этому поводу процитировать Чарльза Буковски, который сказал, что "интеллектуал - это человек, который может сложно говорить о простых вещах, а художник - это тот, кто умеет о сложных вещах говорить просто".

К. ЛАРИНА - Дорогие друзья, нас не поймут, если мы вообще не вспомним, что мы граждане Российской Федерации, вообще-то у нас тоже есть киностудии, которые снимают кино, куда-то его возят, кому-то показывают. Поэтому давайте немножечко поговорим о русском кино, какое оно сегодня занимает место в мировом кинематографическом пространстве, если занимает, конечно.

К. РАЗЛОГОВ - Занимает, конечно. Любое кино занимает какое-то место!

К. ЛАРИНА - Свое место или чужое?!

К. РАЗЛОГОВ - То есть, захватывает ли оно чужие территории, либо позволяет чужим вторгаться на свое?

К. ЛАРИНА - Мы вписываемся вообще в какую нишу? Этнического кинематографа с нашими со всеми делами, или что?

К. РАЗЛОГОВ - Если бы мы вписывались в нишу этнического кинематографа, с нашим кинематографом в мировом кинематографическом пространстве было бы значительнее благополучнее. Драма для российского кино именно то, что российское кино не воспринимается как этнический кинематограф. Российское кино воспринимается как один из вариантов европейского кино, находящееся как все европейское кино в достаточно сложном кризисе усталости. Поэтому прорываются на международный экран картины, которые разрушают эту "европейскость". Но когда мы пытаемся сделать среднее европейское кино, даже успешное у нас в стране, оно абсолютно никому не интересно.

К. ЛАРИНА - Ну вот, "Возвращение" - это же европейское кино?

К. РАЗЛОГОВ - Нет, нет. "Возвращение" относится к жанру интеллектуально-философского кино. Оно касается как бы традиции, идущей от Робера Брессона, от Тарковского. И оно было высоко оценено именно в силу этого. Среднее европейское кино это из комедий - "180 и выше", это "Упасть вверх", это "В движении", это "Прогулка". Это все как бы русские живут как европейцы, у них свои какие-то специфические проблемы, а принципе это то же самое, но с некоторыми поправками.

М. АНТОНОВ - Кирилл Эмильевич! Две крайности тогда: "Ночной дозор" и если брать последний фильм Сокурова "Солнце".

К. РАЗЛОГОВ - Я бы добавил еще одну третью крайность. Дело в том, что сокуровское "Солнце" и "Ночной дозор" - транснациональные картины. И та, и другая. Хотя национальная сокуровская картина по духу, безусловно, но она транснациональна по своим задачам, которые она ставит. Япония, Америка Картину делает русский человек о взаимоотношениях Соединенных Штатов Америки и Японии в конце Второй Мировой войны. А "Ночной дозор" - картина транснациональная по-другому. "Ночной дозор" - один из вариантов локальных Голливудов. То есть локальных местных продюсеров, в данном случае, наших, но такие же есть в Индии, такие же есть в Китае, которые стремятся не голливудскую картину, которую у нас ошибочно полагают, а транснациональную картину, которая потенциально может завоевать транснациональный мировой рынок. С очень небольшой укорененностью в свои местные реалии и с выходом на всеобщие проблемы добра и зла, вампиров, вурдалаков и т.д. Есть третье, чисто русское кино, которое имеет шанс на выход на мировые экраны, что было продемонстрировано картиной Ильи Хржановского "Четыре". Это картина про российскую провинцию. Про нищую, ужасающую жизнь, которая есть в России тоже, как есть и в других странах. Мы говорили, что мы себя в этом плане порочим. На самом деле, когда немцы делают картину, они очень часто делают картину про свою ужасающую жизнь, ну, про ужасающую жизнь эмигрантов у себя, французы - про ужасающую жизнь у себя и т.д. То есть это такой мизерабилизм, которым Россия выигрывает, потому что у России материала для этого несколько больше, немножко богаче и разнообразнее. Вот это экспортабельная продукция. Это продукция, которую готовы смотреть, но не в прокате.

К. ЛАРИНА - Кроме "Четыре", какую еще можно картину? "Время жатвы"?

С. КЛЕБАНОВ - "Старухи", "Время жатвы", если брать фестивальный успех Лиды Бобровой. Ну "Бабуся" немножко такая лакировочная картина, но есть первая картина "В той стране" у Лиды Бобровой. Вообще творчество Лиды Бобровой. Это продукция, на которую есть международный спрос. А есть продукция, на которую есть внутренний спрос. И это значительно важнее, чем международный спрос.

К. ЛАРИНА - Это все державная

К. РАЗЛОГОВ - Это "Турецкий гамбит", это "Бой с тенью", весь тот поток внутренних боевиков, шансы которых на экспорт сомнительны. Хотя вот "Личный номер" довольно хорошо продается, как мне сказала французская фирма, которая его продает.

