В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марина Зудина: `Сегодня от любви умирать немодно` Назад
Марина Зудина: `Сегодня от любви умирать немодно`
Актеры редко считают свои судьбы удачными: ролей несыгранных всегда оказывается больше, чем сыгранных, и кажется, что именно несыгранное и таит в себе возможность сказать зрителю самое сокровенное, раскрыть себя в полной мере. Один сезон сменяется другим, но разноплановые роли нечасто соседствуют друг с другом. Однако Марине Зудиной выпала именно такая удача: ее театральный сезон во МХАТе им. А. П. Чехова начался с "Антигоны" Ануя, а завершился вампиловской "Утиной охотой".

Спектакль Темура Чхеидзе буквально разделил публику на два лагеря. Одни утверждали, что подобный аскетизм театральной формы устарел и сегодня ничего, кроме скуки, вызвать не может. Другие, напротив, видели в этом возможность для проявления чувств и переживаний, свободных от бытовой конкретики и каких бы то ни было эффектов.

Разумеется, начинать спектакль с читки, как у Чхеидзе, на которую артисты приходят в своих повседневных костюмах, - идея не новая. Но как быстро переключается внимание с этого режиссерского приема на тончайшие нюансы взаимоотношений между персонажами! Каким верным штрихом оказывается свободная домашняя кофта у Креона - Отара Мегвинетухуцеси или мягкие сандалии у Антигоны - Марины Зудиной!

Корреспонденту "Века" Марина Зудина рассказала:

- Эта работа имеет предысторию. Еще по договоренности с Олегом Николаевичем Ефремовым Чхеидзе должен был приступить к репетициям пьесы Шоу "Дом, где разбиваются сердца" и размышлял, не подойду ли я на роль молодой героини. Но Табаков сказал, что мне это уже поздно играть. Позже Олег Павлович посмотрел в Тбилиси "Антигону" и предложил Чхеидзе поставить ее во МХАТе. Я, помня историю с Шоу, удивилась: Антигону уж тем более поздно играть. Табаков же возразил, сказав, что эту роль определяет не возраст, а судьба.

- Легко работалось?

- Очень. С режиссером было полное совпадение - человеческое, эмоциональное, совпадение тональностей. Я чувствовала, что Чхеидзе верит в меня. Мне это всегда важно. Режиссерский разбор был очень подробный, со всеми, казалось бы, незначительными нюансами. И я разобранную им ситуацию как бы пропускала через себя, проживала ее. Так я не работала давно. Мне кажется, Темур выстраивает спектакль на определенной мелодии. Ведь грузины вообще очень музыкальны, а Темур имеет еще и соответствующее образование. И, так как я сама училась в музыкальной школе, мне это внимание к музыке очень понятно и близко.

- Действительно, ваш дуэт с Отаром Мегвинетухуцеси вполне можно назвать именно музыкальным. И каковы впечатления от этого партнерства?

- Кажется, на пятом спектакле Отар мне сказал: "Сегодня вы меня любили". Не секрет же, что на премьерных спектаклях актер чаще всего занят собой. Настоящее взаимопонимание приходит не сразу. И вообще, сегодня часто можно увидеть, как актеры просто не умеют слышать друг друга, не дают реакций, не меняют нюансы своего рисунка в зависимости от изменений рисунка партнера. А ведь развитие любого спектакля именно в этом и заключается, стремление к "сыгранности" и позволило Чхеидзе добиться такой глубины постижения материала. Возможно, московская публика привыкла к иным ритмам, более быстрым. Но Чхеидзе не заигрывает со зрителем, он открыто предлагает серьезный разговор. Так что вы представляете, как мне была приятна похвала Отара: "Сегодня вы меня любили".

- С таким Креоном, видимо, не сложно убеждать зрителя в правоте Антигоны?

- Сложно. Отар играет человека, который вынужден взвалить на себя тяжелое бремя. Но это вовсе не холодный рационалист. Напротив, он очень эмоционален и этим близок Антигоне. Креон Отара вызывает и понимание, и сострадание. Он убеждает. Кроме того, сегодня позиция Антигоны уязвимая и немодная. Сегодня немодно умирать от любви. Наоборот, следует успевать везде, брать от жизни все, ставить реальные цели и их добиваться. Перед залом с таким умонастроением играть Антигону сложно.

