В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кирилл Разлогов: `Не имя делает качество картины, а качество картины делает имя` Назад
Кирилл Разлогов: `Не имя делает качество картины, а качество картины делает имя`
Главный отборщик Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов - "ГАЗЕТЕ"

Завтра в столице стартует XXIV Московский Международный кинофестиваль - главное кинематографическое событие года в России. О специфике программы этого года директор программ ММКФ и главный отборщик фестиваля Кирилл Разлогов рассказал Антону Долину.

- Что нового в фестивале этого года - есть ли прогресс (или регресс) по сравнению с фестивалями последних лет?

- В конкурсной программе есть два принципиальных отличия от прошлогодней. Первое - это наличие отечественного кино, второе - наличие крупных имен. И к первому, и ко второму я бы отнесся без восторга, потому что количество фильмов еще не означает их качества и премий (хотя мы отбирали картины, которые нам по качеству казались достойными). Пример французского кино в Каннах - было много картин, ни одного приза - достаточно красноречив: не случайно в Москве в этом году в конкурсе не оказалось ни одной французской картины.

Что касается имен: регулярно в прессе появляются упреки в том, что их на Московском фестивале мало. В этом году мы сделали много имен. Может быть, еще больше имен, но по моему глубокому убеждению, не имя делает качество картины, а качество картины делает имя. Поэтому, если мы будем базироваться, даже как Канны, на именах уже установившихся в прошлом, мы рискуем просмотреть нечто важное в будущем. Обилие имен еще не значит, что каждое имя сделало картину, достойную себя. Хотя опыт прошлых фестивалей показывает, что само наличие имени иногда так завораживает жюри, что оно дает приз скорее имени, чем фильму.

- Есть фильмы, об отсутствии которых в программе фестиваля этого года вы сожалеете?

- В конкурсе это очевидно: у нас были и есть определенные экономические трудности в этом году, и поэтому нас не очень поощряли во всем, что касается дальних стран. Мне с трудом удалось - не скажу `против воли начальства`, против нее ничего не удается - сделать так, чтобы появилась бразильская картина в конкурсе: пришлось пожертвовать целой программой. Вслед за этим я договорился в Каннах насчет корейской картины, мы послали запрос, а они не ответили. Я не настаивал, о чем сожалею - картина очень достойная, и будь немного другая экономическая ситуация...

Что касается внеконкурсной программы, тут скорее легкое самодовольство, чем недовольство: две программы, которые мы ждали три года, наконец состоятся - это ретроспектива Кубрика и `семейный бизнес` Роже Вадима. Сколько крови это стоило, сказать трудно, и то, что мы доведем это до зрителя, вселяет надежду: и сложные проекты нам по плечу. По экономическим причинам пропала еще одна программа: мы показываем `Преступление и наказание` Менахима Голана - не лучшее произведение истории мирового кино, хотя и с крупными звездами, а у меня был замысел показать программу `Преступлений и наказаний`. Старая картина с Жаном Габеном, Кулиджанов, сделать сопоставление. Тем более что у нас `Воскресение` в конкурсе, `Чеховские мотивы`, и тема русской литературы проходит сквозь все.

- Крупнейшие мировые фестивали длятся по двенадцать дней, а Московский - всего десять. И в конкурсе таких фестивалей, как правило, около двадцати фильмов, а у нас - пятнадцать. Лучше меньше, да лучше?

- Чисто экономическое решение - стремление сократить сроки фестиваля и количество картин. Да и количество гостей. Это идет во вред фестивалю, и ни с чем, кроме как с сокращением затрат, не связано. У нас было приблизительно двадцать пять картин, которые мы показали бы в конкурсе, если бы у нас были развязаны руки и география конкурса была бы пошире. В конце мы были вынуждены уже по одному человеку приглашать от конкурсной картины, хотя по регламенту приглашаем три. Возникает вопрос, может ли вообще наше государство экономически потянуть большой кинофестиваль...

