В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Алентова: Кинематограф - искусство молниеносное Назад
Вера Алентова: Кинематограф - искусство молниеносное
Валентина Алентова утверждает, что женщине всего должно быть "тридцать девять и ни годом больше". Не знаю уж, как ей это удается, но она выглядит именно так, как говорит. В аэропорту, где я "поймала" ее во время пересадки с рейса на рейс, не было видно ни капли усталости: все те же горящие глаза и прямая спина, как будто день только начат и не было вовсе перелета.

"Москва слезам не верит" - фильм-пароль. Только упоминание об этой картине, вызывает у бывшего советского телезрителя букет эмоций. Роль Кати Тихомировой стала визитной карточкой этой замечательной актрисы.

Вы откуда и куда?

Из Эйлата - в Москву.

В наших краях были в отпуске?

Нет, мы были там по приглашению "русского" израильского телеканала. Ян Левинзон делал с нами интервью для программы, которая, кажется, называется, "Любимец публики". Кстати, до этого я несколько раз уже была в Израиле, но до Эйлата мы ни разу не доезжали. Так что это поездка стала для нас подарком.

И вам понравился израильский "Крым"?

Очень. Правда, у меня было несколько иное представление об этом курорте. Я думала, что Эйлат - большой, как Тель-Авив, а он оказался маленьким, но очень уютным!

Скажите, а вы себя ощущаете "любимицей публики"?

Трудно сказать. Но когда я еду на гастроли, я понимаю, что зрителям известно обо мне все. И в какой бы стране мы ни были, будь то Израиль, Германия или Англия (мы недавно были в Лондоне) - русские нас узнают, радуются и интересуются не только, как у меня дела, но и о моих домочадцах. Например, почему давно не появляется на экране моя дочь. Когда у нас была собака, спрашивали и про нее. И, в общем, я понимаю, что люди обо мне помнят. Поэтому, в ответ на ваш вопрос, я могу сказать, что "да".

Ну, а "оборотная сторона медали"? Какую цену приходится платить за свою популярность? К примеру, вы можете спокойно выйти в магазин, так чтобы вас не доставали поклонники?

В принципе, не только могу, но и совершенно спокойно хожу по Москве. Я вижу, что меня узнают, но люди проявляют такт и не кидаются на шею. Правда, в Израиле народ более темпераментный, если уж узнали, то обязательно подойдут удостовериться - я ли это. В России, если неуверенны: я это или не я, - то может подойти один человек из десяти. Но никто не осложняет мою жизнь...

Я смотрю на вас и задаюсь вопросом: как вас после фильма "Москва слезам не верит" не "разорвали" на сувениры поклонники? Ведь у картины был колоссальный успех, ее посмотрели около ста миллионов зрителей. Я и сама помню, как стояла в длиннющей очереди за билетом. Картина была признана лучшим фильмом года, и даже как лучший иностранный фильм удостоилась "Оскара". Не верится, что после такого головокружительного успеха можно продолжать обычную жизнь... Как вам это удается?!

Очень спокойно. После выхода картины на экран, меня никто не узнавал на улицах. Это случилось спустя много лет, когда картину показали по телевизору сотни раз, а у меня появились другие картины Я, видимо, не отношусь к тому яркому типажу, когда лицо запоминается сразу. Есть такие яркие лица, которые запоминаются сразу.

Я помню, забавную историю, как в Брюсселе, куда я прилетела получать Гран-при "Сен-Мишель ", меня никто не встретил. Я прилетела одна, вышла в зал ожидания: стою жду - никто ко мне не подходит. В полной растерянности я попыталась выяснить у служащих аэропорта, куда мне теперь ехать? И когда представитель организаторов торжественной церемонии увидел женщину, мечущуюся в разные стороны, он подошел. И никак не мог поверить, что я - именно тот человек, которого ему поручили встретить. И в полном недоумении сказал: "Но у вас другого цвета волосы, короткая стрижка" На что я ответила: "Да, но я - актриса, и в кино играю другую женщину в другой жизни!"

А, кроме того, я все время над своей внешностью проделываю эксперименты. Я это очень люблю. Да и в жизни я выгляжу совсем иначе, чем на экране. Но поскольку фильмы с моим участием все время крутятся на телевидении, то, в конце концов, меня начали узнавать. Впрочем, даже сейчас, если я без Меньшова, то меня могут и не заметить.

