В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кирилл Разлогов: патриотическое и не патриотическое кино, срыв кинопоказа в рамках Международного фестиваля документальных фильмов `Чечня` Назад
Кирилл Разлогов: патриотическое и не патриотическое кино, срыв кинопоказа в рамках Международного фестиваля документальных фильмов `Чечня`
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Кирилл Разлогов директор программ ММКФ, киновед, профессор, доктор искусствоведения.

Эфир ведет Алексей Воробьев.

А. ВОРОБЬЕВ 15:20 в столице. Добрый день. Как и было обещано, Кирилл Разлогов профессор, доктор искусствоведения, в студии "Эхо Москвы". Добрый день, Кирилл Эмильевич.

К. РАЗЛОГОВ Добрый день.

А. ВОРОБЬЕВ Жаль, что вы опоздали, у нас остается, к сожалению, минут 10 на общение, но тем не менее информация, которую мы собираемся с вами обсудить, достаточно любопытна. Возможно, какие-то ключевые моменты удастся все-таки прояснить. А говорить мы будем как раз на тему патриотического и непатриотического кино, ну и давайте, в частности, о срыве показа документальных фильмов "Чечня". Что я должен сказать в качестве предыстории. Сегодня появилась такая, знаете, вторая волна комментариев на тему вчерашнего и позавчерашнего скандала. Спецпредставитель президента по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов считает, что Киноцентр на Красной Пресне отказался от показа документальных фильмов фестиваля "Чечня" по понятным причинам. Сами представители Киноцентра заявляли, что они отказались, поскольку некоторые из этих фильмов считаются антироссийскими. Что можно считать антироссийскими фильмами?

К. РАЗЛОГОВ У нас большая традиция рассмотрения антисоветских фильмов в свое время.

А. ВОРОБЬЕВ Несомненно.

К. РАЗЛОГОВ И эта традиция имеет под собой довольно глубокие основания. Под антисоветскими фильмами понимались все фильмы, которые в той или иной степени затрагивали что-то, связанное с Советским Союзом или даже с Россией. Я помню фантастическую ситуацию, когда антисоветской была объявлена комедия Вуди Аллена "Любовь и смерть", такая изощренная пародия на Толстого и Достоевского. Естественно, мы защищали гениев национальной литературы, но тем не менее называть ее антисоветской было некоторым преувеличением. Что же касается современной ситуации, то в современной ситуации точно так же есть довольно широкий спектр, который разным людям могут показаться антироссийскими, антипатриотичными. Опять-таки в свое время вся волна отечественной чернухи, которая появилась после перестройки, за год до ее начала была бы объявлена антисоветской, антироссийской, антипатриотической.

А. ВОРОБЬЕВ А кто должен определять, выставлять мерку? Вот это пророссийское, а это антироссийское.

К. РАЗЛОГОВ Есть два способа. Один способ, который, видимо, в данном случае применен не был, это показать эти произведения и дать возможность критикам и зрителям судить о мере анти- или пророссийского характера этих фильмов.

А. ВОРОБЬЕВ Так делается в демократических обществах.

К. РАЗЛОГОВ Нет, так делается во всех случаях, когда ситуация не носит экстремально-кризисного характера. Как только ситуация переходит в экстремально-кризисный характер, а на мой взгляд, ситуация в Чечне носит экстремально-кризисный характер для России, то тогда начинают использоваться другие критерии. И эти другие критерии могут быть оспорены, т.е. мне может показаться, что эта картина защищает гуманизм и гуманистический подход ко всем народам, населяющим РФ, а моему оппоненту может показаться, что эта картина является злостной клеветой на федеральные силы, которые расквартированы в Чечне, для того чтобы поддерживать мир и помогать демократическому процессу. Никаких доказательств правильности той или иной точки зрения противоположная сторона принимать не будет. Это как дискуссия между мусульманами и христианами, какой бог правильнее. И поэтому, кстати, религиозные дискуссии отличаются такой абсолютной тупиковостью. В момент этой дискуссии даже невозможно найти общий язык. Поэтому либо люди начинают говорить о другом, а по всем другим вопросам противоположные силы могут найти общий язык, кроме одного принципиального про или анти. Когда ситуация в обществе более или менее спокойная, располагающая к дискуссии, когда не ведутся военные действия, антитеррористические операции не приобретают принципиальной важности, то тогда общество, естественно, более либерально. Мы это видели на примере американского общества после событий 11 сентября и по сей день. Естественно, мы это видим на примере нашего общества, в тех случаях, когда кризис настолько остр, что можно предположить обычно аргументы у этих людей какие, можно предположить, что показ этой картины будет стимулировать отрицательные реальные последствия. Будут убивать больше людей, начнутся дополнительные террористические акции или, наоборот, под сомнение будут поставлены принципиальные позиции имеющейся в данный момент политики. Т.е. аргументы тут могут быть самые разные. Сложность данной ситуации заключается в том, что я этих фильмов о Чечне не видел. И я не могу ничего конкретного сказать по поводу того, как я лично воспринимаю.

А. ВОРОБЬЕВ Собственно, дело даже сегодня не в самой сути этих фильмов о Чечне. Дело в том, что можно считать, действительно, патриотическим кино, что нельзя считать патриотическим кино. Давайте вот в этой плоскости оставим разговор. Слушатели уже говорят, что наряду с некоторыми из фильмов по Чечне могут назвать и наше радио антироссийским.

