В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кирилл Разлогов: `Быть детьми знаменитых родителей трудно` Назад
Кирилл Разлогов: `Быть детьми знаменитых родителей трудно`
Интервью с директором программы "Амфеста" Кириллом Разлоговым

Фестиваль независимого американского кино "Амфест" проводится в Москве третий раз и снова наверняка вызовет огромный интерес самой своей идеей: в США есть что-то кроме Голливуда. Организаторы этого кинофорума с 8 по 12 октября привезут в Россию все самое новое и неожиданное, что есть сегодня в американском кино. О том, почему культурный обмен между Россией и США важен именно сегодня, что интересного происходит за океаном и годится ли для нас американская система финансирования кинематографа, корреспонденту РБК daily МАРИНЕ ЛАТЫШЕВОЙ рассказал член правления "Амфеста" и ученый секретарь Национальной академии киноискусств КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ.

- В программе нынешнего "Амфеста" есть ленты дочери Роберта Редфорда и сына Кена Джейкобса. Они интересны сами по себе или тем, что они дети знаменитых родителей?

- Они интересны тем, что сделали картины, достойные своих родителей. "Гитара" Эми Редфорд - режиссерский дебют, картина впечатляющая, чисто феминистская, я думаю, что женскую часть аудитории она привлечет. А что касается Азазеля Джейкобса, то он сделал картину "Маменькин мужчина" на семейных воспоминаниях, в ленте снимались и его родители. Кен Джейкобс - известный авангардист, котируется в Америке на уровне Энди Уорхола. Быть детьми знаменитых родителей трудно, на детях обычно природа отдыхает. Эти дети доказывают, что природа на них вовсе не отдыхает, а, наоборот, развивается.

- Что еще вы бы отметили в программе фестиваля и какие темы сегодня актуальны для независимого кино в США?

- В этом году мы представляем новое направление в молодом американском кино Mumblecore (букв. "Бормотание"). Это чисто авторское, "безбюджетное" кино. Будут и документальные картины, в том числе работы Росса Макэлви, который все фильмы делает только про себя и про свою семью. Мы хотели показать, что в рамках американского кино авторское начало не забивается неизвестно куда, а проявляет себя, правда, в пределах определенных бюджетов. Как только бюджет превышает 100 млн долл., авторство практически исчезает или переходит к продюсеру. Как полноправный автор в Голливуде работает Клинт Иствуд, имеющий достаточно сильное влияние, чтобы отстаивать свою позицию. Или Кэтрин Бигелоу. Я уж не говорю о Стивене Спилберге, который переквалифицировался в продюсеры, чтобы как продюсер и проявлять свое авторское начало. Что касается тем, то для американской культуры в принципе более всего интересны темы из личной жизни простых людей, то, что в Голливуде редко можно увидеть: семейные, личные, психоаналитические драмы, иногда лирические и романтические комедии. Некоторые фильмы программы могут рассматриваться как звено, переходное от независимого кино к Голливуду. Например, "Красный пояс" Дэвида Мамета. Центральное место в программе занимает та же "Гитара" - история жизни женщины средних лет, которая узнает, что больна раком, решает жить в свое удовольствие последние два месяца и в результате выздоравливает. Или "Маменькин мужчина" - великовозрастный сын, который возвращается от жены к родителям, никак не хочет взрослеть, чем невероятно раздражает свою семью.

- "Амфест" - затратное мероприятие?

- Это затратное, но и достаточно бедное мероприятие. Понятно, что оно живет на спонсорские деньги. Документальную программу, к примеру, привозит американское посольство в России. Каждый год мы думаем, что после громогласного успеха в следующий раз со спонсорами все будет в порядке, но выясняется, что отношения опять осложнились. Хотя, на мой взгляд, как раз когда политические отношения ухудшаются, культурные связи приобретают особое значение. Причем это двухстороннее движение. Например, сейчас я параллельно готовлю две программы российских фильмов в Америке - в Техасе и Лос-Анджелесе. И я очень надеюсь, что это будет обмен программами, идущими как бы "поперек" политической ситуации.

- И какие русские фильмы вы повезете в США?

- Окончательный список пока назвать нельзя. Но там точно будет "12" Никиты Михалкова. Этот ремейк американской картины - показательный для российско-американских связей фильм. Всего же на первый отбор я послал в США десять картин. В Лос-Анджелес я хочу повезти картину "Зеленый театр в Земфире", параллельно там можно будет устроить и ее концерт. Ну а на фестиваль в Техасе, думаю, повезу такую достаточно сложную для американской аудитории ленту, как "Джоконда на асфальте" Владимира Наумова. А с другой стороны - работу молодого режиссера, в этом смысле я думаю о фильме "Кремень" Алексея Мизгирева.

