В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кирилл Разлогов: введение квот на иностранные фильмы; развитие отечественного кинематографа Назад
Кирилл Разлогов: введение квот на иностранные фильмы; развитие отечественного кинематографа
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Кирилл Разлогов киновед, профессор, доктор искусствоведения.

Эфир ведет Нателла Болтянская.

Н. БОЛТЯНСКАЯ В нашей студии культуролог, киновед Кирилл Разлогов. Здравствуйте, Кирилл Эмильевич.

К. РАЗЛОГОВ Здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Хотелось бы начать все-таки не с введения квот на иностранные фильмы, а все-таки с развития отечественного кинематографа. Не возражаете?

К. РАЗЛОГОВ Не возражаю абсолютно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития нашего с вами отечественного кинематографа?

К. РАЗЛОГОВ Отечественное кино уже два года постепенно возрождается после довольно глубокого и затяжного кризиса. Первоначально мы были полны эйфории на этот счет. Сначала, первая фаза была такое возрождение новорусского зарождение новорусского кино, кино из жизни богатых, которого у нас до того не было или было обличительное, а тут оно такое восторженное. И первый год был отмечен несколькими картинами, я даже об этом писал в "Искусстве кино", несколькими картинами, сделанными вот с этих позиций. У нас есть проблема, но эта проблема не материального достатка, это проблема духовного кризиса. Далее, на следующий год эйфория сменила направление. Была эйфория, связанная с успехом нескольких наших картин на международных кинофестивалях, в первую очередь "Возвращение", но практически такой же по масштабу успех, по количеству фестивалей, где он был, был успех у "Коктебеля". Казалось бы, что вот наконец-то наступила счастливая пора моды на российское кино на международных кинофестивалях. Естественно, что мода на российское кино на международных кинофестивалях была на совершенно другие фильмы, на фильмы про нищую Россию, где славянская душа расцветает на фоне полного материального неблагополучия. Поскольку из жизни богатых русских, в общем, Запад не очень интересовало, поскольку уже Антониони то же самое сделал за много лет до этого. Но для нашей внутренней аудитории ситуация была с точностью до наоборот. Т.е., скажем, если брать две картины, которые были на Московском кинофестивале, с одной стороны, "Прогулка", которая пользовалась огромным успехом внутри страны и никаким за рубежом, и "Коктебель", который пользовался огромным успехом за рубежом и никаким внутри страны.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Кирилл Эмильевич, а вот я обратила внимание, что очень часто люди, которые имеют отношение к киноискусству, они, говоря о том или ином фильме, всегда добавляют такую фразу: ну, для нашей страны это просто замечательно.

К. РАЗЛОГОВ Это глупость

Н. БОЛТЯНСКАЯ Стандарты-то одни.

К. РАЗЛОГОВ Стандарты абсолютно одни, мы часть мирового кинопроцесса, так же, как и другие кинематографии, мы дожидаемся своего череда на всемирную известность. У нас был период всемирной известности, один в 20-е годы, потом был в 50-е годы, был очень коротенький период, потому что он сразу сменился резким кризисом, во второй половине 80-х, в середине 80-х годов. Сейчас внутренняя ситуация в нашем кино, большое количество телевизионных сериалов, где люди набивают себе руку, набивают себе профессию, где установлены связи со зрителем, очень хорошие связи, и с другой стороны, расширение количества создаваемых фильмов, которое дает возможность и пробовать себя, и в некоторых случаях добиваться в том числе и зрительского успеха.

Н. БОЛТЯНСКАЯ А как вы считаете, чем вызван тот факт, что "Прогулка" пользовалась колоссальным успехом внутри страны и никаким за рубежом?

К. РАЗЛОГОВ На мой взгляд, это связано с тем, что одним из главных достоинств "Прогулки" было то, что там Дуня Смирнова написала такой своеобразный диалог, очень быстрый, пулеметный. И этот пулеметный диалог, если его излагать в субтитрах, абсолютно теряет смысл. Получается, два мальчика хотят одну девочку, но, в общем, это не очень как бы такая уж совсем оригинальная ситуация. А все тонкости диалога я Дуне как раз об этом говорил, все нюансы взаимоотношений между персонажами, которые не только во внешнем рисунке роли, но в тексте, для зарубежной аудитории исчезают. Поэтому и западные критики писали о том, что картина будет пользоваться успехом у русскоязычной аудитории. И на тех фестивалях, где много русскоязычных, в Котбусе (в Германии), например, картина проходила очень хорошо. А там, где читали субтитры, разводили руками и самого главного Ну, видели изобразительный ряд, но вот всех тонкостей, естественно, не понимали.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну а чем сердце-то успокоится, Кирилл Эмильевич?