К. РАЗЛОГОВ Ну некоторые люди так считают.

А. ВОРОБЬЕВ Некоторые люди так считают, безусловно. Это Кирилл, в частности. Ну что ж, господа слушатели, вы можете задавать свои вопросы на любой из двух пейджеров, один из них 961-22-22, другой 974-22-22, в обоих случаях абонентов является "Эхо Москвы". Пожалуйста, присылайте вопросы профессору, доктору искусствоведения Кириллу Разлогову. Мы обсуждаем с ним тему патриотическое и непатриотическое кино. "К-19", нашумевший фильм о судьбе подлодки, о судьбе экипажа подлодки, о героизме наших моряков-подводников, которые ценой собственной жизни смогли предотвратить чудовищную катастрофу. Как бы вы определили этот фильм с точки зрения, пророссийский или антироссийский?

К. РАЗЛОГОВ Он фильм американский, сделанный в США, а точнее даже голливудский. С моей точки зрения, Голливуд не является элементом американской культуры, а является элементом культуры мировой, и поэтому, естественно, что российская тематика в Голливуде занимает определенное место. Картина сделана с большой симпатией и с большим пониманием к тому, что произошло, и к экипажу лодки, поэтому я бы назвал эту картину гуманистической. На самом деле, не вижу оснований для того, чтобы кто-нибудь мог посчитать ее антироссийской, антисоветской. У меня есть к ней претензии художественного плана, по-моему, не все там удалось Естественно Россия, реконструированная в Голливуде, это иногда развесистая "клюква", но по интенции, во всяком случае, эта картина, безусловно, зовущая к взаимопониманию и проникнутая симпатией к нашей стране.

А. ВОРОБЬЕВ А как вы считаете, в советские времена ну вспомним некоторые картины из этого фильма. Например, пляски на борту подлодки. По-моему, я могу ошибаться, конечно, мне казалось, что там было и распитие спиртных напитков, и старпом, приставляющий дуло пистолета к голове капитана корабля. В советские времена подобные пассажи могли бы быть расценены как антисоветчина?

К. РАЗЛОГОВ Безусловно. У меня есть классический пример этого плана. У нас была такая очень хорошая английская картина "Местный герой", проникнутая антибуржуазным пафосом, поскольку речь шла о борьбе против нефтяных корпораций. Один из персонажей был советский моряк. Он был симпатичным персонажем. Он там спускался с корабля, помогал местным жителям бороться против этих самых нефтяных воротил. Там было два но. Во-первых, в одном из эпизодов женщина, приехавшая за ним, ругалась в открытую на русском языке матом, что уже было недопустимо. И второе он там подписывал какие-то финансовые документы в тот момент, когда был в том самом маленьком городке, что было строго запрещено инструкцией ЦК КПСС по поведению советских людей за границей. В силу этого фильм не показали на Московском фестивале, отклонив его как слабый в художественной отношении, хотя картина была очень хорошая, сделанная крупным режиссером Биллом Форсайтом. Поэтому если подходить к фильмам с точки зрения инструкций, то, естественно, с точки зрения инструкций это абсолютно недопустимо. Даже когда речь идет о негласных инструкциях, о представлениях историках, скажем. Именно мои коллеги историки в свое время способствовали запрещению картины "Андрей Рублев", потому что с их точки зрения образ средних веков был неправильным.

А. ВОРОБЬЕВ Скажите, ну вот еще рецензию, что называется, оценку еще одному фильму. По-моему, фильм назывался "Молитва за Гетмана Мазепу".

К. РАЗЛОГОВ Есть такая картина, Юрий Ильенко.

А. ВОРОБЬЕВ Очень много шуму она в свое время вызвала. Российская сторона, Москва была страшно недовольна тем, как представлена была история в этой картине. Эта картина, на ваш взгляд, может быть с точки зрения России патриотической?

К. РАЗЛОГОВ Патриотической с точки зрения России, отстаивающей идеалы России? Нет, с точки зрения России я бы ее патриотической не назвал.

А. ВОРОБЬЕВ Значит, антипатриотической. Или антироссийской?

К. РАЗЛОГОВ Скорее всего, она направлена против Петра Первого, который там ведет себя безобразно с первого же кадра. Но многие мои соотечественники, коллеги по истории так же относятся к реформам Петра Первого чрезвычайно отрицательно. И быть может, даже с удовольствием воспринимают такую крайнюю трактовку этого образа.

А. ВОРОБЬЕВ Но Петр Первый представлял, олицетворял собою Россию.

К. РАЗЛОГОВ Петр Первый в определенный момент олицетворял собою Россию. Или гибель России, разрушая исконный общинный уклад Руси, который способствовал бы ее процветанию в вечности.

А. ВОРОБЬЕВ Как жалко заканчивать разговор. Тема неисчерпаемая, бесконечная, потрясающе интересная. Кирилл Разлогов, профессор, доктор искусствоведения, был в гостях на радиостанции "Эхо Москвы". Говорили мы о патриотической и непатриотическом кино, а также касались темы срыва показа документальных фильмов о Чечне. Благодарю вас, Кирилл Эмильевич, спасибо.


02.10.2003

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/23538.phtml

Док. 506953
Перв. публик.: 02.10.03
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 230

  • Разлогов Кирилл Эмильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``