В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правда и ложь трагедии Назад
Правда и ложь трагедии
Особенность трагедии в том, что в этом жанре у героев нет никакой надежды - все предопределено заранее, и бороться с судьбой бессмысленно и никому не нужно. В современной жизни понятие Рока, как понимали его в Древней Греции, не существует, зато всегда жива надежда. На этом противоречии, столкновении взглядов эпох и построен спектакль режиссера Тимура Чхеидзе "Антигона" по пьесе Ж. Ануя, поставленный во МХАТе им. А. Чехова. В роли Антигоны - Марина Зудина, в роли ее главного оппонента Креонта - Отар Мегвенетухуцеси.

В жизни "маленькой Антигоны", как называет ее Хор (Евгений Киндинов), было не много радостей. Она просто жила, но этого мы, зрители, не видим. Антигона Марины Зудиной с самого начала спектакля готовится к смерти. Она совершила преступление и готова за него отвечать. Надежды нет, есть только Судьба. Но Антигона Ануя живет не в сценическом, а в реальном мире, где Судьба не есть основа мироздания. Только героиня Марины Зудиной не видит этого, она существует по закону древнегреческой трагедии. А ее невольный палач, правитель Фив Креонт живет надеждой. Отар Мегвенетухуцеси играет Креонта в первую очередь человеком, а уж потом царем.

И отсюда возникает основной конфликт спектакля. Противостояние Креонта и Антигоны - это не просто столкновение мнений, это борьба, определяющая жизненную философию, определяющая саму жизнь. Создается ощущение, что Антигона попала в этот мир случайно, что она играет по другим правилам, нежели другие. Марина Зудина показывает Антигону очень испуганной, но при этом решительной девочкой, совершившей преступление и готовящейся нести кару. В каждом движении актрисы, в звуках ее голоса, во взгляде видны переживания ее героини, которая так хочет жить, но которая уверена в том, что ее дни сочтены. Она черпает силы в уверенности в собственной правоте. И когда потом Креонт разобьет ее уверенность, она сожмется в маленький комочек у его ног. Антигона не хочет счастья в том понимании, в котором видит это слово Креонт. Она предпочитает погибнуть, не зная за что, но не остаться жить среди обмана.

Дуэт Марины Зудиной и Отара Мегвенетухуцеси - редкий сценический союз актеров. Кажется, они понимают друг друга с полувзгляда, с полувздоха. Вообще на сцене царит особый актерский ансамбль, в котором каждый не только играет свою партию, но и помогает другим играть.

Действие происходит так близко от зрителей, что можно разглядеть малейшее изменение в выражении лиц актеров. Сцена с трех сторон окружена публикой, с четвертой стороны - стена с дверью, напоминающая вход в склеп. В таком склепе должны будут замуровать Антигону, но все герои выходят из него на сцену, как из пещеры, в которой живут. Получается, что смерть Антигоны - это избавление. А остальным, тем, кто останется жить, придется мучиться.

Паутина поступков и мыслей, противоречий и согласий запутывает и героев, и зрителей все туже. Поневоле сидящие в зале вынуждены принять чью-либо сторону. И если поначалу кажется правой Антигона, то потом вместе с ней мы приходим к осознанию правоты Креонта. Кому-то его правота придется по душе, кому-то покажется ошибкой, а кто-то, как и Антигона, предпочтет поверить в правоту Креонта, но не принять ее.


Елена Гинцберг
dellAPT
01.11.2001
http://www.mxat.ru

Док. 508521
Перв. публик.: 01.11.01
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 277

  • Мегвинетухуцеси Отар Вахтангович
  • Зудина Марина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``