В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марк Захаров: Студенческий театр боролся с остатками сталинизма Назад
Марк Захаров: Студенческий театр боролся с остатками сталинизма
- Марк Анатольевич, в чем, на ваш взгляд, феномен студенческого театра МГУ?

- Пора студенчества связана со временем юношеского максимализма, очень полезного в творчестве. Театр МГУ всегда занимал в Москве особенное положение: оттуда исходили импульсы - политические, интеллектуальные - от молодых людей, которые вырабатывали новые театральные формы. Зачастую в мастерстве актеры уступали профессионалам, но были и преимущества. Студенческий театр всегда шел вопреки. Существовала борьба с некими тоталитарными идеями, с остатками "просвещенного сталинизма". Спектакли так или иначе всегда касались политики. Приходилось работать в обстановке острого политического противостояния студенческого театра и парткома университета.

- А для вас лично театр МГУ что-то значит? Или это был проходной пункт в биографии?

- Я очень благодарен театру МГУ. Он помог мне обрести профессию. Как, впрочем, многим актерам и режиссерам. Такое было в свое время очень сильное культурное пространство. Сильное воздействие - энергетическое, интеллектуальное - на театральную жизнь Москвы. И оттуда вышло много профессионалов. Студенческий театр напитал и театр-студию "Наш дом", и КВН.

- Что-то из студенческого опыта вы взяли в профессиональный театр?

- Безусловно. Мои спектакли "Доходное место" в Театре сатиры, "Разгром" в Театре Маяковского, которые я ставил потом, это во многом продолжение того, что я делал на улице Герцена (ныне Большая Никитская. - "НИ"). Я думаю, и "Ленком" вырос на тех идеях, которые родились на сцене МГУ. Во всяком случае, спектакли первого, второго десятилетий моей работы в "Ленкоме" - они во многом обязаны студенческому театру. И первый опыт руководства коллективом мне тоже достался из того времени. Многое мне дал Сергей Юткевич, возглавлявший театр МГУ в 60-е годы. Помню, когда не хотели пускать спектакль Шварца "Дракон", он говорил: "Надо тогда запретить и "Красную Шапочку". Почему, собственно, она красная?" То есть умел запутывать, добиваться своего хитростью И я старался учиться у него.

- А атмосфера студенческого театра - что о ней вы можете рассказать?

- Когда заходит речь о студенческом театре, я чувствую легкую ностальгию. Мне нравятся смелость, дерзание, свобода, мощная интеллектуальная подпитка, свойственные театру МГУ. Атмосфера была особенная: отличалась демократичностью, духом созидания, отсутствием театральной иерархии, которая, к сожалению, есть в профессиональном театре.

- "Ленком" - один из самых успешных и востребованных театров Москвы. О театре МГУ так сказать нельзя: он давно не в авангарде театральной жизни столицы. Как вы думаете, чего не хватает театру МГУ сегодня, чтобы не оставаться на периферии?

- Я в последнее время не очень общаюсь со студенческим театром. Не видел их спектаклей, поэтому не могу судить. Но думаю, что вопрос пространства имеет значение. Москва - мегаполис с намоленными местами, куда ходит зритель. Если бы студенческий театр располагался в рамках Садового кольца, я думаю, он был бы более популярным.

- Кроме географического расположения наверняка есть еще какая-то "формула успеха"...

- Надо чаще думать о том, что недостает зрителю, что ему интересно. Театр в некоторой степени все же должен быть отражением жизни. Его задача, наверное, в том, чтобы сеять раздумье. Театр, как мне кажется, приближается к музыке. Надо работать так, чтобы родились в душе зрителя какие-то мысли, настроения. Театр в России больше, чем развлечение. Он всегда связан с идеями, которые необходимы зрителям, стране.

- Какие проблемы, задачи у вас как у руководителя "Ленкома"? Что вас сейчас волнует больше всего?

- Сегодня трудное время для репертуарного театра. Очень много соблазнов для актеров. Все эти приглашения артистов в рекламу, кинематограф создают сложности для репертуарного театра. Требуются усилия, чтобы сохранять труппу и спектакли. Это совсем непросто.

- В этом году впервые вручается театральная премия имени Ролана Быкова, учрежденная его вдовой актрисой Еленой Санаевой. Вы - в числе первых ее обладателей. Что чувствуете?

- Премия Ролана Быкова - это, конечно же, очень большая радость. Студенческий театр под руководством Ролана Быкова (Быков возглавлял театр МГУ с 1958-го по 1960-й, благодаря ему театральный коллектив университета стал называться Студенческим театром МГУ. - "НИ") сыграл большую роль в театральной жизни Москвы. С его времени начался расцвет этого театра.







Евгения Шмелева
13.06.2007
http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/zaharov/interview6.html

Док. 507355
Перв. публик.: 13.06.07
Последн. ред.: 17.10.08
Число обращений: 102

  • Захаров Марк Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``