В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Альберт Лиханов: Сердечные ресурсы - `Православная Москва` Назад
Альберт Лиханов: Сердечные ресурсы - `Православная Москва`
Интервью Альберта Анатольевича Лиханова

13 сентября исполняется 70 лет писателю Альберту Лиханову. Одна из его повестей о детях нашего времени называется "Никто".

В том, что они у нашего народа большие, Альберт Лиханов - писатель и журналист, председатель Российского детского фонда и президент Международной ассоциации детских фондов - твердо убежден. Вот только государство, по его мнению, неиссякаемые ресурсы людской доброты использует плохо. В современной России, говоря о ее настоящем дне и задумываясь о будущем, все больше уповают на запасы нефти и газа. А благотворительность, которой претят шумные пиар-акции, самолюбование, трудно пробивает себе дорогу. Точно и емко сказано в одной публикации, посвященной многолетней деятельности Российского детского фонда, что это труд небольшой, но надежной артели старателей, которые по крупинке, по песчинке высеивали и высеивают золото народного добросердечия, любви, самоотверженности. У человека душевного, способного сострадать бедам других, дыхание перехватит при знакомстве с некоторыми горькими цифрами статистики. Например, такими: в России детей-сирот 709 тысяч - и ежегодный прирост составляет 120-130 тысяч (в минувшем году он достиг 144 тысяч). Образно говоря, город беды расширяет свои границы, продолжая катастрофически быстро расти. И все это происходит на наших с вами глазах. Детство в России - страдающее детство. Эти многие-многие тысячи ребятишек брошены своими родителями, преданы ими. Или их горе-мам и пап лишили родительских прав по суду, а самих детей, вырвав из атмосферы пьяного угара, скандалов и драк, постарались определить в казенные детские учреждения. Разговор с Альбертом ЛИХАНОВЫМ наш специальный корреспондент Нина СТАВИЦКАЯ начала с того замечательного - спасительного! - проекта, за который ее собеседник, академик Российской академии образования, был удостоен в 2005 году премии Президента России в области образования.

Чужие по крови, родные по жизни

- Альберт Анатольевич, насколько я помню, идея создания семейных детских домов возникла еще во времена Советского Союза?

- С такой инициативой наш фонд впервые выступил в 1988 году. Это, на мой взгляд, самая гуманная альтернатива сиротским государственным учреждениям. Идея же заключается в следующем: полноценная семья, в которой есть дети, берет на воспитание еще не менее пяти ребят. Нередко - больных или с "колючками" в характере. Растит их вместе со своими, воспитывает, лечит. И этот труд надо признать настоящей работой. А коль так, то родителям следует платить зарплату старшего воспитателя детского дома. Кроме того, у них должен идти трудовой стаж. Они должны иметь отпуск и право получить больничный лист, если захворают. Когда нам удалось "пробить" идею семейных детских домов, в СССР было приняло постановление правительства о государственных обязательствах перед родителями-воспитателями. Как ни прискорбно, но в сегодняшней России, которую захлестнул девятый вал сиротства и беспризорности, оно уже не действует. Теперь семейные детские дома "опрокинуты" в разряд приемных семей, что размыло само понятие. Приемная семья может взять на воспитание одного ребенка, но это, согласитесь, не труд, а благодеяние, акт милосердия. Мы же хотели, чтобы милосердие обрело форму труда. Представьте себе семьи, где лелеют, растят по 18-20 ребят!

- И сколько сейчас в России семейных детских домов?

- В России их 388, на территории бывшего СССР - 500. Между прочим, в Белоруссии английские благотворительные организации купили для этих семей 22 коттеджа. Наверное, во всем мире понимают, что ребенок должен быть с папой и мамой. Пусть и чужими по крови, но ставшими ему самыми близкими людьми на свете. Во многих странах родителей, способных обогреть, обласкать чужое дитя, помочь ему вырасти человеком, активно поддерживает государство. Для них строятся дома, им выделяют большие квартиры. У нас тоже все это было в конце 80-х годов. Теперь ситуация изменилась, и отнюдь не в лучшую сторону.

- Выходя на улицу, где велика детская преступность, где малолетние попрошайки на каждом шагу требуют подать "копеечку", мы с ужасом осознаем, как дорого обходятся нам слепота государства, его нежелание увидеть масштаб проблемы и взяться за ее неформальное решение. А что Вы можете сказать о тех детях, которые росли и воспитывались в семейных детских домах?

- Что все они состоялись. Все получили профессию. Многие создали свои семьи, и в них царит атмосфера любви и добра. Это - спасенные дети!

Ребенок из мусорного бака

Наряду с автором идеи и руководителем проекта "Семейные детские дома" премией Президента России в области образования были награждены еще семь родителей-воспитателей из разных краев страны. Из Новосибирска и Белгородской области, из Республики Саха и Омска, из Кирова, Уфы, Волгограда и поселка Рассвет Ростовской области.

