В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Белохвостикова: В 16 лет вместо 10 класса я отправилась во ВГИК Назад
Наталья Белохвостикова: В 16 лет вместо 10 класса я отправилась во ВГИК
- Наталья Николаевна, вы родились в семье дипломатов и уже с детства путешествовали по всему миру

- Да, в 9 месяцев меня увезли в Лондон. Как родители рассказывают, мы очень долго плыли туда на пароходе. Тогда ведь самолеты так далеко не летали. И там я прожила 5 лет. Потом родители вернулись в Москву, и вскоре папа уехал работать в Швецию в Стокгольм. Из-за того что там не было русской школы, я осталась с бабушкой.

- Как вам было без родителей?

- Плохо было. Было плохо тогда, да и сейчас, знаете, в душе осталась боль недожитости с родителями, недоговоренности При том что бабушка у меня была очаровательная, и к тому же я, конечно, на каникулы ездила к папе с мамой в Стокгольм. Я всегда была и остаюсь до сих пор домашним человечком. Мне так не хватало родителей. И я считала дни, когда же наконец поеду, или кто-то из них на недельку, может, приедет. А приехав туда, я считала дни, сколько мне осталось там быть. Настолько не хотелось расставаться, сожалела очень

- Все-таки можно сказать, что у вас было необычное детство

- Да, у меня много разных воспоминаний. Помню, как однажды мы летели в Лондон через Париж. Мне было тогда 4 года, и я забралась на Эйфелеву башню. Мои родители не очень хотели подниматься, но я их заставила посмотреть на Париж с высоты Эйфелевой башни. Поэтому воспоминаний много - они разные. Это хорошо, потому что мы все родом из детства. Помню, как мама с папой собираются на коронацию королевы Елизаветы. Папа одет в потрясающий маршальский костюм, а мама в длинном платье со шлейфом, в шляпке с вуалью. Да, это достаточно необычная детская судьба. И я это с детства понимала.

- Вы не хотели пойти по их стопам?

- Я не хотела. Я понимала, что это неизбежно, в силу того что я училась в английской школе, хорошо знала язык, уже взрослой помогала папе, что-то переводила в Швеции. Но мне была мучительна замкнутость той дипломатической жизни, когда весь мир замыкался в ауре своих людей, своего клуба, своих отношений. Это скрытый и тяжелый мир. В какой-то степени я завидую отцу, потому что надо быть очень сильным человеком, чтобы через это пройти. Надо быть бесконечно умным человеком для такой профессии. Я ребенком все это видела Эту планку, к которой надо стремиться.
Актерская профессия - это случай

- Свою первую роль вы сыграли в 13 лет в фильме "Верность матери". Как это получилось?

- Мой папа работал тогда в Швеции, и туда приехал Марк Семенович Донской со съемочной группой. Так я оказалась в картине. Я там появляюсь в костюме Марии Александровны Ульяновой в пролеточке, закрываясь зонтиком, чтобы ни в коем случае не подумали, что это кто-то другой, а не Елена Алексеевна Фадеева, замечательная русская актриса, которая играла главную роль в этой картине. Это был первый смешнючий опыт, связанный с кино. Я не могу сказать, что он утвердил меня в том, что нужно обязательно двигаться в сторону актерства. У меня характер был не тот, и воспитана была не так, и никого из мира кино, из мира театра и искусства в семье никогда не было, и жизнь была достаточно замкнута, и характер достаточно замкнутый. Актерская профессия - это случай.

- Какой у вас был случай?

- Я была школьницей (окончила 9-й класс) и приехала на киностудию им.Горького посмотреть картину Донского. По коридору навстречу шел Сергей Аполлинарьевич Герасимов и увидел меня. Марк Семенович пошутил: "Вот, новые кадры готовы". Я стала пунцового цвета, я тогда очень умела краснеть. А спустя несколько дней мне позвонили и сказали, что Герасимов ищет эту большелобую девушку и если ей интересно, пусть она приходит 1 сентября во ВГИК. А это был конец августа. И я вместо 10 класса отправилась во ВГИК. В 16 лет.