К. ЛАРИНА - Подождите, а Чечня как тема, она не интересна?

К. РАЗЛОГОВ - В мире, да. Но в мире и делают картины про Чечню, а не в России.

С. КЛЕБАНОВ - Вы знаете, на Берлинском фестивале как раз тема Чечни и возникала, но не в российском кино. Например, немецкие документалисты сняли фильм "Белые вороны. Кошмар Чечни" и плюс был фильм документальный о чеченском поэте.

К. РАЗЛОГОВ - И о чеченке, которая занимается защитой прав человека из Швейцарии.

С. КЛЕБАНОВ - Мы на фестивалях всегда смотрим кино, снятое о Чечне, но это всегда кино, снятое европейцами. Ну вот, Кирилл Эмильевич дал такую развернутую картину различных сегментов внутри российского кинематографа. Есть еще один. Вот в России пытаются сделать среднее европейское кино, пытаются сделать что-то вроде трансглобального Голливуда, еще такая новая струя в российском кино - это попытка копировать второй эшелон американских боевиков, американское кино категории "Б" и самого низа категории "А".

М. АНТОНОВ - Чак Норрис, Сигал, Ван Дамм и иже с ними?

С. КЛЕБАНОВ - Да. "Бой с тенью", "Побег" и наверняка, мы много еще увидим подобных фильмов. "Антикиллер", да. Ну вот, попытка дешевого американского. Вы знаете, как сказала одна моя знакомая, кинокритик: "Ну я понимаю, они хотят скопировать американское кино, ну почему нельзя копировать хорошее американское кино, почему надо копировать американское кино с Ван Даммом?"

К. ЛАРИНА - А не с Де Ниро.

К. РАЗЛОГОВ - А потому что Ван Дамм и тот же самый Стивен Сигал значительно более популярные люди у российской аудитории, чем герои тех хороших американских фильмов, которые имела в виду критик.

С. КЛЕБАНОВ - Какая аудитория, такое кино.

К. РАЗЛОГОВ - Конечно, потому что кино делается для своей национальной аудитории в соответствии с ее национальными пристрастиями.

К. ЛАРИНА - Давайте мы включим телефон, поскольку мы пообещали, надо это сделать. Возьмите, пожалуйста, наушники, которые у нас на столе. Наш телефон прямого эфира 203-19-22. Просто я вижу, как горят лампочки, я так понимаю, людям есть, что спросить. Напомним, что сегодня в нашей передаче принимают участие Кирилл Разлогов и Сэм Клебанов. Мы говорим о кино. Стараемся максимально географически охватить пространство кинематографическое бесконечное. Давайте, ваши вопросы, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло. Добрый день. Меня зовут Артем. Я как раз потребитель фестивального кино, я посещаю кинозал "35 мм" и "Ролан". Я бы хотел в начале спросить Кирилла о том, что будет во внеконкурсном показе московского кинофестиваля, потому что это традиционно видимо главный показ. И у Сэма о судьбе его проекта "Артишок". Что-то давно не слышно.

К. ЛАРИНА - Спасибо. Артем у нас известный киноман. Ну, пожалуйста, кто начнет? Пожалуйста, Кирилл Эмильевич? Уже известно что-нибудь?

К. РАЗЛОГОВ - Известно уже практически все, что 7-го июня будет пресс-конференция по фестивалю.

К. ЛАРИНА - Как-то шума никакого нет, движения

К. РАЗЛОГОВ - В силу того, что очередные сложности с финансированием, количество фильмов (это я с сожалением говорю) во внеконкурсной программе уменьшается. Будет немногим больше 100 картин. Но мы постарались в этом году внеконкурсную программу максимально структурировать. То есть, если в прошлом году у нас был единый поток фильмов, здесь мы восстанавливаем программу "8,5 фильмов" как представителя традиционного, я бы сказал, арт-хауса. Остается программа "Национальные хиты", фильмы, которые пользуются большим коммерческим успехом у себя в странах. Продолжается программа, которая вызвала большой успех, был интерес в прошлом году - "Русский след". То есть картины, в которых в той или иной степени либо Россия участвует, либо Россия является предметом рассмотрения. Будет ретроспектива персональныая режиссера Робера Гедикяна, французского режиссера армянского происхождения. Почти полная его ретроспектива. И в какой-то степени в связи с 60-летием Победы, на мой взгляд, самого крупного восточно-германского режиссера, Конрада Вольфа. Будут не только его военные картины, но и лучшие его произведения, которые он сделал. Может быть, Пол Верхувен представит свой проект экранизации "Азазель". Это тоже такая связь России с зарубежьем. Как всегда мы стараемся показать картины-призеры Каннского фестиваля. Спасибо Сэму в этом плане, будет и картина "Дитя", братьев Дарденнов. Будет ряд других картин, которые Будет картина Михаэля Ханеке. К сожалению, сам Ханеке Братья Дарденны, вроде приедут, я не имею права выдавать информацию.

