В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Ириной Апексимовой Назад
Интервью с Ириной Апексимовой
Спектакль завладел всеми чувствами зрителей. Глаза, не отрываясь, смотрели на неистовую Кармен и по-кошачьи грациозных Хозе, Лукаса и всех остальных мужчин, сведенных с ума роковой цыганкой. Уши жадно ловили звуки испанских мелодий и низкого голоса Апексимовой-Кармен, произносящей любую фразу, как колдовское заклятье. В носу и горле щекотал терпкий сладковатый аромат сигар, дым от которых слетал со сцены в зал (ах, да: Кармен работала на табачной фабрике). А пальцы сами собой подчинялись безудержному ритму спектакля и, вслед за кастаньетами, выщелкивали жаркую дробь.

"Кармен" - это настоящий виктюковский спектакль. Язык тела оказывается здесь красноречивее слов (и все актеры владеют им в совершенстве), а основная идея опять - Любовь. Виктюк исследует загадку любви и страсти. Что такое смерть для любви? Страх потери - одно из составляющих любви. Пока есть страх - нет истинной свободы чувства. Кармен и Хозе понимают это только после своей смерти. Они упорно, бесстрашно шли к гибели, и вот они мертвы. Бояться больше нечего. Отныне уже ничто не разлучит их, и они входят в свою любовь, как в обретенный рай

Образ Кармен кажется специально написанным для Ирины Апексимовой - яркой, сильной, гибкой. Она купается в роли, наслаждается собой на сцене. А после спектакля голос становится мягче и тише, движения теряют импульсивность, и только искры в теплых карих глазах напоминают: она - колдунья.

- Ирина, все ваши роли за последние лет десять - это умные, стильные, самостоятельные женщины. А вам хотелось бы сыграть характерный, даже гротесковый образ, например, в комедии?

- Мне очень хотелось бы, но это, к сожалению, зависит не от меня. Современные режиссеры смотрят в такое узкое окошко, у них такие шоры Они увидели меня в тысяча-каком-то году в кинофильме "Лимита" в роли холодной женщины, бизнес-леди - и понеслось! Они меня поставили в эту "форточку", и сейчас я могу расшибить себе лоб, доказывая, что я и другое могу, но все равно все скажут: "А зачем Апексимовой играть характерные роли, если для этого есть Марина Голуб, Маша Аронова и другие комедийные актрисы?"

- Может быть, нужно отчаянно хотеть сбросить с себя этот стереотип - и тогда это сбудется? Когда Сергей Безруков решил избавиться от имиджа "солнечного мальчика", он добился роли криминального авторитета, и теперь его воспринимают по-другому.

- Да нет, роль в "Бригаде" для Безрукова ничего не изменила. Его так и воспринимают - "солнечный авторитет"! Саша Белый так и остался светлым героем: хороший, добрый, ну а что авторитет, так какая разница? А я, если даже играю сумасшедшую несчастную женщину, которую убивают в больнице (явно намек на роль в сериале "Клетка" - прим. авт.), слышу в адрес своей героини: "Ка-а-кая она стерва!" И никуда от этого не деться.

- Кстати о "криминальных авторитетах". Как будто мало нам того, что российское кино - это сплошь бандитские истории. В Голливуд вас, да и других российских актеров, приглашают сниматься в фильмах о русской мафии: и "Связной", и новый проект, в котором вы участвуете - "Красная змея", именно об этом. Не досадно, что нас так на Западе представляют, да и не утомительно ли одно и то же играть?

- Это моя профессия, мой хлеб. Конечно, я могу отказаться, но лучше так работать, чем никак. А то, как американцы о нас думают, - это их проблема. То, как мы относимся к ним, судя по нашим фильмам, - лучше, что ли? Для нас все американцы - идиоты, а для них мы - идиоты. Так всегда будет.

- Собственное театральное агентство вы создали после того, как увидели организацию актерского бизнеса в Голливуде?

- Боже упаси, да что вы! Если бы я ее там увидела Нет, агентство появилось после того, как я ушла из МХАТа и находилась в свободном плавании. Какое-то время, наверное, месяцев восемь, я все время ждала телефонного звонка - ждала приглашения в кино, в театр, в антрепризу Но то, что мне предлагали Знаете, работать нужно постоянно для того, чтобы не выпадать из профессии, я не говорю уже о зарабатывании денег. И все равно не хочется опускаться ниже определенного уровня. Уровень Художественного театра, в котором я работала, достаточно высок, и после него идти играть (не хочу никого обижать, но) в антрепризу, где ставятся итальянские, французские комедии От этого я была в растерянности. И вот после всех этих предложений, которые меня абсолютно не устраивали, появилась идея возрождения "Нашего Декамерона" с Романом Виктюком (он уже ставил когда-то этот спектакль с Татьяной Догилевой в главной роли). Для того чтобы этот спектакль состоялся, и было создано театральное агентство "БалАст".

- Ваш уход из МХАТа в свое время шумно обсуждался. Сейчас, когда художественным руководителем театра стал ваш учитель Олег Павлович Табаков, есть ли вероятность, что вы вернетесь?

- На отдельные роли - да. В репертуарный театр я уже, скорее всего, не вернусь (хотя и говорят: "Никогда не говори никогда"). Не вернусь, потому что я уже слишком наглоталась свободы, я уже почувствовала, что своим временем могу владеть сама, что никому не должна говорить: "Нате вам два рубля, отпустите меня со спектакля на съемки". Это многого стоит! А вот на какую-то отдельную роль я, наверное, с удовольствием приду.

- Какими словами вы могли бы описать Романа Виктюка?

- Он гений. Когда-то, очень давно, была напечатана одна статья, и она начиналась так: "Роман Виктюк - гений". После этого все, что было написано дальше, было лишнее. Он - великий человек, действительно гений. Он настолько экстравагантный, он такой фонтан всего - фантазий, эмоций! Он потрясающий!

- В одном из интервью вы сказали, что вы - человек верующий. Не возникают в связи с этим внутренние противоречия, ведь церковь называет актерство грешной профессией? Да еще в спектаклях Виктюка вы препарируете человеческие пороки

- Ну, во-первых, я раньше стала актрисой, чем об этом узнала, и раньше, чем поняла, что я - человек верующий. Во-вторых, это было очень давнее мнение церкви, даже древнее. Если замечательная актриса Екатерина Васильева сейчас выходит на сцену только с благословения церкви, что тут скажешь Я не советуюсь с батюшкой, играть мне какую-то роль или нет. На самом деле, выходя каждый раз к зрителю и играя что-то, я знаю, что Бог со мной. Поверьте: все, что мы делаем, и в спектаклях Виктюка в том числе, - это от любви, от Бога. Иначе ничего бы не получилось.

P. S. Все-таки Ирина Апексимова решилась на эксперимент в новом для себя жанре. Сейчас она как актриса и продюсер работает над музыкально-драматическим спектаклем "Веселые ребята" (по мотивам известного советского фильма), где сыграет роль Анюты, когда-то прославившую Любовь Орлову. А на телевидении она вскоре появится в качестве ведущей новой игры с очень подходящим ей названием "Искушение".




Анна Вардугина
16.11.2004
http://www.peoples.ru

Док. 507576
Перв. публик.: 16.11.04
Последн. ред.: 18.10.08
Число обращений: 202

  • Апексимова Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``