В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Биография. История. Рок-группа `ДИНАМИК` и Владимир Кузьмин Назад
Биография. История. Рок-группа `ДИНАМИК` и Владимир Кузьмин
Спорить о принадлежности группы "Динамик" к легендам отечественного рока бессмысленно - достаточно почитать записки современников в лице Артемия Кивовича Троицкого, чтобы убедиться в бесспорном лидерстве "Динамика" в 82-83 годы на рок-н-ролльном поприще СССР. Другое дело, что под названием "Динамик" в разные периоды времени подразумевались разные люди, объединенные, впрочем, вокруг одной персоны, чье имя хорошо известно и в далеко не рок-н-рольных кругах, с которой связано множество самых нелепых историй и слухов, одного из самых одаренных музыкантов отечественной сцены - речь идет, естественно, о Владимире Кузьмине. Однако сам "Динамик" как отдельное явление просуществовал недолго - уже в 1984-м Кузьмин стал "солистом", которому аккомпанировала группа "Динамик", но это был уже совсем другой коллектив. Впрочем, обо всем по порядку.
Родился Владимир Кузьмин в одном из московских роддомов 31 мая 1955 года, откуда был успешно перевезен на Таганку, где и рос некоторое время. Его родители, отец - военный, мать - учительница английского, постоянно переезжали, поэтому Володе выпала трудная юность, скитания по школам и частая смена обстановки. Тем не менее это не помешало ему написать свое первое произведение лет в шесть, а в десять осознать себя будущей звездой и гением. На уроках Володя задумчиво глядел в окно, но учился отлично - выручала феноменальная память. "Я мог прочитать стихотворение и сразу же запомнить его". Учителя воспринимали юный талант нормально, да и разглядеть-то его толком не успевали - только начнут рассматривать, а он уже переехал. Таким образом Кузьмин умудрился закончить школу на пятерки, за исключением обществоведения - предмета, который, как сказали учителя, "на пятерку не знает никто".
Музыкальное образование Владимира Кузьмина безупречно - школа по классу скрипки и фортепиано, а затем заочное отделение днепропетровского муз училища по классу флейты. Тем не менее "мальчику нужна была настоящая профессия" считали родители, и Володя, как хороший ребенок, поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Время в институте, впрочем, не прошло для Володи даром, учившиеся вместе с ним Крис Кельми и будущий известный фотограф Михаил Королев составили Кузьмину неплохую компанию, отсиживающуюся вместо пар в каком-нибудь из подвалов с бутылкой портвейна и гитарами в руках "У нас тогда были клички - Мик, Джеймс и Крис, и одевались мы соответственно - красные вельветовые клеши, платформы, майки с разводами... Волосы на прямой пробор и очень-очень длинные. Долгие разговоры о музыке и прослушивание "настоящих" групп, играющих в стиле арт-рок, джаз-рок..."
Института хватило на два года ровно - в 19 лет Кузьмин решил, что не стоит рисковать жизнью ездящих по метромостам людей, и ударился в веселую кабацко-ресторанную кутерьму Москвы по наводке музыканта Григория Безуглого, позднее вошедшего в состав "Круиза". Именно тогда Кузьмину пришлось научиться играть на саксофоне, поскольку в ресторане был нужен поющий саксофонист. К тому же в 19 лет Кузьмин обнаружил в себе талант писателя (сказалась страсть к Фолкнеру и Достоевскому), и за год сочинил толстенный роман "Добрый и слепой" "Я получал огромное удовольствие от писательства. Была пластиночка такая - клавирные произведения Баха, я ее ставил и сочинял под нее, - рассказывает Кузьмин, - Моим знакомым роман понравился. Когда я читал его вслух (за одну ночь), то люди не засыпали, им было интересно." Впрочем, роман так и остался лежать неопубликованным до сих пор - по мнению Кузьмина, над ним нужно было работать и работать, а времени уже не хватало.



Карьера музыканта, в отличии от писательской, Кузьмину удавалась больше - в 1977 году его взяли в ансамбль "Надежда". "Мне нравился подход к делу, да и музыканты там были собраны профессиональные, - вспоминает Кузьмин. - Там я проработал около года - это была такая система ВИА, где пели и играли все, а кто будет выпендриваться его тут же и заменяют на другого..." В "Надежде" Кузьмин играл на гитаре и флейте, постоянно мотался на гастроли и смог почувствовать себя профессионалом. Немного позднее он был приглашен в ансамбль "Мелодия" под управлением Г. Гараняна ("мне было всего 23 года, а я стоял на одной сцене с лучшими джазменами Советского Союза, и мне казалось это верхом мечтаний"), а после - в "Самоцветы", которыми руководил Владимир Пресняков-старший. С Пресняковым Кузьмин с удовольствием общался о "продвинутой музыке" - Махавишну оркестре, Weather Report, Manfred Man, Led Zeppelin. "В "Самоцветах" тоже был очень неплохой уровень, - говорит Кузьмин, - хотя то, что происходило на сцене, сильно отличалось от того, что мы слушали "в номерах". Я тогда уже понял, что так долго не может продолжаться, потому что никогда не мог делать того, что мне говорят, у меня было много своих идей".
