В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кирилл Разлогов: Какой кинематограф мы считаем великим? Назад
Кирилл Разлогов: Какой кинематограф мы считаем великим?
Гость: Кирилл Разлогов - Кинокритик, искусствовед

Какой кинематограф мы считаем великим? Об этом в связи с уходом из жизни двух выдающихся кинорежиссеров - Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони, мы решили поговорить в программе "Культурный вопрос" вместе с кинокритиком Кириллом Разлоговым, а также известными режиссерами.

- Из жизни ушли два великих мастера - Ингмар Бергман и Микеланджело Антониони. Сегодня все газеты всего мира, все радиостанции и каналы вспоминают этих выдающихся мастеров. Что мы понимаем под словосочетанием "великий кинематограф", можно ли поставить знак "равно" между фильмом коммерчески успешным и великим фильмом?

РАЗЛОГОВ: Знак равенства, конечно, ставить нельзя.

- Нельзя сделать такой продукт?

РАЗЛОГОВ: Такой продукт бывает очень часто, только есть великие фильмы, которые не являются коммерчески успешными, есть коммерчески успешные фильмы, которые являются невеликими. Поэтому здесь знака "равенства" нет. Такие совпадения бывают, бывают очень часто. Более того, для того кинематографа, который представляют Бергман и Антониони, это было закономерно.

Дело в том, что пик их славы пришелся на рубеж 50-х - 60-х годов, когда сократилась посещаемость кинотеатров, когда верность кино сохранили в основном студенчество и интеллигенция, и когда голливудская стратегия была построена на том, что нужно искать какие-то новые средства выражения в пику телевидению - широкий формат, широкий экран, большой экран. Богатые постановочные картины по существу доказали, что они не приносят соответствующего успеха. И хотя фильмы, которые делались в Голливуде, смотрело больше зрителей, чем фильмы Бергмана и Антониони, они были коммерчески значительно менее успешными, потому что они стоили чудовищных денег.

А что касается фильмов, представляющих так называемое интеллектуальное философское кино, кино, рассчитанное на углубленный психологический анализ, скажем, фильм Бергмана "После репетиции" - три актера и одна сцена - практически ничего не стоит, то по норме прибыли, они во многом превышали норму прибыли самых грандиозных голливудских картин. То есть делать такие картины стало выгодно, стало выгодно делать картины молодым режиссерам, появилась новая французская волна.

Фильмы снимали за гроши, а молодежи они были интересны, они приносили прибыль. Поэтому, если вот эта волна интеллектуального философского кино пошла, то она пошла во многом потому, что она стала выгодной и экономически тоже, мало того, что престижно художественной.

И Бергман и Антониони работали до этого - в 40-е годы. Бергман работал в театре, Антониони работал в документальном кино, ставили игровые полнометражные фильмы уже в во второй половине 40-х годов Бергмана и, начиная с 50-х, Антониони. Но они как бы находились на периферии основного кинопроцесса, потому что в Италии тогда был ведущей тенденцией итальянский неореализм, который не уделял особого внимания внутренней жизни людей, зато уделял огромное внимание внешним сторонам жизни: безработица, сложные ситуации в Италии тех лет. На этом фоне "Хроника одной любви" Антониони и другие фильмы были картинами периферийными, маргинальными, неглавными. А главными эти картины стали в конце 50-х годов, причем не сразу стало очевидно, что они главные.

Мало кому известно, что первоначально фильм "Приключение" Антониони - самая знаменитая его картина, которая сделала его всемерно известным - был отклонен Каннским фестивалем, попал лишь в параллельную программу в последний момент. Потом выяснилось, что вместе с Федерико Феллини "Сладкая жизнь", который получил главный приз, - это главные сенсационные картины.

В этот момент социальный престиж кино резко вырос, и это был результат сокращения кинопосещаемости, это был результат превращения кино в искусство для избранных, в то время как функцию массового зрелища взяло на себя телевидение. Это был европейский феномен, потому что в Индии все было наоборот, телевидение было искусством для избранных, а кино сохранялось как массовое зрелище. Но в Европе так было, и в Америке так было. Тогда центр мирового кинопроцесса перекочевал в Европу, именно потому, что возник реальный кризис Голливуда.


01.08.2007

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=85273

Док. 506957
Перв. публик.: 01.08.07
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 111

  • Разлогов Кирилл Эмильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``