В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Васильева : `Если не скучаю я, не будет скучать и зритель` Назад
Татьяна Васильева : `Если не скучаю я, не будет скучать и зритель`
- Вы как-то сказали, что когда оказываетесь долго без театральных премьер, начинаете скучать. "Русское варенье" появилась у вас после долгого перерыва в театре?

- Нет, недавно совсем, в ноябре или в декабре, мы сыграли премьеру спектакля "Белла Чао", и я еще в нем не очень уверенно себя чувствую, а вот уже и эта премьера приближается. Так что тут, наверное, все благополучно. Я имела в виду, что скучаю по репетициям в таком театре, как Школа современной пьесы, когда можно что-то долго обсуждать, долго спорить, долго пробовать. В антрепризе такой возможности нет, там надо прийти, собраться, сделать и - начать прокатывать спектакль. Здесь же, на репетициях "Русского варенья", я немножко расслабилась, хотя уже надо собираться, сидеть дома, учить текст.

- Пьеса вам сразу понравилась?

- Да. Пьеса замечательная. Ее бы осилить нам. Я даже не ожидала, что может получиться у Улицкой такая пьеса - полноценная, законченная, с финалом. Почему-то современные авторы не умеют писать финалы, или им не нужны в их пьесах финалы, не знаю, но нам, актерам, всегда приходится финалы доделывать, додумывать за драматургов. А здесь такой счастливый случай, что с пьесой очень мало приходится работать - в смысле, менять, переписывать, дописывать. С другой стороны, мне, например, показалось важным, чтобы была сцена некоего теплого, "семейного" разговора моей героини с дочерьми, и вот - тут же, пожалуйста, готовый монолог появляется. Когда автор жив-здоров, слава Богу, это, конечно, очень упрощает работу над спектаклем.

- Сейчас зачастую пьесы современных авторов редко когда годятся для больших сцен и крупных актеров. Но что такое вообще хорошая пьеса - для актера и для публики? Это одна и та же пьеса?

- У меня есть один критерий, и он меня не подводит; я не из самоуверенности говорю, а из опыта своего, я же десяток пьес в день читаю, поскольку работаю в антрепризе, которая живет в основном современными произведениями. Мне понятно, годится пьеса или нет, когда я только первый акт прочла. Критерий же такой: если не скучаю я, не будет скучать и зритель. Полагаюсь на себя. Если мне не понравится, меня можно потом уговорить попробовать, убедить, что я что-то не прочитала, не поняла, но очень скоро я понимаю, что зря трачу время, а такой роскоши я себе больше не позволяю. Так что первое впечатление - решающее. В этот период - с апреля по июнь - я, как правило, собираю новый спектакль. Ну, не я, а наша команда. А в этом году время подошло, а пьесы нет. И тут звонит Петр Гладилин и говорит: "Есть пьеса!" И принес прекрасную пьесу. Я до сих пор хожу озаренная, потому что понимаю, что мне есть, чем заняться, после премьеры у Райхельгауза. Это будет пьеса, в которой какие-то моменты можно будет обсуждать с автором - он драматург очень отзывчивый, не держится за каждое написанное им слово, очень прислушивается к актерам, что - большой плюс. И Улицкая такая же, не стоит насмерть за каждую букву, и я понимаю, что могу что-нибудь себе выпросить, если понадобится. Более того, я предложила в самом конце спектакля сыграть последнюю сцену из "Вишневого сада" Чехова - у Улицкой же очень много перекличек в "Русском варенье" и с "Вишневым садом", и с "Дядей Ваней", и с "Тремя сестрами". А я очень люблю "Вишневый сад", и в конце нашего спектакля я хочу просто выйти и, ничего не объясняя, сыграть последнюю сцену - прощание Раневской с домом.

- А тот "Вишневый сад", Трушкина, в котором вы Раневскую играли, вы вспоминаете ностальгически, с нежностью?

- Да, да. Чехов написал, что это "комедия", а на самом деле, думаю, он просто жестоко посмеялся над нами - над всеми, кто брался за пьесу. Все ломают голову и никак разгадку не находят. Очень трудно играть это как комедию, потому что то есть - как человеческая комедия, в таком масштабе, я это понимаю. А если это жанр - не понимаю. Тот спектакль я очень любила, но мы с большим трудом его играли. Не ходит народ на "Вишневый сад". Не ходил, во всяком случае. Не уверена, что сейчас ходят. Думаю, и не пойдут.

- Почему?

- Это вопрос философский. Наверное, потому что люди настолько устали Я всегда думала: ну ведь не сумасшедшие сидят на эстрадных концертах, когда наши артисты разговорного жанра травят со сцены байки. Мне за них, за этих артистов, просто страшно, потому что кажется, что им что-нибудь крикнут из зала, чтобы они ушли со сцены, или кинут в них что-нибудь. Ан, нет! Показывают зал, а там публика заходится от счастья. То есть люди расслабляются, и невероятно рады возможности забыть хотя бы на час о своих проблемах. Значит, конечно же, всегда надо пытаться предложить людям о чем-то задуматься, но делать это нужно крайне аккуратно.

