В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ретро` Александра Галина во МХАТе имени Чехова Назад
`Ретро` Александра Галина во МХАТе имени Чехова
Старик и горе


В программке к спектаклю драматург Александр Галин написал: "Пока, слава Богу, есть люди, которым мои пьесы интересны. Но с годами их будет становиться меньше. Наступит момент, когда я, возможно, останусь один". Александра Михайловича хочется уверить в обратном: именно Галин, пьесы которого стабильно репертуарны и зрительски востребованы, один не останется никогда. В силу разных причин. Во-первых, он как-то так умудряется писать свои пьесы, что их не надо переделывать спустя 20 лет. А наша жизнь, как известно, за эти годы встала с ног на голову. Многие актуально-сиюминутные произведения минувших десятилетий с легкостью упали в корзину, они никому сегодня не интересны. Галин разве что пройдется по отдельным словам и фразам, добавит упоминания "Интернета" или "фракции" - и все. И уже другой зритель смеется и плачет абсолютно так же. А во-вторых, низкий поклон режиссерскому театру, жесткому, рациональному и конструктивному, составившему театральную славу ХХ столетия, но не им единым жива публика. И, честно признаться, современному критику все труднее ощутить себя просто зрителем, если, конечно, для кого-то из критиков такая постановка вопроса актуальна. И подчас усталые от обилия сценических событий мозги отказываются разгадывать очередную режиссерскую шараду, глаза - наблюдать за виртуозными, но бесстрастно-марионеточными актерскими трюками. Хочется чего-нибудь такого, чтобы задействованным оказалось старомодное понятие "душа" - сантимента, простоты, эмоциональности, непосредственности. В общем, какого-нибудь "ретро". В нем же первые позиции занимают драматург и актеры.

Чеховский МХАТ нынешнего сезона уже приблизился к подобному настроению в спектакле "Ю" по пьесе О. Мухиной. Галинское "Ретро", поставленное актером Андреем Мягковым, довело его до предельно высоких нот. Еще помнится спектакль Малого театра самого начала 80-х. Там публика тоже аплодировала любимым актерам - И. Любезнову, Г. Деминой, М. Овчинниковой, Е. Солодовой, Н. Подгорному, наслаждалась сценической "жизнью", но не забывала отмечать (согласно времени) ударные реплики, растаскивая их на цитаты. "Мой сын не умеет зарабатывать деньги, я вырастила честного человека "Здесь собрались интеллигентные люди, почему никто не пьет?.." "Разве можно было в наше время назвать женщину членом коллектива?.. "

Сегодня бурных оваций все это не вызывает. Зритель, конечно, смеется, но как-то грустновато: времена изменились, не затронув сути. Вообще, спектакль Мягкова смикшировал комические эпизоды в угоду сантименту. А галинская пьеса отчасти спроецировалась на мхатовскую актерскую ситуацию, судьбу актеров, в "Ретро" занятых. Все они как нельзя лучше вписываются в определение "уходящая натура", столь популярное с недавних пор внутри нынешнего МХАТа. Мягков, и сам блистательный актер, по-актерски же эту пьесу и срежиссировал. Растворил унылый "быт" в отчасти гротесковой театральности, подарил актерам эффектные "выходы" и "номера", но не забыл и о традиционном мхатовском переживании. Спектакль получился словно бы с двойным дном: давно знакомый сюжет наложился на конкретные примеры конкретных актерских судеб.

Галинские диалоги, монологи и реплики так же странно двоятся. Актеры, безусловно, создают "характеры", но так же безусловно порой говорят "от первого лица", вставляя незапланированные фразы, импровизируя, даже дурачась. Профессорская дочь, ретро-интеллигентка Барабанова (Наталья Тенякова) с чувством процитирует пушкинский стих и тут же, без перехода, лукаво-восторженно выпалит: "А как Юрский это читает!" Карикатурно-богемная бывшая балерина в вуалях и перьях Песочинская (Анастасия Вознесенская), давно перешедшая в иную весовую категорию, нелепо "станцует", обыгрывая свои недуги, а потом, тяжело прислонившись к лестнице, скажет: "Мы живы, нас просто забыли". И привычно потянется к фужеру с шампанским. "Женщина из очереди" - медсестра Воронкова (Раиса Максимова) то и дело будет обиженно поджимать губы, сетуя на то, что ее в очередной раз "обошли". И эта сценическая обида тоже покажется весьма человеческой. Что ж, театр - дело жестокое, многих ломает.

Но, впрочем, театра здесь все-таки больше. В квартире Леонида (Игорь Верник), напоминающей роскошный антикварный салон (сценография Александра Боровского), бушуют страсти нешуточные, невольно спровоцированные овдовевшим стариком Чмутиным (Владимир Краснов). Правда, в этой лавчонке у него - свое, особое пространство: где-то на верхотуре, под крышей, куда прилетает к нему единственный собеседник - белый голубь. Птичка - символ, птичка - душа. Всех, отошедших в мир иной. К чести режиссера, водевильный сюжет со сватовством оказался не более чем одним из мотивов, вписанных в долгую жизненную драму Чмутина и его семьи, от которой осталась лишь нервно-взвинченная дочь Людмила (Дарья Юрская). Внезапный эмоциональный всплеск застарелых обид в разгар сватовства потому и не удивляет своей спонтанной нелогичностью. Все обитатели дома давно находятся на грани нервного срыва, просто теперь настал черед эту грань сломать.

Пьеса "Ретро", репертуарный чемпион Галина и современной ему драматургии, зачастую в спектаклях завершалась благостно-надуманным финалом. Здесь - не так. Мягкову, видимо, чужды прекраснодушные мечтания. Ни в какую деревню старик с "барышнями" не уедет. Квартет "уходящей натуры" с горящими свечками в руках медленно поднимется по крутой лестнице куда-то ввысь и, кажется, не столько просто уйдет в закулисное пространство, но растворится, исчезнет, "пройдет". Останется только белый голубь - шумно забьется в оконное стекло опустевшего, несмотря на присутствие молодых хозяев, дома



Ирина Алпатова
Культура
07.02.2002
http://www.mxat.ru

Док. 507822
Перв. публик.: 07.02.02
Последн. ред.: 18.10.08
Число обращений: 232

  • Галин Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``