- Наверное, это удивительные люди, Альберт Анатольевич?

- Это великие люди. Взять хотя бы Татьяну Васильевну Сорокину из Ростовской области. Она буквально подобрала двух детей с врожденными уродствами -волчьей пастью и заячьей губой. Одного из этих малышей Татьяна Васильевна увидела в... мусорном баке. Туда его бросила женщина, которую матерью никак не назовешь. С помощью нашего фонда малышам сделали по 10-12 операций, после чего они были полностью восстановлены. Это уже не "дети-Квазимодо", догнивающие в каких-то убогих лечебницах или учреждениях соцзащиты, где их прячут от общества, чтобы не пугали своим страшным обличьем остальных. Кстати, того мальчика, что был выброшен жестокосердной рукой в мусорный бак, на помойку, Татьяна Васильевна привозила в Москву, приводила в мой рабочий кабинет. И мальчишка - живой, энергичный, с приятной внешностью - заявил, что собирается пойти служить в армию. Что ж, теперь ему все по силам...

- У Татьяны Васильевны тоже семейный детский дом?

- Они с мужем отважились на воспитание 38 приемных детей! Супруги Сорокины были награждены орденом Святого благоверного царевича Димитрия "За дела милосердия". Мы учредили эту награду совместно с Московским Патриархатом еще в 1997 году. Согласно статусу ордена, им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей-инвалидов, сирот и беспризорников. Список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, и он принимает решение. В числе первых награжденных были храм Царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы, православная благотворительница из Швейцарии, пожертвовавшая 100 тысяч долларов на помощь детям-инвалидам, и скромная прачка из Суздаля, проработавшая в детском доме 42 года

Предваряя следующую часть нашей беседы, хочу сказать несколько слов о том длинном трехэтажном здании, где располагается Российский детский фонд. В этот старинный дом в самом центре Москвы (метро `Китай-город", Армянский переулок) приходили в свое время Карамзин и Жуковский, Чаадаев и Вяземский, потому что это был родительский дом одного из величайших поэтов-мыслителей России Федора Тютчева. Когда Советский детский фонд имени В. И. Ленина въехал сюда, арендовав разрушенное (с проломами в стенах и прохудившейся крышей) здание, то никто из ^новоселов" и подумать не мог, что оно имеет большую историческую и духовную ценность. Узнали об этом от писателя Юрия Нагибина. И стали бережно восстанавливать здание, собирать реликвии, имеющие отношение к семье Тютчевых. Десять лет упорного кропотливого труда - и подлинник исторической Москвы, ведущий свою "родословную" с XVI века, сияет благородной красотой!

- Альберт Анатольевич, вероятно, в Вашем прекрасном просторном кабинете, что находится напротив восстановленного кабинета Федора Ивановича Тютчева, побывало много детей с нелегкими судьбами?

- Очень много, скажу я Вам. Никогда не забуду, как одна маленькая девочка воскликнула прямо с порога: "Посмотрите, какая теперь я красивая!" Ей сделали операцию на лице, и, откровенно говоря, смотреть на нее было страшно. Но малышка верила, что ее личико уже похорошело. Верил и я, что оно станет лучше, потому что знал: после десятка таких операций лицо ребенка преображается - становится милым, привлекательным. Наш фонд активно поддерживает, помогает развивать проект под названием "Челюстно-лицевая детская хирургия". Первые операции больным ребятишкам пришлось делать в США. Сейчас делаем их в России. Операции дорогостоящие, и я хочу подчеркнуть: мало - кому-то просто посочувствовать, высказать слова утешения. Нужно еще постараться найти средства или какие-то возможности, чтобы спасти жизнь ребенка, изменить ее к лучшему. Благодаря усилиям нашего фонда в Америке было прооперировано более 600 детей, страдающих болезнями сердца. Без этого они бы умерли...

Сделаю еще одно небольшое отступление. Накануне юбилея моего собеседника, которому 13 сентября исполняется 70 лет, вышла замечательная книга "Поле жизни Альберта Лиханова". Она написана его друзьями, единомышленниками, соратниками, и в ней есть такие теплые строки директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева Лео Бокерия: "Мне доставляет искреннее удовольствие присоединиться к тем, кто уважает и чтит талант и подвижническую деятельность Альберта Лиханова. Я знаком с этим незаурядным человеком более десяти лет и благодаря этому могу оценить его особые человеческие качества: дружбу и гражданскую заботу о судьбе нашей страны. Эта заинтересованность особенно ярко проявляется в стремлении сделать максимум возможного для создания атмосферы высокой нравственности, преемственности и условий уверенности у подрастающего поколения". Что касается самого Лео Бокерия, академика РАМН, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР и РФ, то он по просьбе фонда сделал поистине уникальную операцию: прооперировал девочку-младенца двух часов отроду. Еще одна спасенная жизнь! И сколько детских жизней спасли за эти годы лучшие хирурги возглавляемого им центра!

