В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Авилов: Я возил кирпичи не в театр, а из театра (от 6-го августа 2003 г.) Назад
Виктор Авилов: Я возил кирпичи не в театр, а из театра (от 6-го августа 2003 г.)
Это странное, привлекательное, вышедшее из моды, но по-прежнему собирающее полные залы театральное образование пользовалось огромной популярностью лет пятнадцать тому назад. Тогда всерьез говорили о том, что с Юго-Западом может быть связано будущее нашей сцены. Эти разговоры давно забыты, а театр, создание Валерия Беляковича, остался. 8 августа в нем отметят 50-летие Виктора Авилова. Перед этим с ним встретился корреспондент "Известий".

- Что вы будете делать после юбилея?

- Во Францию поеду. Там суперсвадьба будет. Уже и замок арендовали.

- Кто женится-то?

- Наши миллионеры.

- При чем тут вы?

- Просили присутствовать. Поедет небольшая театральная группа во главе с нашим директором, мы уже придумали мини-шоу. Директорская дочка живет во Франции, она позвонила: "Виктор Васильевич, съездите на недельку, а после свадьбы мы вас на побережье увезем, на южное. Будете жить в замке в отдельном флигеле с бассейном. И заплатят еще".

- Круто. Я вижу, многое изменилось: во времена оны я разговаривал с Беляковичем, и он рассказывал, как энтузиасты строили Театр на Юго-Западе и шофер "КамАЗа" Авилов возил на стройку ворованные кирпичи... Как все началось? Как вы встретились с Беляковичем?

- Я был шофером "МАЗа", "КамАЗов" тогда еще не было. А с Беляковичем я не встретился: мы оба жили в Вострякове. С его младшим братом мы в одном классе учились. Второй Белякович был старше нас на три года. Я знал и его - Валерка и Валерка.

- Вы обманули судьбу: у шофера "МАЗа" прорисовывался совершенно определенный жизненный путь...

- Я же не просто шофер. У меня есть образование: "монтаж и наладка систем контроля и автоматики". А в водилы меня из военкомата послали, перед армией.

- Образование-то среднее?

- Да, техникум... Но мне больше нравилось ездить на машине. Я был летуном, больше года нигде не работал: то НИИ, то баранка. В сентябре устраиваюсь на работу, в июне увольняюсь. Тогда нельзя было пропускать больше трех месяцев, чтобы стаж не прерывался, - и я гулял лето, а потом шел на новое место работы. А с 1977 года я в Театре на Юго-Западе. Хотя тогда и театра-то не было: был клуб "Гагаринец" при Гагаринском отделе культуры.

- Беляковичи были фанатами театра, а вы...

- Фанат был один, если это слово здесь вообще применимо. Старший Белякович был одержим идеей театра, а с младшим они ежедневно встречались на кухне: Сережка, я хочу театр. Серый, хочу, хочу, хочу...

И Валерий Романович Серого додолбал, дотюкал. Он всю ночь его на кухне продержал и заразил-таки своей идеей.

Сергей пришел в компанию: "Валерка хочет сделать театр". Мы глаза вылупили:

- Хочет и хочет, пусть делает. Чего ты нам-то про это рассказываешь?

- Да нет, вы там будете...

- Ха-ха! А чего мы там станем делать?

Вот такой был разговор. Но все-таки мы решили попробовать.

А тем временем Валерий расклеил объявления: "Идет набор в театральную студию". Мы пришли почти по принуждению, энтузиазм был равен нулю, а вторая группа товарищей хотела играть. Но через пять лет в театре осталась только наша команда балбесов.

- А как же кирпичи?..

- Кирпичи были. Но я их возил не в театр, а из театра.

- ??!

- Каждые весну-лето на Юго-Западе шла перестройка. Сперва мы возвели внутренние стены, на следующий год Романычу показалось, что это неправильно. Кувалды в руки, стены поломали, на земле лежит тонн пятнадцать битого кирпича.

И я вывез оттуда два "МАЗа" с кирпичом, сделал подарок строителям котлована.

- Я начал смотреть спектакли Театра на Юго-Западе, когда вы уже были первым артистом. Сразу выдвинулись или была борьба за лидерство?

