В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Глузский считал себя не звездой, а рабочей лошадкой Назад
Михаил Глузский считал себя не звездой, а рабочей лошадкой
Сегодня народного актера похоронят на Ваганьковском кладбище в Москве

Сейчас это кажется нелепицей, но будущему народному артисту СССР в середине тридцатых в течение трех лет не только давали "от ворот поворот" во всех театральных вузах столицы, но даже не приняли в группу статистов Художественного театра. А когда возглавлявший школу киноактера Михаил Тарханов все же решил взять паренька, то затем не раз жалел об этом. Глузского отчисляли несколько раз: за прическу, за одежду, за неумение себя вести ("Я был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни членом партии так и не стал и даже пионерство проскочил")... И каждый раз восстанавливали. Талант, ну как такого выгонишь!
Свою первую роль в кинематографе он сыграл в 1939 году в картине "Семья Оппенгейм", чуть позже его оценили в небольшом эпизоде в фильме Пудовкина "Минин и Пожарский". А вот больших ролей больше двух десятилетий сыграть ему так и не доводилось. Как-то Глузский вспомнил об этом периоде с грустной иронией: "Такое было время. В 40 - 50-е годы снималось мало фильмов, и в расцвете сил была огромная плеяда замечательных, признанных актеров. Потому каждый из нас, молодых, ощущал себя сверчком, который должен знать свой шесток". Свою первую большую роль он сыграл лишь в 60-х в фильме "В огне брода нет".
Глузский никогда не болел звездной болезнью. Когда в 1997 году наградили "Никой" в номинации "За честь и достоинство", актер был несказанно удивлен: "Я не считаю себя звездой, я - рабочая лошадь. Я брался за разные роли, как правило, второго плана. Впрочем, было немало и главных: "Монолог", "Последняя жертва", "Почти смешная история"... И делал эти роли честно и в силу своих возможностей. Несмотря на обилие ролей, я не так уж и много сделал настоящего".
С 1946 года почти пятьдесят лет Михаил Андреевич играл в Театре киноактера, который не пользовался большой популярностью у театралов. Счастливый билет выпал актеру в середине девяностых, когда Мария Миронова выбрала его своим партнером для спектакля "Уходил старик от старухи" в "Школе современной пьесы". Спектакль имел в столичных театральных кругах феноменальный успех. А затем были "Антигона в Нью-Йорке" и две "Чайки" (чеховская и акунинская), на которых зал никогда не пустовал. Он всегда говорил о том, что именно эти роли дают ему жизненные силы.
13 мая Глузский последний раз вышел на сцену, причем перед этим сбежал из больницы. Тем же вечером ему ампутировали ногу. В конце мая казалось, что кризис миновал, но сердце не выдержало... 15 июня Михаил Андреевич ушел из жизни. Всего через несколько дней после смерти своей соседки по лестничной площадке, Любови Соколовой...
Сегодня в 12 часов в Большом зале Центрального Дома кинематографистов состоится гражданская панихида. А затем Михаил Андреевич Глузский будет похоронен на Ваганьковском кладбище. Вечная ему память.

Четыре самых известных фильма с участием Глузского:
1. "Монолог" - профессор Сретенский (режиссер Илья Авербах).
2. "Красное и черное" - аббат Пирар (режиссер Сергей Герасимов).
3. "Как царь Петр арапа женил" - шут Балакирев (режиссер Александр Митта).
4. "Последняя жертва" - Прибытков (режиссер Петр Тодоровский).

Михаил Глузский сыграл в кинематографе более 200 ролей. А ведь был еще и театр...

Алексей БЕЛЫЙ - 19.06.2001

www.kp.ru

Док. 507351
Перв. публик.: 19.06.01
Последн. ред.: 17.10.08
Число обращений: 291

  • Глузский Михаил Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``