Программа "глухие лети" и позиция государства

- Можете Вы назвать проекты, программы, посвященные детям, которые весьма успешно претворяются в жизнь?

- Вопрос сложный. Почему, Вы увидите на примере программы "Глухие дети". Таких детей в нашей стране много, и учатся они в специальных школах, в интернатах. Но обучать глухого ребенка на уровне современных требований без специальной аппаратуры, хорошего слухового аппарата нельзя. Стоит же подобный аппарат от 400 до 800 долларов. Может ли позволить его себе малообеспеченная семья? Конечно, нет. Мы обеспечили слуховыми аппаратами известной датской фирмы "Отикон" 16 тысяч российских детей. Только меня это мало утешает, поскольку нуждается в них куда больше ребятишек! А привлечь серьезные средства, чтобы купить слуховые аппараты, оборудовать в школах хорошие радиоклассы, становится все сложнее и сложнее. Российские олигархи не хотят участвовать в наших программах. Они предпочитают использовать благотворительность как своего рода пиар для возглавляемых ими компаний Вероятно, вы знаете, что Потанин учредил большие стипендии для особо одаренных студентов. Но у этих студентов есть руки-ноги, у большинства есть и мама и папа - то есть им живется не так трудно, как обездоленным детям, детям-инвалидам.

- Интересно, Вы обращались к Потанину?

- И к Потанину, и к другим олигархам, предпринимателям - к кому только мы не обращались! И всякий раз убеждались: наших толстосумов тихая благотворительная работа - без рекламы, без шумихи, поднятой СМИ вокруг их благодеяний, - мало привлекает. Благотворительность в стране только возрождается, но уже вокруг нее много "наверчено" лжи. Истинным же благотворителям приходится встречаться с непониманием, им нередко чинят препятствия.

- Кто, например?

- Да хотя бы родное государство. Когда наш фонд в 1987 году появился на свет, он был освобожден от всех налогов. Сегодня мы вынуждены платить все налоги, какие только есть. Более того! Если ребенок получает от нас что-то на сумму, превышающую 2 тысячи рублей, мы обязаны... удержать с него подоходный налог. Взаимоотношения между нами и детьми, которым фонд помогает, формулируются как взаимоотношения между работодателями и работниками. Ребенок "зарабатывает" у нас, допустим, слуховой аппарат стоимостью в 800 долларов, за который он должен заплатить государству 13 процентов налога. Ну не абсурд ли? В мире практически нет такого безобразного налогообложения, а у нас оно, как Вы можете убедиться на этом примере, есть. Кстати, прежде был закон, по которому три процента облагаемой налогом прибыли предприниматели могли направить на благотворительные дела. Теперь этот закон не действует.

Должен заметить, что и в советское время государство нас тоже не поддерживало материально, однако нас сильно поддержал еще не в конец обнищавший народ. Из всех республик огромной страны в Детский фонд шли и шли почтовые переводы. Сотни тысяч переводов! Кто высылал рубль, кто - пять рублей, десять. И мы на те деньги купили и подарили детским домам 1500 автобусов и грузовиков. Государство этого сделать не смогло, а общественная организация - смогла!

- Традиция дарить детдомам автобусы, я знаю, жива у вас по сей день. Так, фонд порадовал маленьких паломниц, подарив автобус приюту "Отрада" при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в Малоярославце.

- Да. От поездки туда у меня остались самые теплые впечатления. Поразили глубокая образованность и человеческая доброта игумений Николаи. Понравилось, что девочек обучают информатике на современных компьютерах, и в то же время у них нет телевизора - они не смотрят всякие фильмы и "реалити-шоу", которые развращают душу. Понравилось прекрасное здание школы - его помог построить бывший генеральный директор Росвооружения генерал-майор Александр Иванович Котелкин.

- Он же - православный благотворитель, председатель некоммерческого Фонда поддержки ветеранов и патриотического воспитания молодежи "Связь поколений", который неустанно помогает и монастырю, и приюту.

- И знаете, что еще меня тронуло? Что девочки вместе с сестрами монастыря каждый день поминают в молитвах защитников Отечества, погибших в этих местах от пуль, картечи и штыков наполеоновских солдат. Некоторые дети сегодня мало что знают даже о Великой Отечественной войне, а подопечные обители свято чтут, память предков, живших чуть ли два столетия назад.