В 1979 году в жизни Владимира Кузьмина возник Александр Барыкин. Барыкин играл тогда в "Веселых ребятах", а Кузьмин выступал вместе с "Самоцветами" в одном концерте с "ребятами" в каком-то Дворце спорта. У Барыкина была куча энергии, у Кузьмина - песни на русском. "Саша сделал огромное дело - он заставил нас поверить в то, что мы можем играть свою музыку и ни от кого не зависеть." Так появился ансамбль "Карнавал".
У "Карнавала", как любого нормального московского коллектива, было две жизни. В одной он оттягивался по ресторанам и дискотекам с репертуаром, состоящим из песен Джорджа Бенсона и Адриано Челентано, параллельно "Карнавал" играл в студенческих Домах культуры, исполняя свои произведения, многие из которых позднее вошли в репертуар "Динамика": "Делай физзарядку". "Мама"... "Мы были очень модными и у нас была самая лучшая аппаратура", - вспоминает Кузьмин. Тогда уже они начали работать от филармонии и даже умудрились выпустить настоящую виниловую пластинку "Карнавала", на которой впервые в истории отечественной официальной эстрады стояла надпись "рок-группа".
В то же время на задворках московской жизни появились ростки питерского рока - в Москву стал приезжать Майк Науменко, песни которого поразили Кузьмина до глубины души. "Я считаю Майка единственным настоящим питерским рокером, - говорит Кузьмин. - Мне, правда, так и не удалось сходить на его концерт, хотя я посещал довольно много сейшенов - "Машины Времени", "Круиза", "Воскресения", - но мы встречались с ним пару раз, и я постоянно слушал его записи, которые люблю до сих пор. Остальные группы мне не нравились".
Постепенно выяснилось, что в "Карнавале" стало слишком тесно для двух лидеров, каковыми являлись Кузьмин и Барыкин. Каждый тянул одеяло на себя и обижался, если у другого оказывался кусок чуточку побольше. Поводом для разлада, естественно, стал случай: во время гастролей в Киеве весной 1982 года "Карнавала" и "Красных маков" Кузьмин вместе со своими новыми друзьями клавишником Юрием Чернавским, басистом Сергеем Рыжовым и барабанщиком Юрием Китаевым, которые выступали одновременно в составе "Красных маков" и по совместительству подыгрывали "Карнавалу" стали распевать песни "Битлз" в автобусе, что очень не поправил кому-то из руководства. Разобидевшись в пух и прах, друзья недолго думая, сообщили в филармонии о своем уходе из обоих коллективов и о новом проекте, в репертуаре которого, естественно, стояли песни Владимира Кузьмина.
Немаловажную роль в сем историческом по своей значимости событии сыграл тогдашний директор "Карнавала" Владимир Ногинский. Владимир очень тепло относился к творчеству Кузьмина и сразу же сообщил, что у него есть возможность предоставить ребятам базу на Юго-Западе и зарегистрироваться в Ташкентском цирке на сцене, от которого и можно будет смело двигаться дальше. Почему именно в Ташкентском и как это совмещалось с работой в Москве, музыканты себе плохо представляли, тем не менее это был действительно шанс и какой-то выход.
Произведя все вышеупомянутые операции, новоявленная компания, не меняя особенно стиля жизни и даже названия, двинулась на штурм городов. В виде "Карнавала" она просуществовала довольно долго, месяца два, пока не выяснила, что где-то ездит еще один "Карнавал", только с Барыкиным. Кузьмина это удивило - название принадлежало ему, и он не думал, что Барыкин будет использовать его дальше. Тем не менее вопрос встал ребром, и было решено поменять название группы на "Динамик".
"В принципе, сначала был "Динамик-5", - рассказывает Юрий Китаев, - так хотел Чернавский. Вроде бы нас пятеро, включая директора. А потом пятерка сама собой отвалилась, и остался просто "Динамик".