К. ЛАРИНА - Ну давайте эту тему перенесем на следующее воскресенье. Думаю, что мы поподробнее поговорим о московском фестивале.

К. РАЗЛОГОВ - Картина Ханеке, которая тоже получила приз в Каннах. И вообще постараемся крупные картины последнего времени показать. Некоторые уже вышли в прокат, между прочим. Мы хотели их показать на фестивале, но их выпустили ранее.

М. АНТОНОВ - Сэму, кстати, я уже хотел лично спасибо сказать. Про "Артишок" мы сейчас спросим обязательно. Потому что все, что он привозит, выходит и на видео, и на DVD, и не стоит долго бегать, то есть, если вы не попадаете на показ

К. ЛАРИНА - Вы все равно это увидите.

М. АНТОНОВ - Ну вот я не могу ходить на показы, потому что хрустящие попкорном подростки, которые не понимают. Сидят и говорят, а чего они там все разговаривают?

К. ЛАРИНА - Ну давайте про "Артишок".

С. КЛЕБАНОВ - Уместно поговорить о проекте "Артишок".

К. ЛАРИНА - Что это такое, во-первых?

С. КЛЕБАНОВ - Объясняю тем, кто не знает. Это проект, с которым носимся уже четыре года, наверное. Это идея создать в Москве первый специализированный многозальный арт-хаусный кинотеатр. Пока есть зал "35 мм", с которым мы когда-то работали. Но тут пока один такой специализированный зал, один пока лишь зал на всю Москву. Наша идея создать многозальный кинотеатр, где принципиально не будет продаваться попкорн. Вы знаете, на западе есть даже такой арт-хаусный кинотеатр без попкорна и мейнстримовский с попкорном.

М. АНТОНОВ - Места для курящих и некурящих.

С. КЛЕБАНОВ - Да. Кинотеатр, который будет собирать именно ту публику, среди которой такое кино будет смотреть приятно. У нас было много разных взлетов и падений в этом проекте. Нам казалось, что вот-вот мы его откроем. У нас было помещение, шло строительство. Потом мы его теряли, находили новое. И вот сейчас уже с вероятностью 99,9 % могу сказать, что в ближайшее время откроется действительно четырехзальный специализированный арт-хаусный кинотеатр "Арт и шок". Там будет показываться не только арт-хаусные фильмы, но и лучшее из того, что производит Голливуд на стыке мейнстрима и арткино, но принципиально с субтитрами. То есть в Москве появится кинотеатр принципиально только субтитрированного кино, где можно, например, посмотреть тот же "Город грехов" Родригеса.

К. ЛАРИНА - И услышать голоса актеров.

С. КЛЕБАНОВ - А не дублированное звучание. То же самое, когда выходит фильм Вуди Аллена, не надо будет слушать закадровый перевод, а можно будет услышать Вуди Аллена.

М. АНТОНОВ - Это еще одна тема для разговора, потому что большинство людей, которые занимаются переводом и деланьем субтитров для фильмов, это все ниже плинтуса, мне кажется.

К. ЛАРИНА - А потому что деньги дано платить переводчикам.

С. КЛЕБАНОВ - Во-первых, наша компания работает с хорошими переводчиками. Мы потом используем носителей языка, чтобы они проверили качество перевода.

К. ЛАРИНА - Давайте еще звонок, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло. Добрый день. Очень хотелось бы спросить уважаемых гостей чуть-чуть подробнее о фильме Михаэля Ханеке, одного из любимых моих режиссеров. Ну, собственно и все.

К. ЛАРИНА - Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ - Антон.

К. ЛАРИНА - Антон, спасибо вам за вопрос. Пожалуйста, кто первый? Сэм?

С. КЛЕБАНОВ - Рассказать о фильме Михаэля Ханеке. Это очень интересный фильм, это как раз случай, как говорил Кирилл Эмильевич, когда режиссер очень интеллектуален, и он выстраивает очень сложную интеллектуальную конструкцию, при этом визуально совершенно, особенно в начале фильма, не буду раскрывать

К. ЛАРИНА - Назовите кино-то.

С. КЛЕБАНОВ - А, фильм называется Как это по-русски? "Скрытая" или "Тайник", я не знаю, как его прокатчики назовут.

К. РАЗЛОГОВ - Есть варианты. Но я думаю, что русские прокатчики его назовут "Тайник".