В Техасе это будет первый такой фестиваль. Что касается Лос-Анджелеса, то в свое время я был там в связи с программой классических фильмов, которую делал Стас Намин, а сейчас это будут современные картины. Но главное, и я бы хотел еще раз обратить на это внимание, что в нынешней политической ситуации культурные связи играют принципиально важную роль. Поэтому и программа "Амфеста" выстраивалась с точки зрения того нового, что дает американское кино сегодня, и того хорошо забытого старого, что оно давало вчера. Конечно, прокатных перспектив у этих фильмов нет, как их нет у американского независимого кино вообще, потому что все места под американские фильмы в прокате заняты Голливудом.

- Тут вы подошли к проблеме сосуществования независимого, арт-хаусного и голливудского кино в США...

- Крупные голливудские студии производят около 200 фильмов в год. Всего же в США в год делается около 800 фильмов. Значит остальные 600 делают за пределами голливудских студий. Среди них есть фильмы, которые затем приобретаются крупными студиями для проката. Все они по следам Sony Classic обзавелись подразделениями, которые занимаются артхаусным кино. Им это надо для престижа. Но и для того, чтобы не упустить что-то, что может иметь коммерческий успех. Система поточного производства сиквелов выдыхается и нуждается в обновлении, которое возникает из артхауса, может возникнуть и из независимого кино. Артхаус же для американцев - это бюджеты ниже 10 млн долл. (с этой точки зрения почти все российское кино - артхаус). Так что большинство авторских картин делается за пределами Голливуда, их достаточно показать один раз на фестивале или по телевидению, и они уже окупились. Есть фестиваль "Сандэнс", есть разные фонды, которые выделяют деньги на независимое кино, есть венчурный капитал, который занимается рисками и может помогать в финансировании. Но, как правило, малобюджетные картины делаются в складчину, как делалась французская новая волна.

- Имеет ли нам в России смысл стремиться к такой системе?

- Эта система, конечно, работает. Но на 800 фильмов пишется около 8 тыс. сценариев, а на 8 тыс. сценариев сначала имеется 80 тыс. замыслов. Идет отбор из огромного числа вариантов. Наш же автор считает, что его вариант обязательно должен пойти в производство, в ином случае он писать не будет. Поэтому не нарабатывается профессия, нет системы отбора. Качество, конечно, растет, мы же стали делать 100 фильмов в год, но в Америке все это происходит быстрее. В США люди творческих профессий работают официантами и параллельно стараются пробиться - пишут, прослушиваются, просматриваются. У нас отбор происходит на уровне вузов - из тысяч претендентов человек пять-десять куда-то попадают. А если в тех тысячах были более талантливые люди, им куда деваться? В Штатах свои сложности, и особенно это видно по "Сандэнсу" - молодые режиссеры чаще стали делать малобюджетные картины по аналогии с Голливудом, стремясь показать, что они могут снимать такие фильмы (поэтому мы для "Амфеста" сейчас отбираем фильмы в основном на "Трайбеке"). Да, эта американская машина, которая перемалывает людей и сценарии, работает. Но отсутствие авторского своеволия приводит к тому, что острые углы стираются и картины становятся похожи одна на другую.

- Недавно Министерство культуры предложило новую систему финансирования кинематографа. Деньги выделяются на отдельные важные проекты, на авторские проекты и крупным продюсерским студиям. Поможет ли это развитию нашего кино?

- Я не очень верю в большой объем госзаказов, думаю, это будет нормальное советское кино в наименее интересных его проявлениях, теленовости в полнометражном формате. Раньше, по-моему, более разумно поддерживались дебюты, поисковое кино, небольшие компании. Из которых выходили наиболее выигрышные в фестивальном отношении фильмы. Мне кажется, что все, что происходит, это просто передел власти. Большим режиссерам-старикам дали на откуп крупные госзаказы. Которые постепенно будут переходить к продюсерам среднего поколения. А пока продюсеры среднего поколения перехватили инициативу у продюсеров старшего поколения и пытаются занять то монопольное положение, которое занимали "Мосфильм", "Ленфильм" и Студия им. Горького. Логика начальства понятна: если эта продюсерская студия доказала, что она способна что-то сделать, значит, надо ее и поддерживать, риска меньше. Так что никакой катастрофы нет, как говорит одна моя знакомая, холера развивается нормально.

КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ

Российский киновед и культуролог, член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук, Российской академии кинематографических искусств "Ника", член правления Союза кинематографистов России, автор и ведущий программы "Культ кино" на телеканале "Культура". Родился 6 мая 1946 года в Москве. С 1972 года преподает историю мирового кинематографа на Высших курсах сценаристов и режиссеров, с 1988 года - на киноведческом факультете ВГИКа. В 1989 году возглавил Российский институт культурологии. С 1999 по 2006 год являлся программным директором Московского международного кинофестиваля.


02.10.2008

http://www.rbcdaily.ru/2008/10/02/lifestyle/383290

Док. 506975
Перв. публик.: 02.10.08
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 24

  • Разлогов Кирилл Эмильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``