Станислав Ежи Лец говорил, что полжизни человек старается заработать славу, а вторые полжизни ходит в темных очках, чтобы спрятаться. Вы разделяете эту точку зрения?

Нет, не разделяю. И вообще российские звезды отличаются от западных, у наших другого рода популярность, другие поклонники. Есть, конечно, и среди наших зрителей странные, очень темпераментные люди, так они есть в любой стране.

Я бы сказала, что газетчики представляют гораздо большую проблему, чем поклонники. На западе как? Сидит в кустах папарацци, караулит скандальный кадр, потом публикует. Но хотя бы то, что появляется в газетах, это правда. А у нас сейчас появилось много "желтых газет", которые печатают бог знает что, и бороться с этим практически невозможно. Например, когда моя дочь рожала первого ребенка, то вначале писали, что она собирается рожать в Америке, затем сообщали, что наша семья не приняла ее мужа, так как он бедный А она в это время лежала на сохранении, и волноваться ей никак нельзя было. А она нервничала из-за всего этого бреда. Она просто могла потерять ребенка Но кого из журналистов это волновало? Я ей сказала: плюнь, не обращай внимания!

Я слышала от актеров, что частенько сыгранные роли потом оказывают влияние на дальнейшую жизнь. Ваша "Катерина" вам не шлет "приветов" сейчас?

Мне это утверждение про влияние сыгранной роли на судьбу актера кажется очень спорным. У скрипача есть скрипка, у пианиста - рояль, а у актера - ничего, кроме его внешних данных и его души, его языка, его голоса, его глаз. И тот опыт, который у него уже есть, актер старается привнести в тот или иной образ на экране или на сцене. А чтобы происходило наоборот, не думаю

Я полагаю, если бы фильм " Зависть богов" снимался в доперестроечное время, и распространялся бы по старой, советской, системе кинопроката, он имел бы не меньший успех у зрителя, чем "Москва слезам не верит". Но теперь люди в кино не ходят. Как картина вообще находит дорогу к зрителю? - Поскольку кинопрокат разрушен, то сейчас фильмы находят своего зрителя на кассетах. К сожалению, из всех свежих фильмов в продаже преуспели всего три-четыре. Что произошло с остальными? Этого никто не знает. Но "Зависть богов" лидирует в продажах.

В связи с этим вопрос - не жалеете ли вы о развале бывшего Советского Союза?

Жалеть теперь о том, что случилось, нелепо. В той жизни так много плохого, что счастье, что мы от этого избавились. Другое дело, что главный российский принцип не изменился с 1917 года: "разрушим до основания, а затем" Хотя, на мой взгляд, в советское время было много хорошего, что можно было бы прихватить с собой.

Собственно и развал Союза ощущается только во время переездов: появились дополнительные таможни и границы, сами же люди остались прежними. В любой республике бывшего СССР меня встречают с радостью.

Ну вот - закончена работа, фильм снят. Часто ли "экранные" романы переходят в личные отношения? История кинематографа знает такие примеры: Остроумова и Гафт

Ну, они были знакомы задолго до фильма "Гараж". Я же примеров романов, сходящих с экрана и продолжающихся в жизни, не встречала. Может быть, это возможно в маленьком городе, может быть, это возможно в театре, где партнеры общаются дольше В кино таких "домашних" отношений, как правило, нет. Кинематограф - искусство молниеносное. Мы собрались на одной картине - а потом разбегаемся по другим съемочным площадкам. За время, прошедшее после "Москвы", я Баталова видела, от силы, раз пять. Он очень занятой человек, я тоже С Ирочкой Муравьевой встречалась раза три, а с Раей Рязановой - один... Жизнь нас просто растаскивает в разные стороны...

Как вы относитесь к религии? В финале "Зависти богов" обходчицы, поднимающие вашу героиню с рельсов, обещают отвести ее утром в церковь. Вы на месте вашей героини нашли бы утешение в храме?

Это глубоко личный вопрос

А с режиссерами повезло? Нашелся человек, которого вот вы почувствовали, и который почувствовал вас как актрису?

Вы знаете, мне везло в жизни, я работала со многими очень интересными режиссерами. И в кино, и в театре, и на телевидении. Режиссеров было много, и каждый был мне необычайно интересен. Это и Райзман, скажем, в кино, и Костя Худяков на телевидении, и Меньшов, и Морозов, и Еремин, и Равенских, и Говоруха. Так что, это были все режиссеры интересные.

