В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Альберт Лиханов: `Благие намерения`. Читательская конференция Назад
Альберт Лиханов: `Благие намерения`. Читательская конференция
Плакать от собственной боли нетрудно.
Трудней плакать от боли чужой.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня нас всех собрала здесь книга Альберта Лиханова "Благие намерения". Сюда пришли те, кого тронула тема современного сиротства, поднятая автором почти 30 лет назад, в то время, когда наша страна переживала период пусть видимого, но благополучия, когда всем казалось, что у нас все лучше всех, всем лучше всех. Альберт Лиханов один из немногих тревожил души людей, указывал на нерешенные проблемы, проблемы нравственного характера, к которым наше общество было довольно глухо.

Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера добра? Главными темами его творчества стали взаимоотношения родителей и детей, взросление подростка, нелегкое, а подчас драматическое.

Его герои - люди думающие, анализирующие, часто - искупающие вину других, спорящие друг с другом и сами с собой, вовлекающие в спор автора и читателя,

Может быть, это удавалось потому, что сам Альберт Анатольевич Лиханов - человек беспокойного сердца: он Лауреат Государственной премии России, Большой литературной премии России, международных премий имени Януша Корчака, Максима Горького.

Альберт Лиханов является председателем международного детского фонда, академиком Российской академии образования, лауреатом Премии Президента России в области образования. Он стал одним из организаторов первого в нашей стране 24-часового телевизионного марафона, без преувеличения можно сказать - потрясшего всю страну, открывшего в каждом из тысяч зрителей чувства, о которых он сам и не подозревал! Взрослые и дети открыли для себя боль и счастье страдания, сострадания, помощи самым дорогим и беззащитным в каждом обществе - детям-сиротам.

Вот и книга, собравшая нас сегодня, посвящена проблеме детства, хотя кто-то из вас может сказать точнее


- Проблема детей без детства.
-Не без детства - без семьи.
-А по-моему, главная проблема книги- судьба педагога.
-Она не просто педагог -она героиня.
-Мать-героиня.

Ведущий: Давайте поделимся общим впечатлением от этой повести. Кого что больше всего потрясло, кому что запомнилось?

-Мне - бунт Аллочки и Севы

-А мне - как Коля плакал и ругал Надежду Георгиевну страшными словами, а она не то что не обиделась, не бросила его, она только жалела и хотела, чтобы его боль как-нибудь ослабела.

-А я удивилась, как сильно Анечка любила свою непутевую маму. Я вот на свою часто обижаюсь, хотя, конечно, она меня любит и такого ничего не делает. А мать Ани ее променяла на бутылку, и та ее - простила. Неужели так бывает?

- Эта Анечка первая пожалела Надежду Георгиевну, увидев, что она плачет.

- И я это запомнила. Надежда Георгиевна еще сказала: " Я еще собиралась их пожалеть, а они меня уже пожалели".

- А еще: "Плакать от собственной боли нетрудно, трудней плакать от боли чужой"

(Ведущий записывает эти фразы на доске)

-А я думаю, а ведь и правда ни в одном учебнике для учителей не написано, до какой степени можно в бане с детьми раздеваться.

- А мне Алена Ивановна понравилась. Жаль только, не рассказано, как они все у нее жили. Только как за автобусом бежали, я заплакала

- Да, это ведь она сказала Надежде Георгиевне, чтобы она не жалела сердца и любила этих детей. Она еще ее "дева" называла.

(Ведущий записывает на доске: "С ними, дева, сердца жалеть нельзя. Или их пожалей, или сердце.

Тебя не хватает, а ты люби, все равно люби.

Люби, люби, если можешь. Растворись в них. А не можешь - уйди. Мало кто может.)

-Она и дочку свою их любить научила.

-А своих детей у нее тоже нет

-И у Надежды Георгиевны тоже, наверное, уже не будет

-Почему? Ей же всего 32 года.

-Если опять возьмет детдомовскую группу, то ведь все повторится.

-А, думаете, возьмет?

-Не знаю, книга здесь закончилась.

- Но ведь не обязательно, если станешь хорошим педагогом, лишаться своей семьи и любви!

-Но с Виктором Надежда Георгиевна рассталась. И не случайно, а из-за Анечки Невзоровой.

- И ведь автор в трех судьбах женщин одиночество показывает! - Если быть таким педагогом, как Надежда Георгиевна, то на личную жизнь, на себя просто души уже не хватит.

- А может не хватать души? Она ведь безгранична!

-Помните, Маша говорила, что любовь - не компот, она - или есть или нет? Так и душа.

-Но ведь Надежда Георгиевна сама почувствовала, что любви не хватает! Потому и задумала эксперимент.

- А что тогда никто не мог додуматься до этого? Ведь это как-то называется патронаж?

- В то время такого не было. Семьи жили сами по себе, сироты в детдомах сами по себе.

- А многие ведь не верили, что эксперимент удастся.

- Ты про Елену Евгеньевну? А может, она за Надежду Георгиевну боялась, она ведь молодая, вдруг дров наломает, и детям, и себе хуже сделает

- Но она же хуже не сделала?