- Все-таки вы хотели стать актрисой?

- Моя мама с 2-х лет таскала меня в кино. Я это любила, но не могла и предположить, что стану актрисой. Мне было сложно даже громко прочитать у доски выученное стихотворение. Это все случай.

- Ваша первая серьезная роль в кино - это роль Лены Барминой в картине Сергея Герасимова "У озера". Съемки были на Байкале. Тяжелая была экспедиция?

- Там было 42 градуса мороза, но было безумно красиво Мы ехали по льду Байкала на машинах, потому что дорог не было. Доехали до трещины, где бьют горячие ключи, а толщина льда 1,5 метра. Как только машины останавливались, я выбегала, ложилась и смотрела сквозь прозрачный лед - было видно, что происходит под водой. Это красота невозможная. Однажды ночью мы заблудились. На десятки километров не было ни огонька, тишина, ехать некуда. Нас потом, конечно, нашли, и мы поехали на остров Ольхон.

- А сами съемки тяжелые были?

- Каждый день в 7 утра я садилась гримироваться, а съемки заканчивались где-то ночью, не раньше одиннадцати. И если ребята, мои однокурсники, учились в институте, то я каждую секунду жизни училась на площадке, и это было бесконечно интересно! Когда рядом такие замечательные партнеры - Василий Шукшин, Валерий Жаков, когда все так удивительно каждую секунду - это потрясающе!

- За эту роль вы получили приз на фестивале в Карловых Варах. Тогда вы уже поняли, что стали актрисой?

- Нет Что вы Герасимов был умным человеком, очень мудрым педагогом. Он с самого первого дня нам говорил: "Ребята, даже если случится потрясающая роль и она будет невероятно удачлива, не надейтесь, что завтра вам позвонят и предложат что-то подобное". Это ощущение, это знание живет со мной всю жизнь. Я всегда помню, что даже самый громкий успех - не залог того, что дальше будет так же.

- В тот же год, когда вы ездили по всему миру с фильмом "У озера", вы познакомились с будущим мужем. Как это было?

- Я летела на премьеру фильма "У озера" в Белград, а фестиваль должен был открываться новым фильмом Алова и Наумова "Бег". И летел Наумов. Потом мне рассказывали, что я должна была лететь с другим человеком, с другим режиссером, но у того тяжело заболела жена, поэтому полетел Наумов. Мне сказали: "Наташа, с тобой полетит Наумов. Ты знаешь, как он выглядит?" Я сказала: "Нет, но картину во ВГИКе видела". Его спросили, видел ли он фильм "У озера", он сказал: "Нет, я не знаю, кто такая Наташа Белохвостикова". Нас посадили в самолет, где мы и познакомились.
Высоцкий - мой самый яркий партнер в кино

- Как Владимир Наумов ухаживал за вами?

- Он ночами читал мне стихи по телефону. Мог читать по два, по три часа без перерыва. Привозил цветы. Например, привез из Голландии букет цветов - Голландия же страна тюльпанов. Это был огромный букет, где ни один цвет не повторялся. Мы с ним ходили на Высоцкого, на Евтушенко. Я снималась тогда в одной картине, а он писал сценарий - "Легенду о Тиле". Оба были заняты, оба были в разъездах. Но где бы мы ни были, мы всегда созванивались. Когда он писал сценарий в Пицунде - уехал туда, чтобы ему не мешали, - там он, как рассказывают очевидцы, ходил с холщовой сумкой и собирал пятнадцатикопеечные монеты, потому что позвонить в Москву можно было только по автомату. Поэтому разговоры были долгими.

- Вашу дочь тоже зовут Наталья. Почему?