Кузьмин был самым молодым из всего коллектива. Чернавский, настоящий профессионал с консерваторским образованием, до этого играл в оркестре Утесова, работал с Муслимом Магомаевым и очень любил повторять, что "не имя делает человека, а человек делает имя". Юрий Китаев и Сергей Рыжов, у каждого из которых так же было профессиональное музыкальное образование, успели поездить вместе со Львом Лещенко и Ксенией Георгиади, Аркадием Хораловым и Сарханом Сархановым и составляли, по словам Артемия Троицкого, "лучшую в стране ритм-секцию". Однако Кузьмин не только отлично владел гитарой, скрипкой, саксофоном и флейтой, но и писал хорошие песни на русском языке, навеянные произведениями Beatles, Led Zeppelin и Rolling Stones. Это было то, что надо. И музыканты принялись за дело.
Легендарное событие произошло в начале лета 1982 года на одной из полуподпольных студий. За несколько дней музыканты записали шестнадцать песен с помощью режиссеров Юрия Фомина и Алексея Ревина. Стихи и музыка всех позиций принадлежали перу Владимира Кузьмина, Чернавский вместе с Кузьминым работали над аранжировками, партию клавишных, саксофона и флейты также исполнял Чернавский, Кузьмин взял на себя гитару, скрипку, губную гармошку и, конечно же, вокал. Музыканты отлично понимали друг друга, и все прошло без проблем. Альбом был закончен и отправлен на тиражирование.
Того, что случилось через несколько месяцев после выхода альбома, сам Владимир Кузьмин до сих пор толком не может объяснить. Каким-то образом записи стали распространяться с фантастической быстротой, "Динамик" начал собирать полные стадионы и огромные залы.
Однако ездить на гастроли для этого состава оказалось делом гораздо более сложным, чем заниматься творчеством в студии. Уже осенью "Динамик" покинул Юрий Чернавский, которого заменили на клавишника Александра Кузьмина, а партию саксофона и флейты стал исполнять Владимир. Это обстоятельство никак не отразилось на количестве покупаемых билетов на концерты "Динамика" и даже на качестве концертов - знаменитый Кировский концерт, записанный на профессиональном магнитофоне и позднее растиражированный огромными количествами, игрался в декабре 1982 уже вместе с Кузьминым-младшим и имел колоссальный успех. Еще бы - людям нужно было не столько качество, сколько шоу, которое они получали на сцене, а Саша Кузьмин как нельзя более в него вписывался. Высоченный красавец, только что вернувшийся из армии, Кузьмин-младший смотрелся отлично, Кузьмин-старший был тоже неплох, а к тому же талантлив, и этот семейный тандем прекрасно сочетался с профессионалами на басу и ударных.
Вот, собственно, чем и взял "Динамик" своего зрителя - непосредственностью и шоу. Впервые после многих лет совершенно официальных ВИА, в которых абсолютно все исполнители казались на одно лицо и были одеты в одинаковые костюмы, зритель смог увидеть и, что еще более важно, -УСЛЫШАТЬ! - такое, от чего можно было и смеяться, и плакать одновременно. Кузьмин без устали носился по сцене, заводил зал рок-н-роллами, смешил забавными текстами и даже переодевался! На сцене каждый был личностью - и это впечатляло.
Весной 83-го из коллектива ушли Рыжов и Китаев. На их место взяли малоизвестных музыкантов Юрия Рогожина и Геннадия Рябцева. Тем не менее весь 1983 год прошел под знаком "Динамика" - в хит-парадах "Московского комсомольца" эта группа уже стояла на первом месте, оставив позади себя известнейшую "Машину Времени" и "заумный" "Аквариум", и была названа "самой многообещающей группой в рок-н-ролле". Записи стремительно разлетались, появлялись новые, которые улетали не менее стремительно, - в 1983 году был записан магнитоальбом "Возьми с собой", включавший в себя хитовые композиции "Голос", "В поисках света", ироничную "Кикимору"... Этот альбом стал намного популярнее первого, а слава "Динамика" все росла и росла.
В 1984 году Кузьмин объявил себя солистом. На то были свои причины - Министерство культуры создало комиссию, которая должна была прослушивать молодые группы. Ничего хорошего рокерам это не обещало, особенно для "Динамика" ("Карнавал" дважды прослушивание не прошел и просто распался), а на солистов постановление не распространялось. "Динамик" стал аккомпанирующим составом "без названия", хотя песни на концертах исполнялись те же и, в сущности, мало что поменялось. В 1984 году Кузьмин с группой дали подряд 26 аншлаговых (!) концертов в ленинградском СКК на 12 тысяч человек. Это казалось невероятным.