- Это как посмотреть! Ведь шестерых бросили во второй раз!

-Она же не виновата! Они с Апполошей так проверяли тех, кому собирались на выходные отдать детей!

-И все равно ошиблись!

- Ну уж никак было не угадать такую жестокость в Князе с Княгиней!

-А может, это не жестокость? Они же сами не думали, что так получится!

- Вот и надо было подумать!

- Не всегда заранее знаешь, как и что будешь чувствовать потом.

-Но ведь тут же ребенок! Аллочка им совсем не мешала! Она же их любила! Ими гордилась!

-А им был никто не нужен, кроме их самих.

-Князь ведь признал свою вину. Он сказал про благие намерения.

- А я не понял, если "благими намерениями вымощена дорога в ад", то в рай то плохими что ли?..

Ведущий: Вот тут давайте остановимся и подумаем, в чем смысл названия повести? Как понять эту поговорку?

(Пауза размышления).

- Конечно, вряд ли за дурные намерения ждет рай.

- Наверное, дорога в ад вымощена теми благими намерениями, которые не исполнились, особенно если обманули чьи-то надежды, лишили счастья.

Ведущий: Верно. (читает) "Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными. Вот в чем дело"*

- Тогда князю и княгине в аду самое место.

- Не злись, ты сама смогла бы привыкнуть к чужому человеку, полюбить его?

-Если бы не смогла, брать ребенка бы не стала.

- А я вот тоже иногда в себе ошибаюсь, так иногда чем-нибудь загораюсь!.. А пройдет немного времении все, надоело, не надо!

- Вот об этом я и подумала, когда прочитала эту повесть. Ведь можно искренне пожалеть, думать, что всегда будешь любить этого человечка, а потом

Ведущий: Верно. Книга не заставляет идти всех вслед за Надеждой Георгиевной, даже тех, кто испытывает сострадание и жалость к детям-сиротам. Добрых людей среди нас, я думаю, большинство, а вот все ли смогут проити путь героини книги? А цена ошибки - еще один шрам на и так израненном детском сердце!.

- Но ведь несправедливо, что сама Надежда Георгиевна не вышла замуж, у нее нет своих детей, она-то несчастна! И за все считает себя виноватой.

- Когда она услышала "Мама Надя!" из окна, наверное, это было счастье!

- И ведь это не один счастливый миг за 10 лет!

- А слез было сколько!..

- Она сама выбрала этот путь.

- И достойно его прошла!

- А ведь и у нас есть семьи, которые взяли чужих детей.

- Да, я знаю, что у Новичковых, например, появилась девочка Алена.

Ведущий: Действительно, у нас приемные дети растут уже в трех приемных семьях: девочка Алена у Новичковых, тоже Алена у Коволиных, двоих детей, родных брата и сестру, взяли Ирина и Михаил Колесниковы.

Это огромный душевный труд и огромная ответственность. Пожелаем им счастья!

-А ведь я, если честно, не читал: то забывал сходить в библиотеку, а то книга на руках была. Сегодня просто хотел послушать других, а теперь точно сам прочитаю.

- А я читала, но, видимо, многое забыла, вот ребята говорили, а я не все помню. Но теперь обязательно перечитаю еще раз, уже все зная. Я люблю перечитывать книги, которые уже знаю.

Ведущий: Признак истинного читателя- умение и стремление книгу перечитать. Ведь она никогда не пишется ради событий, которые в ней изображены, но всегда - ради тех истин, которые порой не открываются сразу. Перечитайте и посоветуйте другим, ребятам и взрослым, всем, с кем вы сможете вот так же откровенно потом поговорить.

- А у меня папа читал. Он у нас читать до сих пор любит.

Ведущий. А вы с ним не поговорили?

- Нет пока, но теперь обязательно обо всем спрошу, что здесь услышала. Интересно, как он думает.

- А может, тоже ребеночка возьмете.

- Я бы хотела, но мама вряд ли согласится. Хотя можно попробовать поговорить. Вдруг?

Ведущий. Конечно, поговорить нужно, мнение детей в семьях не на последнем месте, но требовать, капризничать, категорически нельзя. Не игрушку выпрашиваете, не котенка, это огромный труд, испытание на всю жизнь!

- Да, я понимаю.

Ведущий. Очень рада, что вы все понимаете, огромное спасибо вам за сегодняшний разговор. А я от вашего имени скажу спасибо книге и ее автору, Альберту Лиханову. Его книги вот здесь, на нашей выставке: "Последние холода", "Высшая мера", "Голгофа". Думаю, что они сегодня же уйдут домой в ваших портфелях. И это прекрасно, это лучшая награда их автору.

До новых встреч, ребята! Счастья вам, вашим родителям, друзьям и вашим будущим детям! Сегодняшний разговор убедил меня в том, что вы обязательно создадите счастливые семьи. До новых встреч!


____________________________________________________

* Цитируется по изданию: Альберт Лиханов "Дети без родителей" М. Просвещение 1987. с 183


www.76413s011.edusite.ru

Док. 508723
Перв. публик.: 20.11.07
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 111

  • Лиханов Альберт Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``