В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евдокия Германова: `Я всегда держу дистанцию` Назад
Евдокия Германова: `Я всегда держу дистанцию`
Эта беседа с актрисой Евдокией Германовой произошла осенью минувшего года на Открытом фестивале фильмов стран СНГ и Балтии "Киношок" в Анапе.

- Насколько мне известно, сейчас вы репетируете в Московском Художественном театре в новой версии, кажется, вечной для него "Синей птицы" Метерлинка.

- Ее ставит замечательный молодой режиссер Дмитрий Черняков, получивший уже несколько "Золотых Масок", в том числе, и за "Аиду". История в его "Синей птице" получается философская. В ней участвуют много прекрасных артистов - Наталья Тенякова, Ирина Мирошниченко, Плотников, Кашпур, Хлевинский, Маша Голуб, представляете? Поначалу мне отводилась роль Митиля, но я засомневалась - материала в роли все же немного, и Олег Павлович Табаков отдал мне роль Кошки, которую поначалу хотел играть сам. Но одну кошку, вернее, кота, он ведь в своей жизни уже замечательно сыграл.

- Если говорить о кино, то здесь ролей у вас было немало, но упоминание о большинстве картин, где вы играли, можно найти теперь разве что в специализированных справочниках. Хотя "Старуха" Вадима Гемса по Хармсу или "Мусульманин" Владимира Хотиненко все же стоят особняком. Как вы относитесь к таким извилистым поворотам своей киносудьбы?

- Как к ним относиться? Это забавно. Я люблю свою профессию, зарабатывать ею мне не стыдно, делаю это, по-моему, достойно, а нравится не нравится - вопрос второй.

- Для вас, сколько я понимаю, вопрос успеха не самый главный - на первое место вы всегда ставите профессионализм, отсутствие его вызывает у вас наибольшее раздражение. Что вы понимаете под профессионализмом?

- На самом деле, о профессионализме и непрофессионализме надо говорить не только применительно к актерскому делу. Как правило, непрофессионализм начинается с людей. Знание и умение для них должны стоять на первом месте. Но не стоят. А еще ненавижу лень и халтуру: если уж принимаешься за что-то, то для начала узнай, что это, собственно, за дело, чтобы потом шло, как по маслу, а не так, чтобы левой ногой.

- Говорят, характер у вас не сахар, тем не менее, профессию себе выбрали достаточно зависимую.

- Позвольте встречный вопрос: откуда разговоры о моем несахарном характере? Обычно их ведут люди, мало со мной общающиеся. Да, в чем-то я человек достаточно бескомпромиссный, но бескомпромиссность и жесткость - вещи совершенно разные. У меня растет маленький сын, и он, надеюсь, не испытывает недостатка в любви, внимании и терпении. А он для меня - главный критерий моего характера.

- А вы сами, коль слышали об этом, не задавались вопросом, почему это вас относят к колючим людям?

- Раньше спрашивала себя - откуда? Наверное, поводом были некоторые мои поступки, они могли кому-то показаться шокирующими. Я всегда держу дистанцию, возможно, это настораживает, потому что те, кто дистанцируются, менее понятны и вызывают опаску. Но ведь чаще всего стремление отстраниться - один из способов самозащиты.

- Выходит, "Крепким орешком" вы себя не считаете?

- Не считаю. Я не белая и не пушиста, но и не "крепкий орешек". Любой орешек хотят расколоть и извлечь ядрышко, в нем заключенное. Я с удовольствием мгновенно открываю и отдаю режиссеру всю мякоть и сочность того, что умею делать в профессии. Тогда начинает что-то возникать, а без этого на сцене и на экране никогда ничего не вырастает. В то же время моя профессия кажется мне очень самостоятельной даже притом, что я, казалось бы, не свободна в своем выборе в театре. И все же считаю себя полностью свободной, а, если шире, то никто не может быть зависимым вопреки собственным желаниям или устремлениям. Другое дело, что себя надо обязательно спросить: ты действительно хочешь в этом участвовать? А еще: что для тебя важнее: зависимость-независимость или дело, как таковое? Потому что, когда работаешь с другими людьми, то как бы там ни было, а свою часть делаешь сам, а другие - опять же зависимые или независимые - тоже делают свою часть. Вот и все.