- И как вы теперь оцениваете Антигону в ряду своих ролей?

- Тут есть мое некое внутреннее совпадение с этой ролью. Я по натуре максималистка. Мне очень понятны поступки Антигоны. Но, конечно, дело не только в том, какова Антигона у Ануя, но и в том, как увидел ее Чхеидзе. Он режиссер-романтик, лирик, он чужд быта. А характерность и быт - не самые сильные стороны моей актерской индивидуальности. Чувства мне гораздо интереснее. И здесь мы с Темуром совпали. Режиссер мало отвлекался на постановочные ходы, все время посвятив работе с артистами. И результат не замедлил сказаться. Диалог Антигоны и Креона не только стал кульминацией сюжета, но и действительно оказался самым напряженным моментом спектакля. Роли были разобраны настолько точно, что до самого последнего момента зритель не мог определиться в своих симпатиях. То ли нужно сочувствовать юной нонконформистке Антигоне, которая отнюдь не выглядела дурой (хотя в наше время нонконформисты выглядят чаще всего именно так). То ли следует принять сторону Креона, который оказался настолько чутким и ранимым, что не возникало даже мысли о возможности тирании с его стороны.

?Работа с Чхеидзе заставила по-другому взглянуть на актерскую судьбу Марины Зудиной, которая после обольстительниц-вамп, привычных для нее в последнее время, наконец сыграла одну из тех ролей, которые должны быть в репертуаре актрисы ее темперамента и внешних данных. Но это еще и встреча с режиссером совершенно иной школы, чем те, с кем она работала ранее. "Антигона" обогатила ее актерскую палитру, потребовав не внешних проявлений темперамента в сочетании с блестяще продуманным обликом, а внутренней глубины и умения быть красивой, не прибегая ни к парчовым платьям, ни к сложным прическам, ни к яркому макияжу.

В спектакле Чхеидзе Антигона - не социальная героиня, не девушка-революционерка. Она - юная максималистка, впервые сталкивающаяся с миром взрослых людей, остро осознающая его несовершенство и бросающаяся в роковую судьбу героини мифа как в единственную гармоническую реальность. Это ощущение гармонии выбранного пути и дает ей то спокойное самообладание, которое так восхищает в ней во время разговора с Креоном.

"Антигона", несомненно, изменила актрису Марину Зудину, и это проявилось в следующей работе-спектакле Александра Марина по пьесе "Утиная охота", неразгаданной, таящей какую-то жестокую, но очень личную правду о жизни, драме Александра Вампилова. Режиссер попытался соединить поэзию и точность бытовых деталей, ставших сегодня уже экзотикой. Из этого противоречия рождается своеобразный стиль спектакля, где нервные, вполне сегодняшние ритмы сочетаются с театральными приемами, характерными для эпохи "малых сцен" с их пристальным вниманием к психологической достоверности.

Марина Зудина в роли Галины, жены главного героя, удивительно точна в том, что когда-то было принято именовать "отделкой роли". У нее продумана каждая деталь: жест, которым она поправляет очки, поза, в которой, сидя за столом, проверяет тетради. Эти детали объединяются почти беспощадным актерским анализом этой женской судьбы, несчастья, самой настоящей современной трагедии. Показательна сцена воспоминаний, когда Галина - Зудина прямо на глазах у зрителя превращается в девушку, полную надежд, верящую в неизбежную радость будущего. В этом контрасте - не просто судьба, а какой-то обреченный протест против несправедливости такой судьбы.

Получилось так, что у Зудиной тема одной роли словно подхватывается другой. Мотив сопротивления социуму в обеих работах разрешается одинаково трагично. Антигона сознательно идет на смерть, отказываясь от личного счастья, но и для Галины ее существование - не жизнь. Актриса подчеркивает универсальность и масштаб ситуации, словно предлагая каждому сидящему в зале примерить ее на себя?

Таков "рядовой" сезон Марины Зудиной. Хотелось бы всем пожелать таких "рядовых" сезонов!



Александр Смольяков
Век
19.07.2002
http://www.mxat.ru/

Док. 508517
Перв. публик.: 19.07.02
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 263

  • Зудина Марина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``