К. РАЗЛОГОВ Сердце успокоится тем, что кино есть, фильмы делаются, и рано или поздно они найдут своих почитателей, не сразу, так через 100 лет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Когда нам стоит ожидать "золотого века" постсоветского кино?

К. РАЗЛОГОВ В принципе, он уже начался, мы просто этого не знаем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Потому что современники, да?

К. РАЗЛОГОВ Конечно. Мы же никогда не знаем, когда начинается "золотой век". Спустя 10 лет, мы это поймем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Понимаете, как, ведь и вы правы, но сейчас, по-моему, небывалый уровень ностальгии. Когда показывают по телевизору хорошие отечественные фильмы, то народ сидит и вытирает сопли просто на все деньги.

К. РАЗЛОГОВ Конечно. Со временем самый плохой фильм становится очень хорошим. Что такое черепок, который был у какой-то даже мало значительной вазы 3000 лет тому назад? Это гениальная часть культуры, раритет. А в момент, когда он создавался, кому это было нужно. Поэтому с каждым годом я все льщу себя надеждой, что это касается и людей предпенсионного возраста они все набирают ценности для юных созданий. Не знаю, насколько это правда, но проверю.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Мы поговорим о ценностях для юных созданий после новостей в эфире "Эха Москвы".

-

Н. БОЛТЯНСКАЯ Мы продолжаем разговор с Кириллом Эмильевичем насчет того, что же более ценно, о взглядах юных созданий. Так вот сейчас, я думаю, что настает момент поговорить о квотах на иностранные фильмы. Как это На чужой манер русский хлеб не родится У советских собственная гордость Что нам нужно еще добавить туда?

К. РАЗЛОГОВ Не знаю, как кому повезет. Что касается идей квотирования, то они витают в воздухе довольно давно. Это довольно наглядный пример неграмотных решений, которые у нас принимаются регулярно. Поэтому я не удивлюсь, если вдруг это будет принято.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Кирилл Эмильевич, а при том уровне пиратства, который мы имеем сегодня в России, это, действительно, сыграет какую-то заметную роль?

К. РАЗЛОГОВ Это вообще не сыграет никакой роли и не может сыграть никакой роли, этого нет ни в одной стране. Были попытки делать это в африканских странах в свое время. Были попытки и в развитых странах, но они очень быстро прекратились. Так что роли это никакой не сыграет. Это усложнит ситуацию, увеличит количество взяток. Но поскольку вся система работает на то, чтобы количество взяток и откатов увеличивалось, то, соответственно, это не особая привилегия какая-то кинематографии, это как бы общая особенность.

Н. БОЛТЯНСКАЯ А по каким принципам будут квотировать? Просто три фильма и не больше, да?

К. РАЗЛОГОВ Принцип квотирования это всегда принцип количественный, поэтому ограничат Если вдруг это самое будет сделано, ограничивают количество фильмов, которые приобретаются для проката. При этом, естественно, остаются все коммерческие боевики, а все интересные, поисковые, экспериментальные картины исчезают, потому что ими пожертвуют в первую очередь, это само собой разумеется.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну и, как вы считаете, пройдет этот номер?

К. РАЗЛОГОВ Номер может пройти.

Н. БОЛТЯНСКАЯ На ваш взгляд, какова вероятность того, что будет квотирование?

К. РАЗЛОГОВ Если исходить из того, что наибольший шанс пройти у наибольшей нелепицы, то этот номер вполне может пройти, так же, как проходят другие номера в других областях. Мы просто это не очень замечаем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ И как тогда будем существовать? Смотреть на пиратских кассетах?

К. РАЗЛОГОВ Мы будем продолжать смотреть те же американские боевики, которые будут занимать то же самое место, потому что квотировать сеансы и квотировать количество зрителей не удастся. Поэтому по-прежнему, даже если будут квотировать сеансы, то на утренних сеансах, где никого нет, будут показывать то, что нужно, а на вечерних сеансах, где есть зритель, будут показывать то, что не нужно. Так что есть очень много технологий, благодаря которым все остается без изменений. Единственное, что исчезнет арт-хаусное кино, картины крупных режиссеров, исчезнет все то, что покупают маленькие компании, которые, естественно, будут неконкурентоспособными, а вся квота будет захвачена несколькими голливудскими компаниями, которые тоже делают неплохие картины. Я очень далек от того, чтобы сказать, что это очень плохое кино. Но как раз то кино, против которого собираются бороться люди, которые эти квоты предлагают, оно все останется. А вот то кино, против которого они не собираются бороться, оно исчезнет, просто потому что оно в этой ситуации будет неконкурентоспособным, ибо речь идет о количестве закупаемых картин.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Кирилл Эмильевич, а с вашей точки зрения, можно ли говорить о кинематографе какой-либо из современных стран на карте мира, который, как вам кажется, наиболее динамично и интересно развивается?