- Есть домашняя легенда: Володя сказал, что Наташа, потому что "буду кричать Наташа, и обе прибегут". Это шутка, конечно Честно говоря, до того, как она родилась, я была уверена, что у меня будет дочка и звать ее будут Наташа. Поэтому легенды немного расходятся, но обе хорошие.

- Вы играли с Владимиром Высоцким в "Маленьких трагедиях", а когда познакомились?

- С ним я познакомилась буквально через пару месяцев после того, как познакомилась с мужем. Володя дружил с Мариной Влади, с Высоцким. Мы пошли смотреть спектакль "Гамлет". После спектакля Володя Высоцкий вез нас домой. Он был тогда в очень смешнючей кепке. Потом по жизни мы не очень часто встречались. Жизнь свела нас только на картине "Маленькие трагедии".

- Как вы получили эту роль?

- Режиссер Михаил Абрамович Швейцер позвонил мне и пригласил сниматься в картине. Я даже задохнулась от неожиданности, потому что тогда были обязательными пробы. Я спросила: "Я не поняла, пробоваться?" Он ответил: "Нет, сниматься". Я потом спрашивала его: "Как же так, донна Анна - черненькая женщина". Он сказал: "Это в Испании, а в России ангел должен быть с белыми волосами".

- Владимира Высоцкого не сразу утвердили в роли дона Гуана

- К сожалению, так сложилась его судьба, что многие сценарии, которые писались для него, многие режиссеры, которые хотели снимать только его, не могли этого делать Утвержден он был только спустя 3 месяца под напором Михаила Абрамовича Швейцера. Это было такое счастье для всех, не только для нас, но и для него, потому что у такого замечательного актера, потрясающего поэта шансов реализовать себя было очень мало. Сейчас об этом страшно говорить. Это очень жестоко, когда человек полон идей, когда человек талантлив, но у него нет шансов это выплеснуть зрителям.

- Каким он был на съемках?

- Он замечательный партнер. Никто не тянул одеяло на себя, мы помогали друг другу. Я вообще не могу пожаловаться: у меня всю жизнь были замечательные партнеры. И Володя - один из самых ярких.

- Какие у вас любимые роли?

- Наверное, страшно отказаться от своих ролей, даже если они кому-то не нравятся - они твои, и им отдано так много! Ведь начиная ту или иную работу, веришь, что это будет хорошая картина. Мне все было в радость, может, потому что я не играла роли, которые не хотела играть, а играла то, что нравилось. Если делаешь то, что нравится, - это, наверное, самое большое счастье в жизни. А это еще и твоя профессия! (Смеется.)

- Эпоха советского кино осталась в прошлом. О чем больше всего сожалеете?

- Сейчас есть такой фестиваль, который называется "Я и семья". Я - президент этого фестиваля. Мы только что вернулись из города Тамани, где он проходил. Мы не жалеем - мы вспоминаем. Одно из направлений фестиваля - актерские династии. Это может быть: Василий Макарович Шукшин - Лидия Николаевна - Маша. В этом году была картина Дуни Смирновой - это дочка замечательного сценариста Смирнова. Или Светлана Сергеевна Дружинина и ее муж, замечательный оператор, который работает с ней всю жизнь. Это касается и прошлого, и современности. Наш фестиваль будет протягивать эти ниточки и параллели. Забывать нельзя Это самое страшное - забыть И никогда не надо думать, что мир начался с тебя. До нас тоже были люди, до нас была история и страны, и кино. Об этом надо помнить Но очень обидно, когда на вопрос, кто такой Василий Макарович Шукшин, не получаешь ответа. А ведь это было совсем недавно И вот такой фестиваль - это ответ на многие вопросы.









Анна Добровольская
12.08.2007
http://www.peoples.ru/

Док. 508129
Перв. публик.: 12.08.07
Последн. ред.: 28.02.11
Число обращений: 99

  • Белохвостикова Наталья Николаевна
  • Шукшин Василий Макарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``