Нравственная программа детского фонда

Это - множество повестей и романов самого Альберта Лиханова. Рыцаря детства, как называют его окружающие. Человека, пишущею о проблемах детей, неустанно о них заботящихся. Это - четыре журнала, издаваемых фондом. Это и недавно вышедший видеоцикл "Уроки нравственности", где на десяти кассетах записаны диалоги с видными людьми России. В открывающем цикл видеофильме "Милосердность" Предстоятель Русской Православной Церкви говорит о том, как много надо работать над собой, чтобы повернуть свое сердце к милосердию. В видеофильме "Пытливость" Нобелевский лауреат физик Жорес Алферов рассказывает о нравственных основах деятельности ученого. Есть видеофильм под названием `Патриотизм", раскрывающий судьбу генерала Валентина Варенникова, который не раз попадал в экстремальные ситуации, но не уронил чести и достоинства. Разговор о многоплановой масштабной деятельности Российского детского фонда мы начали с журнала для детей "Божий мир", который издается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

- Как появилась идея выпускать такой журнал, Альберт Анатольевич?

- Я твердо убежден, что Православие должно прийти в школы, но мы с вами видим, как этому сопротивляются вокруг. Вот мы и задумали свой журнал как некую ступеньку, мостик к Православию. Даем рассказы о монастырях и храмах, подвижниках благочестия и чудотворных иконах. И тут же - интересные публикации, скажем, естественно-познавательного характера. Например, почему делают опыты на лягушках. Или о том, как Луи Пастер победил вирус бешенства. Словом, обо всем, что окружает нас в Божьем мире. Я и сам все статьи в этом журнале с удовольствием читаю, несмотря на то что уже давно вышел из детского возраста.

- Можете сказать, что журнал востребован в России?

- Обидно, конечно, но утверждать этого не могу. Тираж издания немаленький - 25 тысяч. Распространяем по подписке, а также берут его для своих областей понимающие губернаторы, правящие архиереи. К примеру, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний всегда интересуется новыми номерами, охотно их закупает для воскресных школ. Вообще-то сколько воскресных Детских школ в стране? Тысячи. И почему бы на журнал "Божий мир" им не подписаться? И воскресным школам, и общеобразовательным...

Другой журнал - "Путеводная звезда. Школьное чтение". Зная, что наша школа чуть ли не всю классику отвергла, а настоящая современная литература в школьные программы еще не пришла, мы решили публиковать такие произведения, которые бы прививали вкус к хорошему чтению, помогали различать добро и зло. Третий журнал - "Зарубежный роман" - предназначен для преподавателей, воспитателей, родителей. Кто-то может спросить: почему вдруг издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность" решил его выпускать? Ведь произведений зарубежных писателей в России сейчас видимо-невидимо - целый океан! Да, это так, только в "океане" зарубежной литературы столько мусора плавает! Столько всего гадкого можно оттуда выловить! А нам хочется, чтобы люди читали что-то действительно стоящее, не опускались до низкопробного чтива. "Путеводную звезду" я сравниваю с неким окопом, в котором просвещенному человеку сидеть не стыдно. И четвертый наш журнал - "Дитя человеческое". Он рассказывает о работе фонда, о проблемах детства. В нем мы и законы печатаем, и власть критикуем за ее неумение и нежелание защитить особо ранимое сегодня детство.

* * *

Для меня Альберт Лиханов и его детище, Российский детский фонд, - это целая эпоха. Я помню, как по призыву писателя-гражданина вся наша огромная страна собирала книги для детских домов. Тысячи замечательных произведений получили ребята-сироты. Помню, как в конце 80-х годов фонд посылал в Казахстан и Среднюю Азию сотни врачей на летние месяцы. И результатом акции стало то, что детская смертность в целом по стране резко уменьшилась, тысячи жизней были спасены. Откуда же у Альберта Лиханова такая неизбывная, неиссякаемая боль за страдающих детей? Ответ я нашла в его воспоминаниях о детстве: "Протопав всю войну, дважды раненный, отец вернулся ко мне, десятилетнему мальчонке. Четыре года я ждал его. Эти четыре года - от шести до десяти, видно, уж так было угодно судьбе - сыграли в моей жизни главную роль. Я ждал отца и, воспитанный в страхе, боялся за его жизнь. Мне повезло. Может, потому, что во мне было больше страха, чем надежды. Такчто те четыре голодных и страшных детских года ведут меня через всю остальную жизнь". И еще одно признание, написанное когда-то молодым журналистом: "Во мне не утихало почти болезненное желание зайти во время командировки то в дом ребенка, то в детский дом, то в школу-интернат. И душа моя тосковала. От незнания, что делать. От непонимания, как это может случиться. От неумения помочь"

Сегодня, в свои 70 лет, Альберт Анатольевич Лиханов (в крещении Глеб) по-прежнему не понимает, как можно родить ребенка и лишить его родительской ласки, доброты и внимания. А умение помогать обездоленным стало основой его жизни.


www.detfond.org

N 17 (347) сентябрь 2005 г.

Док. 508767
Перв. публик.: 20.09.05
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 169

  • Лиханов Альберт Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``