В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Табаков против Лицемерия Назад
Табаков против Лицемерия
"Табакерка" растет. Обаятельная молодость позади, на пороге матерая зрелость. В программке "На всякого мудреца?" практически нет фамилий без титулов. Как минимум "заслуженный артист". Иногда к нему добавляется еще и "лауреат государственной премии". В репертуаре такого солидного коллектива солидного Маленького Драматического театра уже пора было бы появиться не менее весомому и безусловному названию. А что может быть респектабельнее "Мудреца"?

Табаков, в очередной раз прельстившийся роль постановщика, по его собственным словам, к респектабельности и традиционности именно и не стремился. Он вроде бы хотел, наоборот, порушить каноны и возвести на классицистских развалинах новое здание "Мудреца". В итоге получилось, примерно как у Церетели: странновато, но узнаваемо.

Основные коррективы, внесенные Табаковым в привычную трактовку "Мудреца" - возрастные. Молодая Мамаева (Марина Зудина), ее достаточно молодой муж (Михаил Хомяков) и Крутицкий, который, несмотря на все старания Евгения Киндинова и его гримера, больше чем на шестьдесят пять не тянет. У зрителя, давно приспособившегося к другому раскладу, в голове начинается путаница. Если Нил Федосеич Мамаев молод, тогда откуда него эта страсть к поучениям, эта педагогическая изжога?.. если Клеопатра Мамаева молода и хороша собой, о она - и то, и другое несомненно, то что за кремень тогда Глумов, обманывающий ее на каждом шагу с хладнокровной жестокостью?.. При этом надо учесть, что Глумову - Сергею Безрукову чуть больше двадцати и негде, и некогда ему было освоить науку подлого обольщения в таком совершенстве?

Что касается Крутицкого, он, увы, просто не смешон. Хрестоматийные сцены "Мудреца" - например, разговор Крутицкого с Мамаевым - свидетельствуют в пользу более характерного возрастного решения. Достаточно вспомнить хотя бы Лебедева и Басилашвили в спектакле БДТ.

Но в конце концов лета героев пусть будут на совести постановщика. Олег Табаков, как я уже однажды писала, все-таки актер по щучьему велению, а режиссер - по своему хотению, и его новые постановочные опыты не меняют, а лишь подтверждают этот тезис. Что же в таком случае остается в положительном остатке?

Ну, во-первых, несколько очень хороших актерских работ. Начинать перечисление следует с Зудиной. На мой взгляд, это одна из лучших, а может быть, и вообще лучшая ее работа в "Табакерке". Вот кому определенная зрелость - и профессиональная, и женская - идет на пользу. Роль, не без пристрастных усилий режиссер, насыщена эротикой до такой степени, что волнующие флюиды идут в зал даже во время беседы двух женщин - Мамаевой и Глумовой.

На роль Егора Глумова изначально были назначены сразу два лауреата Госпремии, но Евгений Миронов репетирует сейчас у Валерия Фокина и введется в "Мудреца" в лучшем случае в марте. Если не введется, закапризничает и передумает, будет очень и очень жаль. Как очень и очень жаль Владимира Машкова, которому активная кинодеятельность помешала сыграть Крутицкого. Равноценного характерного актера в "Табакерке" нет? Миронова, кстати, хочется посмотреть в "Мудреце" не потому, что Безруков слабее. Вовсе нет. Просто интересно.

Безруков работает хорошо, с толком, свежо и остро. Особенно обнадеживающий разгон он берет сначала: в первой сцене Глумов действительно "умен, зол и завистлив" до отвращения. Продержаться в таком качестве ему удается недолго - явившись страшным человеком, Глумов дальше живет на сцене обаятельным притворяшкой, разве что с воспаленными от ночной писанины глазами. Но все же первый опыт Безрукова предстать пред публикой в отвратительной личине - это гигантский прогресс для молодого актера.

Едва ли не самое яркое актерское событие "Мудреца" - крохотная, почти эпизодическая роль гадалки, доставшаяся Наталье Журавлевой. Законченный характер, вполне целостный образ, чуть ли не биография на десятилетия назад и вперед - и все это за десять минут.

Спектакль Табакова не слишком смешон, возможно, потому, что он не про Глумова, Мамаеву, Крутицкого или Турусину (еще одна удачная работа Ольги Блок-Миримской). Главный герой этого "Мудреца" - Его Величество Лицемерие.

Табаков никогда не расскажет всего, что знает о лицемерии, то есть о примерке разных лиц, но можно догадаться, что знание его обширно. Это, наблюдая премьеру из зала, он довольно фыркает, хмыкает, гыкает и издает целый ряд звуков, для который глаголов пока не придумано? А когда ставил, наверное, было страшновато? И у зрителя в какой-то момент дрожь пробегает по коже: а ведь у меня-то в душе, в самой глубине, лежат глумовские зернышки. Лежат, зреют и время от времени всходы дают? Чаще, чем хотелось бы.

Хотя, впрочем, может быть, все это только фантазии. Ведь большинство наших проблем от того. Что у нас на всякую простоту довольно мудрецов.


Елена Ямпольская
Новые Известия
06.01.1998
http://www.mxat.ru/

Док. 508355
Перв. публик.: 06.01.98
Последн. ред.: 19.10.08
Число обращений: 364

  • Табаков Олег Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``