- Алвис Херманис как-то сказал, что он может позволить себе любой сложности и болезненности проблемы затрагивать в спектакле, но финал обязательно должен быть светлым, давать некий позитивный выход зрителю, и еще Херманис говорил о том, что художник не имеет права вываливать свои проблемы на зрителя.

- Совершенно с этим согласна. Мы должны давать надежду, что все, или многое, во всяком случае, зависит от тебя самого, а не опускать занавес в тот момент, когда "все умерли". Нельзя. Это просто безжалостно.

- А вы сами, когда выдается свободное время, как его тратите?

- Люблю ходить в ЦДХ, обязательно нахожу там для себя что-то интересное. Очень люблю ходить в кукольную галерею, успокаиваюсь там, обязательно покупаю какое-нибудь удивительное существо. Сейчас, например, меня там ждет Ежик. Это даже нельзя назвать игрушкой - это что-то другое, дивное существо такое. Читать я стараюсь серьезную, тяжелую литературу, загружать себя максимально, мне это нужно для развития. Что еще? Спортом занимаюсь, и в спортзале ни о чем не думаю, кроме того, как дожить до конца тренировки. Очень люблю гулять. Единственное, чего у меня нет, и, кажется, не будет, это свежего воздуха. У меня до истерического состояния доходит - когда я оказываюсь на природе, я переполняюсь воздухом, насколько это вообще возможно.

- В последние годы вы все время говорите о том, что надо перестать тратить время, что его слишком мало - чтобы выяснять отношения, долго что-то пробовать. Это ощущение, что времени - мало, давно у вас возникло?

- Я когда начинаю подводить какие-то итоги, потому что основная-то часть жизни уже прожита, понимаю, что очень много еще нужно сделать. Как любой человек, я не знаю, сколько мне отпущено, поэтому сейчас почти не отдыхаю: для меня это - бездарно потраченное время. Если еду в какое-то путешествие, обязательно иду в музей, стараюсь увидеть то, что обязательно нужно увидеть, набраться впечатлений. Но это для меня еще большая работа, чем репетиции и спектакли, так что на отдыхе еще больше устаю. А вообще отдых - это довольно тупое для меня времяпрепровождение, это же когда ты неделю, скажем, каждый день делаешь одно и то же. Хотя загружена я в свои "свободные" дни полностью: плавание, фитнес, большая пешая прогулка, чтение, опять плавание и - как можно меньше еды. Это тоже работа, ведь свободное время не должно быть потрачено зря. В молодости я позволяла себе уехать на две недели и приехать совершенно другим человеком: растолстевшей, румяной, отоспавшейся. Тогда ведь отдохнуть означало физически набрать вес. Сейчас так отдыхать было бы безумием. Я, конечно, не схожу с ума по каждому оторванному листку календаря, но - время несется со страшной скоростью. И как это объяснить моим детям, что оно несется Ну вот все эти клубы, дочка моя любит с подружками туда ездить после 11 ночи. А это что значит? Что они спят часов до двух. А день-то уже прошел. Не знаю. Наверное, так надо пока.

- Почти у всех актеров есть ощущение: "недоиграл". У вас так же?

- Нет. Последние годы, лет 15 уже, каждый год выпускаю премьеру - я такую задачу себе ставила. Могла бы и две, но это уже нельзя будет прокатать, потому что я сама разорваться не смогу. Такой ритм уже настолько вошел в мой образ жизни, что как приходит март, апрель - я начинаю вынюхивать для себя что-то. И это "что-то" приходит. Правда, бывает и так, что начнешь репетировать, работаешь три месяца, и понимаешь, что ошибся в пьесе. Это самое жестокое, что может быть с артистом, потому что это зря потраченное время.

- Почему вы не заказываете пьесы специально для себя? Возможно, это снизило бы риск.

- Наоборот. Дело в том, что я сама себя не знаю до конца - что нового я могу еще сделать, а автор тем более меня не знает А что я буду делать с пьесой, если она мне не понравится - обижать автора? Зачем? Ведь если хорошо подумать, всегда можно найти что-то, что уже написано и кем-то сыграно или даже играется сейчас. Ничего в этом страшного нет. Я же знаю, что есть тема, о которой можно и следует говорить. И я могу в любой роли об этом сказать.

- О чем?

- О том, что если у тебя есть ощущение собственной ненужности, ты должен стать нужным. Что ты в порядке, пока ты нужен кому-то. Что нужно быть на своем месте, а все остальное - не так страшно и можно пережить, ну - кроме роковых обстоятельств. Что-то в этом роде.






Катерина Антонова
03.04.2007
http://www.peoples.ru

Док. 508819
Перв. публик.: 03.04.07
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 105

  • Васильева Татьяна Григорьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``