В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марк Захаров: `Своих убеждений не меняю` Назад
Марк Захаров: `Своих убеждений не меняю`
Хотя отсутствие в числе исполнителей Николая Караченцова и Александра Абдулова сказывается и на общей атмосфере за кулисами театра-юбиляра. Праздник получается грустный. Ведь вся история "Ленкома" - а с появлением Марка Захарова особенно - это, прежде всего, история формирования и становления уникальной актерской команды.

- Из восьмидесяти лет "Ленкома" ваших - тридцать четыре. Что можете сказать о захаровском периоде?

- У меня есть, если так можно сказать, свои достижения, я так считаю. Первое - это создать питательную творческую среду для роста артистов. У нас действительно воспиталось много актерских явлений. И второе - должен быть такой отлаженный механизм, где не должно быть завязано все на одного человека. Это неверно и это не очень профессионально. Когда без него и лампочку нельзя ввернуть или купить. Должна быть какая-то надежная конструкция, которая может функционировать, если "главный" уедет недели на две, на три. Но не больше.

- Знаете, как вас называют - "Мрак Анатольевич"

- Это знаю. Это уже давно за мной тянулось. Я, несмотря на мою приверженность к комедии, человек на вид очень мрачный. От меня ничего хорошего не ждите. Но это, я себя тешу надеждой, наверное, все же обманчиво.

- Поколения в "Ленкоме" менялись уже не раз. Совсем другие приходят сейчас?

- Наверное. Но, знаете, юношеский максимализм все равно похож. Я переживал его в студенческом театре, потом в Театре сатиры, и остатки этого юношеского максимализма легли в основу "Ленкома". В какой-то степени. Я стараюсь не брюзжать, не впадать в критиканство и пессимизм, но и зову всех к тому, что русский репертуарный театр должен быть устойчивым организмом. И, даже если появилась какая-то течь, какой-то убыток, все равно он должен оставаться на плаву, переживать разные невзгоды, сумерки и тьму и выходить все равно в светлые, какие-то радостные, счастливые моменты жизни.

- Не меняете своих убеждений по поводу репертуарного театра?

- Нет. Не меняю. Я считаю, что это наше достижение. Есть кинематограф, все телевидение на 99 процентов в общем питается тем, что делается в театрах, где формируются актерские индивидуальности.

- Изнутри, сами как думаете, в чем загадка - классический репертуарный театр, и все равно полные залы? Другие сгнили уже давно, а у вас аншлаг.

- Был такой момент, когда показалось, что наш пафос, может, не такой обнаженный, как на Таганке Там была уж очень хлесткая публицистика. Мы были более сдержаны, хотя и были довольно смелыми всегда. И я несколько раз был на волоске от гибели, и уже принимали решения, что меня снимают, обсуждения были всякие в горкоме партии Вот тогда была конечно борьба с той системой, административно-распределительной. Но потом вступила в права новая информационная эпоха, когда такой уж публицистики театру уже не нужно. Но! Есть огромное поле исследований характера человеческого, всех нюансов его взаимоотношений и, в частности, русского характера. О нас рассказали ведь не советская драматургия и даже не советская литература, хотя были и Платонов, и Булгаков, а наша классика, начиная с Гоголя. Она препарировала наше сознание и наш характер. Вытащила все химеры и все комплексы, все особенности наши, главным образом дурные, если говорить о сатирике Гоголе. И до Чехова и Достоевского он рассказал нам, кто мы есть на самом деле. И эта вещь не стареет. Она обрастает, наоборот, какими-то новыми нюансами

- Вы про "Женитьбу" сейчас?

- Да.

- Ничего себе не стареет! Уж не знаю, кто подгадал, то ли вы под правительство, то ли оно к вашей премьере подготовилось

- Там есть еще злободневная вещь, у Подколесина. Вот, понимаете, что-то сделать пора, что-то поменять, чтобы все абсолютно по-другому, лучше, чем прежде. А потом - в окно! Лучше спрятаться и ждать, что президент скажет.

- Интеллигенция Сначала мечтают, а потом - в окно. Это какая черта характера?

- Неумение жить днем сегодняшним Можно долго копаться в этом, и хотя Чехов нам завещал "выдавливать из себя по капельке раба", но, кроме этих капелек рабства и зомбирования, в котором мы пребываем, есть еще и капли, которые достались нам в наследство из далеких времен, связанные с нашим характером. Над ними можно посмеяться и спокойно, и по-доброму, и очень зло, как это делал иногда Гоголь.

- Ну, уж сейчас совсем другое поколение выросло, которому в наследство вообще мало что досталось. Они же не видели этого всего - ЦК, парткомы

- Не-ет, знаете, генетическая вещь это Я часто бываю в Германии и вижу, как искалечено поколение гэдээровское: оно не может вписаться в рынок и не может работать, как работают в Европе и остальных землях Германии. Было ощущение, что сменятся поколения, придут другие, которые не знают и не помнят коммунизма, и они-то будут по-другому работать. Но нет! Пришли люди, которые так же уклоняются от работы. Они не умеют работать и не очень хотят. Перекуры, кофе - все так знакомо... В общем, зомбирование было проведено на славу. Как вы знаете - удивительная вещь же! - идеология воздействует на нейроны, клетки мозга, они видоизменяются.

- Да и в театре зритель не тот пошел, не слишком тонок, разучился читать между строк

- А сейчас не надо между строк, можно говорить все, что хочешь.

- А надо?

- У Шукшина есть замечательная фраза: "В приступе дурной правды"

- "Он сказал ему, что его жена живет с агрономом"...

- Совершенно верно. Вот "дурная правда" - она не нужна. Когда меня сейчас мучают с Абдуловым рассказать, как и что, я говорю какие-то общие слова, но вникать и посвящать других, сторонних людей

- Подождите, есть правда, а есть интимные вещи.

- Ну, вот, к сожалению, некоторые путают. Но, с другой стороны, когда говорят: давайте цензуру, я говорю: не надо. Свобода - тяжкая ноша, сказал умный человек. И я понимаю, что это большая радость, что изменилась жизнь, но возникли другие сложности.

- Что такое юбилей?

- Если честно и откровенно, ничего особенного. Это какая-то радость, ни на чем не основанная, но она нужна. Нужны какие-то праздники и застолья человеку, он их придумывает. Так же и театр - 80 лет Ну, и замечательно.




Анна Трефилова
01.10.2007
http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/zaharov/interview10.html

Док. 507347
Перв. публик.: 01.10.07
Последн. ред.: 17.10.08
Число обращений: 93

  • Захаров Марк Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``