- Может быть, нам и не пришлось бы говорить на эту тему, если бы у вас был тот один единственный и на всю жизнь режиссер, с которым бы вы связали навсегда творческий путь; режиссер, за которым в огонь и в воду. Были же Райх и Мейерхольд, Яковлева и Эфрос?

- Может, и так, но я пока от этого не страдаю. Более того, Табакова, который занимается моей творческой судьбой: дает роли, позволяет сниматься в кино и так далее - нельзя назвать режиссером в чистом виде. И слава Богу, потому что этот человек сделал для меня значительно больше - сформировал как личность, до сих пор заботится о моей актерской карьере, насколько это возможно. Я работаю в двух лучших театрах Москвы - МХТ и Табакерке, играю и в других спектаклях, так что все прекрасно.

- Считается, что актерскому делу противопоказаны всяческие комплексы, что их присутствие связывает актера?

- Неправда, что комплексов быть не должно. В нашей профессии действительно надо многое уметь, многого не стесняться, но это не значит, что так должно происходить и в реальности. Мне доводилось общаться со многими артистами - известными и менее известными, и чаще всего по жизни они оказывались чрезвычайно закомплексованными, и только сцена, только экран позволяли им избавиться от этого груза. Я сама была достаточно закомплексованной, имидж Джульетты Мазины на самом деле ношу как горб, - согласитесь, что это и нелегко, и некомфортно. Но теперь я, условно говоря, на это плюнула, существую сама по себе, делаю, что хочу. В конце концов мне никогда не сделать того, что могла Джульетта Мазина. И вообще, это неуважение к себе - примерять на себя кого-то сравнивать себя с кем-то. И когда людей начинают сравнивать, мне это странно, мы все настолько разные. Сравнивать можно, наверное, дела, но не людей.

- В вашем киносписке есть действительно немало замечательных фильмов, но согласитесь, что незначительность и серость каких-то картин затемняет, нивелирует дарование того, кто в них играет.

- Бывает? Сплошь и рядом. Но, во-первых, "пораженья от победы ты сам не должен отличать", как написал Пастернак. А во-вторых, все равно обязан выложиться, раз пришел в картину. Причины прихода могут быть самыми разными - либо надо заработать, либо просто помочь другу даже вопреки тому, как он делает - хорошо или плохо, словом надо его выручить. И ты делаешь выбор. И если сделал его, если уже работаешь, то должен честно существовать даже рядом с малоодаренными людьми. Иначе можно просто запутаться: вот этому достанется больше, а тому - меньше. (Улыбается.) Как говорит Олег Павлович: единственный способ не прогадать - это жить честно.

- На "Киношоке" в Анапе была представлена любопытная ретроспектива "Известные актеры в неизвестных фильмах", и среди них фильм с вашим участием "Нам не дано предугадать". Если бы вам было дано предугадать свою актерскую судьбу, хотели бы что-то исправить, изменить?

- Чего-то наверняка постаралась бы избежать, но, в принципе, пошла бы тем же путем. Я достаточно доверчивый человек, меня легко обмануть, потому и делала ошибки. Но опять же Бог каким-то чудесным образом за меня вступается и наказывает тех, кто меня предавал. Единственное, чего мне остается желать сейчас, - это работы. Семья у меня замечательная, театр замечательный, люди, меня окружающие, - классные. Но каким быть окружению, зависит от меня. На самом деле, зависимость - это чушь. Какая зависимость? Ты зависишь только от себя и от заповедей, по которым живешь, которыми руководствуешься. Вот и все. Мои душевные мышцы очень натренированы, на всяческие невыгодные свойства. И тренировать их надо постоянно, в них суть профессии - фантастической, на разрыв аорты, требующей взаимности.



Николай Хрусталев
Экран и сцена
18.02.2006
http://www.mxat.ru/

Док. 507839
Перв. публик.: 18.02.06
Последн. ред.: 18.10.08
Число обращений: 129

  • Германова Евдокия Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``