С. КЛЕБАНОВ - Там уже в начале фильма зрителей ждет визуальный сюрприз. В общем-то это очень интересная история о вине человека, о глобальной вине людей первого мира, где мы все вроде бы живем, перед жителями колоний, перед странами Третьего мира. Это триллер, настоящий триллер, где есть загадка, где есть распутывание всех этих клубочков, которые так и не распутываются до конца. На мой взгляд, это совершенно интеллектуальное визуальное кино. Оно эмоционально очень холодное. Смотришь, рассуждаешь, но как-то потрясения, содрогания не происходит. И этим как раз и уступил фильму братьев Дарденнов. Потому что было очень много споров между критиками на фестивале, кто получит золотую пальмовую ветвь: Ханеке или Дарденны. Это были два явных лидера. Дарденны наверно получили, потому что они эмоционально потрясли публику, создав технически, с точки зрения киноискусства, совершенное кино.

К. РАЗЛОГОВ - Вот одна вещь, которую про Ханеке нужно сказать еще, это картина еще и про кино, поскольку эта картина про изображение изображения записи взаимодействия между разными изображениями. Поэтому здесь для киномана наслаждение огромное. То, что ложится на сам феномен кинематографии. Но это конечно не касается массового зрителя, которому это достаточно безразлично.

К. ЛАРИНА - Давайте еще звонок успеваем. Алло. Здравствуйте. Нет, это вы зря бросили трубку. Давайте еще разочек. 203-19-22. Напомню номер нашего телефона. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло. Я из Петербурга звоню. Меня звать Константин. Я просто хочу поделиться радостью знакомства с творчеством такого режиссера петербуржского как Олег Ковалов. Вот недавно в "Доме кино", в кинотеатре "Родина" (там они вместе, рядом). Я тоже поклонник, кстати, Триера. Я смотрел его четыре замечательных фильма, он на "Ленфильме" творит, он сам энциклопедических знаний. Я не встречал человека, который больше знает истории кино, российского советского кино. Он в "Белых столбах" проводил много времени.

К. ЛАРИНА - Вы знаете, спасибо, Константин. Я думаю, что для любителей кинематографа это имя хорошо знакомо, имя Олега Ковалова, правда, я не знаю, что в последнее время есть что-то.

К. РАЗЛОГОВ - Он все время работает. Он работает довольно часто. Его картины имеют как раз Широко известны в узком кругу ценителей кино о кино, кино про кино, кино, связанного с кино. Олег Ковалов по первому образованию критик, мой коллега, поэтому я много лет его знаю, даже в период моей работы в "Госфильмофонде" много лет назад. Поэтому такого рода кино, конечно, нужно, и такого рода кино в нашей стране представлено достаточно хорошо.

К. ЛАРИНА - Ну, последний звонок, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Скажите пожалуйста, когда состоится кинофестиваль мусульманских или арабских фильмов в Казани?

К. ЛАРИНА - Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ - Татьяна Константиновна.

К. ЛАРИНА - Татьяна Константиновна, спасибо вам за вопрос. Будет такой фестиваль?

К. РАЗЛОГОВ - Точно я не знаю, но меня просто пригласили помочь этому фестивалю. Это делает небольшая довольно группа людей. Финансирование будет целиком обеспечиваться Татарстаном.

К. ЛАРИНА - Это международный фестиваль?

К. РАЗЛОГОВ - Да, международный фестиваль. Будет он касаться не только чисто религиозных картин, чисто религиозных картин много не сделаешь, но и картин, которые связаны с мусульманским миром, со странами мусульманского региона. Точной даты я не помню. По-моему, в сентябре планируют?

С. КЛЕБАНОВ - Да, в сентябре. И на сколько мне известно, это будут первые числа сентября, это будет приурочено к 1 000-летию Казани. Именно поэтому и проводится этот фестиваль по сути именно там. Я бы дал совет организаторам пригласить фильм Хинера Салеема "Нулевой километр".

К. ЛАРИНА - Ну мы сегодня многого, конечно же, не успели, но в любом случае, огромное вам спасибо. Кто-то из слушателей написал: "Большое спасибо за лекцию".

К. РАЗЛОГОВ - Это камень в мой огород!

К. ЛАРИНА - Итак, еще раз представим наших гостей. Кирилл Разлогов - киновед, профессор, доктор искусствоведение. Сэм Клебанов - президент кинокомпании "Кино без границ", автор и ведущий программы "Магия кино". Мы продолжим обязательно наше кинопутешествие. И вот уже тема определилась сама собой на следующую программу - "Московский кинофестиваль". Я думаю, что там надо Петю Шепотинника позвать, он там подробно расскажет про все свое арт-хаусное. Спасибо вам большое. И до встречи на всяких разных радиостанциях и телевизионных каналах!


29.05.2005

http://www.echo.msk.ru/programs/department/36688.phtm

Док. 506949
Перв. публик.: 29.05.05
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 156

  • Разлогов Кирилл Эмильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``