Но вскоре в творческой жизни Владимира Кузьмина произошли значительные изменения. "Был такой период, - говорит Владимир, - как раз в году 85-м, когда мне просто надоел рок-н-ролл, надоело писать ироничные песни и захотелось романтики. А существовало такое незримое правило в рок-н-ролле: если ты пишешь о любви - значит, эстрадник. Но я считал, что это не так, и придумал песню "Моя любовь", стал играть на концертах. Ее отлично принимали, и мне это понравилось".
В 1985 году Кузьмин познакомился с Аллой Пугачевой и был принят на работу в группу "Рецитал". Открывалось новое пространство для творчества - во-первых, музыкант мог спокойно записывать свои произведения на студии известной певицы, во-вторых, Пугачевой неожиданно пришлись по душе его композиции. Вплоть до 1988 года Кузьмин плотно сотрудничал с Пугачевой - за это время он записал на ее студии четыре альбома ("Моя любовь", "Пока не пришел понедельник", "Ромео и Джульетта", "Смотри на меня сегодня"), а также сочинил для певицы целый ряд песен, ставших одними из самых лучших в репертуаре Аллы Борисовны - "Золотая карусель", "Надо же", "Парень с гитарой", "Когда меня ты позовешь"... В это время Кузьмин очень много гастролировал и приобрел поистине всенародную известность - на концертах его заваливали цветами девушки всех возрастов, понятия не имевшие, что такое Led Zeppelin, но видевшие в Кузьмине настоящего героя-любовника. Отныне все его песни были о Любви.
Рядом с Кузьминым снова появился "Динамик". Возродив старое название, Кузьмин, тем не менее, набрал в группу новый состав. На этот раз в "Динамик" входили профессиональные и очень артистичные музыканты: басист Валентин Лезов, гитарист Александр Горячев, ударник Александр Бах и переманенный Кузьминым саксофонист "Браво" Александр Степаненко. "После того, как Степаненко ушел в "Динамик", Жанна (Агузарова - Е.К.) написала на стене: "Смерть Кузьмину!", - рассказывает Владимир. Предсказание не сбылось: с этим составом Кузьмин объездил весь Советский Союз, и везде было шоу, веселые и грустные песни, рок-н-роллы, Степаненко, летающий под потолком, Кузьмин, носящийся по залу, совместное проделывание физзарядки под песню с одноименным названием, и горы цветов.
В 1988 году Кузьмин решил работать самостоятельно и ушел из-под опеки Аллы Борисовны. К тому же у него завязались неплохие контакты с Америкой, и Кузьмин вместе с "Динамиком" стал долгое время проводить на Западе. Некоторые из его музыкантов в Россию уже не вернулись - на их место пришли новые, а потом еще новые... В 1993 году Кузьмин набирает очередной состав "Динамика": на басу Сергей Тяжин, на барабанах Андрей Шатуновский, на гитаре Александр Горячев, на саксофоне Александр Степаненко; становится продюсером и переиздает свои старые пластинки уже на компакт-дисках. В 1995 году Кузьмин и "Динамик" записывают альбом "Небесное притяжение", удачно выпущенный студией "Союз" и проданный огромными тиражами, а примерно через год - альбом "Семь морей". Степаненко в 1995 году покидает "Динамик" и снова возвращается в "Браво", и с тех самых пор все партии саксофона Кузьмин исполняет на концертах сам.
"Динамик" жив и сегодня: это клавишник Андрей Гуляев, барабанщик Алексей Маслов, басист Сергей Тяжин. Владимир Кузьмин по-прежнему полон идей, записывает новые песни, ездит на гастроли и выпускает пластинки. Юрий Чернавский улетел в Америку, где и трудится успешно до сих пор на ниве семьи Джексонов; неразлучные Сергей Рыжов и Юрий Китаев, поработавшие после "Динамика" вместе с Чернавским в "Банановых островах", затем ушли в оркестр театра Ленком, где играли для спектаклей "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты", а после вошли в состав "СВ"... Те же записи "Динамика", которые вы услышите на этом диске, остались как память, вечное и неизменное, как слепок с той эпохи, когда только появлялся рок-н-ролл, вытесняя со сцены фальшивые ВИА с напомаженными текстами. Поехали.

Из буклета к сборнику "Динамик" в серии "Легенды русского рока"
Автор - Елена Клепикова

издательство "Мороз Рекордс" (CD), 2001 год

viperson.ru

Док. 507751
Перв. публик.: 18.10.01
Последн. ред.: 08.03.11
Число обращений: 295

  • Кузьмин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``