От чего, по вашему, все-таки зависит актерская удача или "не удача", если мы говорим вообще о жизни в искусстве, а не о каких-то конкретных ролях?

Как говорили отцы-основатели МХАТа, что, скажем, для того, чтобы актер состоялся, необходимо три компонента: талант, работоспособность и удача. И если хотя бы одного из них нет, то нет и актера. Я думаю, что это определение справедливо к любому творческому коллективу, а не только к театру. Помимо работоспособности и одаренности, необходимо, чтобы зажигались звезды. Это и называется удачей. Удача в целом. Это очень важно. Ты ее чувствуешь так, как чувствуешь, когда приходит любовь. Мурашки по коже, бледнеешь и понимаешь, что-то меняется в тебе. Что-то поменялось, мир стал другим. Для этого должно сойтись очень много разных вещей. Я даже не могу назвать, каких именно.

У вас есть любимый цвет?

Я ко всем хорошо отношусь, кроме оранжевого.

А почему?

Потому что он мне не идет.

Известный сатирик Задорнов утверждает, что ни в одной стране мира нет такого количества праздников, как в России. "Праздник - это когда "тазик" с салатом оливье на столе. Утром - салат, вечером - салют, порой из того же салата". Скажите, что для вас праздник?

Это когда у большого количества людей хорошее настроение. И вовсе не обязательно, чтоб этот день бы как-то помечен в календаре. Вот мы были сейчас в Эйлате - а там у всех людей приподнятое настроение. А ведь у большинства есть и работы, и заботы и проблемыНо они приехали отдыхать, и радуются солнцу, морю...

В одной из рецензий я прочитала, что фильмом "Зависть богов" ваш муж признался вам в любви. Это так?

Это не совсем так, поскольку в любви он объяснился мне давным-давно. Если бы эта любовь не продолжалась, может быть, мы бы и не были бы вместе. А вот то, что на эту роль взяли именно меня - это и есть подарок. Именно это - признание.

Скажите, вот вы приглашены на актерскую тусовку. Вам прекрасно известно, что там будут люди, которые о вас зубоскалят. Вы все равно пойдете и будете с ними общаться?

Вы понимаете, трудно и обидно, только когда предает друг. А если коллега, то никаких чувств вы не испытываете. А почему, собственно, он должен, если ему не нравится, или если он плохо к вам относится, говорить комплементы? Он мне ничем не обязан. Более того, я вам скажу, что если другу действительно искренне не нравится что-то, то он имеет полное право сказать, что ему это искренне не нравится, только не за спиной, а лучше бы в глаза. А так, ну, сказал кто-то гадость и что? Я говорю ему: "здравствуйте". Другого ведь общения у нас нет, нас ничего не связывает, кроме вежливости, а она обязательна для всех людей.

О чем вы все-таки мечтаете - в профессии и в жизни?

Я вам скажу - я человек разумный, я никогда не жалею о том, что случилось, и в будущее смотрю легко - что мне предназначено, то и будет.

А над чем вы сейчас работаете?

Работаю в новом спектакле, снимаюсь в сериале. В этом сериале в главной роли снимается также моя дочь, и меня попросили сыграть ее маму. Мне это показалось забавным.

Я слышала, что у вас прибавление в семействе: Юля родила второго ребенка?

Да, девочку. Так что теперь у нас полный порядок: есть мальчик, и есть девочка, у Юли - ну и у нас, естественно.

Как ее назвали?

Ее зовут Тая, потому что она родилась в день святой Таисии.

Ваши внуки ведь не называют вас бабушкой?

Нет, ну что вы! Во-первых, маленькая еще никак меня не называет - ей всего три месяца. А старший мальчик зовет меня по имени. У меня даже нет в сознании - что я бабушка. Я вот помню свою бабушку - очень старенькую и бесконечно добрую Ощущение - бабушка древнее и доброе существо. А я могу в принципе и по попе дать, если вдруг что-нибудь не так И потом, древней себя не ощущаю.

Вы очень молодо выглядите. Ваш постулат - "39 и ни годом больше" - остается в силе?

Я бы так хотела (смеется).




Полина Лимперт
06.10.2003
http://www.peoples.ru

Док. 507496
Перв. публик.: 06.10.03
Последн. ред.: 17.10.08
Число обращений: 201

  • Алентова Вера Валентиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``