- Московский кинофестиваль его организаторы любят сравнивать с Каннами, Венецией и Берлином. Хотя в Каннах, Венеции и Берлине о Москве упоминают куда реже... Если попытаться взглянуть на это объективно, в чем кроме финансирования мы не дотягиваем до `тройки главных` и в чем - на равных с ними?

- Не только Канны, Венеция, Берлин, но и Шанхай, Токио, Каир, Монреаль и Карловы Вары - фестивали так называемого класса А, то есть они попадают в один раздел по международной классификации. Группа А ничего, что касается качества фильмов и объема финансирования, не предполагает. Она предполагает, что в конкурс не включаются фильмы, побывавшие в конкурсах других кинофестивалей, и что проводятся они в стране с собственным развитым кинопроизводством. А у нас оно развитое - 50 фильмов в год. Больше, чем в Швеции, Дании, Норвегии. И фестиваль класса А может быть один в стране. Всем этим условиям мы удовлетворяем. Шанхай тоже не дотягивает до Канн, даже Берлин не дотягивает до Канн, а Венеция не дотягивает до Берлина. Весь вопрос в том, какой резонанс имеет программа того или иного фестиваля. Внимание прессы, объем кинорынка. Например, Торонто - фестиваль внеконкурсный - по объему сделок превышает Канны. Он не группы А, а для многих куда важнее Венеции и Берлина.

Помимо этих формальных вещей мы еще больше, чем наши коллеги из Карловых Вар, ужесточаем требования к программам. Мы, например, не берем в конкурс программы, показанные в параллельных секциях больших фестивалей: берлинской `Панорамы`, `Двухнедельника режиссеров` из Канн. В принципе, мы могли бы это делать, но тогда поиск новых неизвестных картин не столь нужен. Съездил в Берлин и Канны, и усилий не нужно: предварительный отбор сделан не тобой. Смысл большого фестиваля в том, что ты пытаешься сам найти то, что до тебя никто не заметил, если заметил, то не оценил, если оценил, то неправильно.

- На вашем счету как отборщика есть крупные открытые имена?

- Имен крупных пока нет, картины есть, которые пользовались большим успехом после Московского фестиваля. Мне хотелось бы, чтобы Рогожкин стал крупным мировым именем - мне кажется, он заслуживает этого. Абсолютный чемпион среди картин, отобранных на Московский фестиваль, по числу дальнейших фестивалей - вьетнамский фильм `Отель-общежитие`. Имя режиссера, однако, не стало именем номер один.

- Вопрос, который напрашивается: почему не сделать из ММКФ внеконкурсный фестиваль? Снабдить все фестивальные кинотеатры субтитрами и долби, и люди со всего мира будут смотреть кино именно в Москве в эти дни.

- ММКФ включает в себя кроме конкурсного внеконкурсный фестиваль. Если речь идет о том, чтобы вырезать конкурс, оставив внеконкурсную программу, то это предложение, как всякий процесс кастрации, приводит, скорее, к поражениям, чем к победам. Почему у нас не получится сильный внеконкурсный фестиваль, подобный Торонто, так это потому, что у нас нет американского рынка, который на себя вытягивает все мировое кино. Даже самые большие внеконкурсные фестивали стараются делать конкурсную программу! Все зависит о того, как мы строим имидж фестиваля. Наличие конкурса в Москве резко усложняет работу отборочной комиссии, но лично я люблю усложнять себе работу. Простые задачи менее интересно решать.

- Если бы вас попросили назвать один фильм фестиваля, который необходимо посмотреть, что бы вы назвали?

- `Человек без прошлого` Аки Каурисмяки. Одно из самых сильных моих кинематографических впечатлений последнего времени.


20.06.2002

http://www.gzt.ru/culture/2002/06/20/120040.html

Док. 506974
Перв. публик.: 20.06.02
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 240

  • Разлогов Кирилл Эмильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``