- Да нет... Я не с той стороны пришел в театр. За что мне было бороться: роли сыпались как из рога изобилия.

- А когда театр начал вас кормить?

- Никогда. Он и сейчас не кормит.

- Но это же довольно известный театр, билеты хорошо продаются, и они не такие дешевые.

- А платят на уровне нищеты. Но я работаю в четырех театрах сразу. А прежнего Театра на Юго-Западе больше нет: кто там остался-то - старший Белякович да я...

- И сколько же продолжалась радостная студийная жизнь?

- Для кого-то эта жизнь была радостной, для кого-то оборачивалась потогонной работой на пределе сил. В начале девяностых я мог три дня подряд играть "Гамлета", "Калигулу" и "Носорогов". Не знаю, как меня на это хватало.

- Зато пришла популярность, вас заметило кино.

- В нашем театре существовал запрет на съемки. До того как сняться в "Господине оформителе", я отклонил много хороших предложений. Сниматься в "Оформителе" я поехал несмотря на запрет, в свой отпуск. Белякович изо всех сил боролся с популярностью своих актеров.

- Он строил театр и хотел, чтобы его артисты принадлежали только ему.

- Меня это не волнует. Хотя это болезнь не только Беляковича - тот же Гончаров ненавидел, когда его актеры снимаются.

- Вы в скольких фильмах снялись?

- Примерно в тридцати. В восемьдесят седьмом вышел "Господин оформитель", а затем посыпалось - "Граф Монте-Кристо", "Любовь к ближнему", "По траве босиком", "Смиренное кладбище", "Петербургские тайны"...

- А сейчас снимаетесь?

- Начну осенью. Буду играть главную роль, сценарий на меня написан. А в сегодняшних телевизионных сериалах я не играю - с моей фактурой в них делать нечего. Не снялся бы я в "Господине оформителе", никто бы меня не знал.

- А что же популярность среди публики Театра на Юго-Западе? Там ведь был свой круг поклонников - и немаленький.

- Теперь они повзрослели. Те, кто аплодировал нам десять-пятнадцать лет назад, тусуются в интернете и готовят подборки фанатских воспоминаний о старых спектаклях Юго-Запада. Человек десять описывают "Калигулу": "Танька была двадцатого, а мне посчастливилось, я пришла восемнадцатого. Там-то и там-то и Авилов запнулся".

- Запнулся?

- Ничего удивительного. На премьерах был кошмар: репетировали мы совсем немного и выходили на сцену в полуобморочном состоянии.

- А теперь фанатская тусовка вокруг театра рассеялась?

- Да, пожалуй... Но во времена оны, кроме тусовки, была очень мощная билетная мафия, и у нее имелась четкая схема котировки спектаклей. Сейчас опорная валюта доллар, у билетной мафии ею были билеты в Большой театр. Билеты на многие наши спектакли шли с Большим один в один: выше быть не могло.

- И когда же это кончилось?

- Я думаю, во время театрального кризиса девяностых годов. Тогда затрещали многие известные театры, но у нас запас прочности был намного больше. Раньше на Юго-Западе были переаншлаги, в девяностые - просто аншлаги. А там, где и так-то зал с трудом набирался, спектакль смотрело человек пятьдесят. Сейчас все наоборот - народ в театры ломанулся.

- И к вам?

- У нас со зрителем все в порядке. Хотя с репертуара слетают хорошие спектакли - народ на них не идет. Недавно сняли спектакль по рассказам Шукшина, хорошую, сильную постановку: человек подходит к кассе, выбирает между Шукшиным и Булгаковым и в результате покупает билеты на "Мастера и Маргариту".

Раньше вовсю работало "сарафанное радио", люди выбирали спектакль по советам знакомых. Теперь человек принимает решение сам. И к тому же, стало больше ничего не знающих зрителей.

- Чего бы вы пожелали себе на день рождения?

- Снова пережить то, что было, когда мы все чувствовали себя молодыми - и я, и оба Беляковича, и наш театр.






Алексей Филиппов
20.03.2007
http://www.peoples.ru/

Док. 507491
Перв. публик.: 20.03.07
Последн. ред.: 17.10.08
Число обращений: 108

  • Авилов Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``