К. РАЗЛОГОВ Есть очень многие регионы, которые развиваются динамично и интересно. Есть регионы, которые становятся в моде. Например, иранское кино уже лет 10 в моде. Первоначально оно развивалось динамично и интересно, сейчас, по-моему, никак не развивается, но оно все равно остается в моде. Очень интенсивно развивается кино Юго-Восточной Азии. Сколько раз уже предрекали конец моды на Юго-Восточную Азию, но она просто меняется, мода на Китай сменяется модой на Гонконг, мода на Гонконг сменяется модой на Тайвань, а сейчас мода на Тайвань сменилась модой на Корею. Сейчас взлет Кореи и ожидается взлет Таиланда в ближайшее время. Но регион один и тот же. Почему? Потому что там много зрителей, они ходят, смотрят свое кино. Потому что там много режиссеров, они делают очень много фильмов, из которых отдельные попадают на фестивали.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Не от вас ли я слышала историю про производство индийского кинематографа?

К. РАЗЛОГОВ Да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Сколько там, в каждом штате своя киностудия?

К. РАЗЛОГОВ Не в каждом штате, это вы преувеличиваете, но у каждого региона, где свой язык, есть производственные мощности, которые делают картины именно на этом языке.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Количество переходит в качество?

К. РАЗЛОГОВ Естественно. Индийский кинематограф один из сильнейших в мире.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Перспективы. Вот вечный вопрос, что будет дальше и чем душа успокоится.

К. РАЗЛОГОВ Перспективы хорошие. Я не сказал в первой части, а хотел сказать, что, скажем, когда я начинал работать на Московском фестивале в 99 году, мы с трудом нашли одну картину, которую, казалось, не стыдно показать в конкурсе. Последние 2 года уже шла интенсивная борьба между членами отборочной комиссии, какую картину поддержать. Сейчас мы смотрим много картин. Они разного качества, но уже есть из чего выбирать, есть, почему выбирать. Кто-то выбирает нас, кого-то выбираем мы, как в нормальной жизни.

Н. БОЛТЯНСКАЯ На ваш взгляд, сегодня можно ли ждать каких-то революционных изменений?

К. РАЗЛОГОВ Революционных изменений в чем, в эстетике? Да, можно. Потому что пришло новое поколение, у него свое представление о жизни. В формах организации кинопроизводства? Думаю, нельзя. Потому что у нас система, как выяснилось, чрезвычайно стабильная, она постоянно возвращается к одному и тому же состоянию, изменить это невозможно. Т.е. каждый раз пытаются изменить, но каждый раз приходят к тому же самому. Поэтому такой чисто коммерческой, рыночной системы в нашем кино не будет, а будет та самая смешанная система с участием государства, которая сейчас есть. Поэтому я не думаю, что что-то радикально изменится, потому что уже радикально изменилось. Когда 20 лет тому назад Филипп Тимофеевич Ермаш говорил: у нас никогда не будет продюсерского кино Все-таки продюсерское кино в какой-то форме у нас появилось. А дальше все будет развиваться на такой смешанной основе.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Сериалы. Мы или даже, может быть, более молодое поколение, которое является в какой-то степени продуктом воспитания сериалов. Что вы думаете об этом?

К. РАЗЛОГОВ Сериалы сейчас развиваются очень быстро и интенсивно, вытеснили вот то самое американское кино без всяких квот, абсолютно без всяких решений, просто перехватили зрителя, как детективы перехватили зрителя. Как любое массовое производство, здесь опять же количество переходит в качество, т.е. сериалы по качеству становятся все лучше и лучше. Единственная претензия, которая у меня в этом плане есть, то, что все-таки мы все работаем на инерции многосерийного телевизионного фильма, который развивался и в советское время. Собственно сериалов, долгоиграющих сериалов по несколько сот, а то и тысяч серий, у нас пока нет и не предвидится, потому что руководство телеканалов настолько не уверено в своей судьбе, и не без оснований, что больше, чем на один год, они планировать не могут, за год они могут показать 16-серийную картину. Вот и говорят: формат 16 серий, если больше, то тебя никто не примет. У меня была забавная история, я хотел к 2000 году сделать маленький сериальчик из маленьких кусочков, посвященных каждому году после Рождества Христова. Я человек наивный, думал, вот рубеж тысячелетий, даже придумал, как это делать, собрал историков, мультипликаторов, всех на свете. И один умный человек, после того как мне отказали все каналы поочередно, начиная от Первого и кончая "Культурой", сказал: ты что, с ума сошел, ведь никто не может зарядиться на 2000 передач так, чтоб нельзя было тебя в любую минуту прогнать. 16 да, а 2000 это уже они сами не знают, где они будут через 2000 штук. Поэтому мегасериал про историю человечества или про историю города Самары, он пока нереализуем, а вот многосерийный телефильм работает хорошо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Т.е. можно ли говорить, что сериалы, связанные не с детективно-приключенческо-триллерской тематикой, пока

К. РАЗЛОГОВ Нет, почему Есть сериалы, "мыльные оперы" есть.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Документальные.

К. РАЗЛОГОВ И игровые тоже есть. Есть цикловые передачи. Но это не сериалы. Нет таких больших семейных саг.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Никто не знает, где мы будем через 2000 штук

К. РАЗЛОГОВ Из таких завиральных идей у моей бабушки было 12 братьев и сестер, которые рассыпаны по всей России. Я бы с большим удовольствием сделал сериал именно про эти 12 семей. Но это не укладывается в 16 серий. Это должно укладываться в 160 серий.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Кино российских регионов, какое оно сегодня?

К. РАЗЛОГОВ Которое делается в них? Вот это кино создается в тесном контакте с телевидением. Если есть телевизионная студия, значит, что-то делается. Есть богатые регионы, которые могут позволить себе кино. Некоторые из них позволяют, но это разовые опыты. Все-таки кино сосредоточено в нескольких центрах, и они по-прежнему Москва, Петербург, Свердловск, немножко, отдельные фильмы появляются в других местах. Надеюсь, что это изменится.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Что касается фестивальной жизни нашей страны, ваш взгляд на нее.

К. РАЗЛОГОВ Фестивальная жизнь нашей страны, ее постоянно упрекают в том, что слишком много фестивалей. Я могу сказать, что у нас слишком мало фестивалей. Потому что в какой-нибудь несчастной Италии их полторы тысячи, а в большой России сотни не наберется. Хотя есть вещи, которые не называются фестивалем, а на самом деле фестиваль. Нужно много-много-много фестивалей, все в регионах, в далеких местах, нужна крепкая, солидная фестивальная конкуренция между большими фестивалями.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Кирилл Эмильевич, когда мы с вами заговорили о возможных квотах на иностранные фильмы, вы довольно жестко выразили свое отношение к этой перспективе. А существует что-то в кино, в мировом кино, в российском кино, доступ чего вы бы, со своей стороны, пытались ограничить?

К. РАЗЛОГОВ Как участник художественного процесса я пытаюсь ограничить доступ к одному и пытаюсь обеспечить доступ к другому. Веду программу на "Культуре" и пытаюсь увеличить доступ к тем фильмам, которые я люблю. Что касается ограничения доступа, одновременно я ограничиваю доступ к идущим параллельно фильмам по другим каналам.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Сформулировать можете? Помимо такой элементарной вкусовщины, есть какие-то вещи, которые, вам кажется, не стоит показывать с экрана?

К. РАЗЛОГОВ Честно говоря, нет, потому что это естественный стихийный процесс, который должен регулироваться изменениями в общественном сознании, в нормах поведения. И если я вдруг начну сейчас Я даже не очень контролирую своих детей в этом плане.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну там нет насилию с экрана. Слышали такой лозунг?

К. РАЗЛОГОВ Да, слышал.

Н. БОЛТЯНСКАЯ И как вы к нему относитесь?

К. РАЗЛОГОВ Тогда давайте скажем нет насилию в жизни. Это было бы более основательно. Потому что насилие на экране есть отражение насилия в жизни. Да, некоторые формы насилия, если бы меня спросили, я бы не показывал. Но это было бы мое собственное суждение, и соседний канал их бы показал и выиграл бы в рейтинге. Есть какие-то вещи, которые находятся за пределами нравственного поля. Например, детская порнография, показ реально убиваемых людей ради того, чтобы это было зрелище, не на войне, не в хронике, вот на этом я бы лично поставил, и думаю все человечество может поставить, безнадежную точку. Хотя все равно будут какие-то люди, которые будут этим заниматься. К сожалению.

Н. БОЛТЯНСКАЯ И спрос на это, к сожалению, будет. Я напомню, что в нашей студии Кирилл Разлогов культуролог, киновед. Все это прямой эфир "Эха Москвы". Спасибо вам большое.



02.04.2004

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/25257.phtml

Док. 506952
Перв. публик.: 02.04.04
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 199

  • Разлогов Кирилл Эмильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``