В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Васильева : Жизнь как повод для искусства Назад
Татьяна Васильева : Жизнь как повод для искусства
Актриса Татьяна Васильева, обладающая редким трагикомическим даром, в профессии может все. Тем удивительней, что в жизни - это абсолютно естественный и искренний человек, как-то не по-актерски трогательно-скромный. Не из тех, у кого грим въелся в лицо и душу. Нет выстроенного имиджа, установленной дистанции и прочих примет "звездности".

Если самобытность, цельность, калибр личности еще в цене, Васильева на нашем актерском небосклоне, конечно же, не звезда - планета.

-Татьяна Григорьевна, вы играли и в Театре сатиры, и в "Маяковке", и в "Школе современной пьесы"...

- Оттуда меня пока еще не выгнали, я еще у них числюсь, хотя почти ничего там не играю. У них большой запас терпения по отношению ко мне - они меня все еще ждут.

- За три года, что вы там проработали, вы были этим театром довольны?

- Там хорошо, но я выбрала свой путь. Антрепризный.

- И в какой же антрепризе трудитесь?

- Их несколько - Московская гильдия актеров, Независимый театральный проект, "Арт-партнер XXI"... В каждом агентстве играю один-два спектакля. В антрепризном Театре комедии Анатолия Воропаева позавчера сыграла премьеру - спектакль "Место, похожее на рай".

- Расскажите, кто автор, кто режиссер?

- Это по мотивам "Сотворения мира" Артура Миллера, а поставил спектакль режиссер Алексей Кирющенко, который известен замечательной постановкой "Чонкина" с Валерием Гаркалиным. Как зрителя меня насмешить вообще-то невозможно. Мне в зрительном зале не смешно - мне плохо, на меня нападает столбняк, я за всех играю... А на "Чонкине" я хохотала так, что думала - по причине новоприобретенных морщин состарюсь лет на десять.

- Возвращаясь к премьере - там вы сыграли кого?

- Еву - можно сказать, голую. Там всего пять действующих лиц, кроме меня заняты Владимир Стеклов, Владимир Долинский, Андрей Бутин, Александр Карпов. Очень трудная, очень выматывающая физически роль. Весь первый акт - почти сплошь клоунада. Жанр спектакля - трагикомедия, фарс.

- Вот это роль - ни много ни мало прародительницы, первой на свете женщины!

- По возрастному стандарту Еву, конечно, надо бы лет тридцать назад сыграть. Я очень комплексовала по этому поводу и что актер Бутин, играющий Адама, младше меня... Но на репетициях это ушло: оказалось, что я могу воспринимать все, как в первый раз, и что мне легко, как в юности. Я и сама теперь не знаю, сколько мне лет.

- Ну, каждый из нас, в сущности, остановился на каком-то своем психологическом возрасте.

- Вот-вот, в плане своего развития, думаю, я лет на семь сейчас сгожусь (смеется). Да и то, что я не очень умна - а мне это понятно, - в этой роли оказалось на руку. Но вообще последние дни перед премьерой были очень нервными, тяжелыми для меня. Каждый раз не знаешь, что получилось: полная неизвестность. Ты не знаешь, что ты сделал - это гениально или это провал, - вот до такой степени. Эта неясность настолько пугающа... О гениальности никто, конечно, не думает, о провале - бывает.

- И как в итоге понять, получилось ли?

- Это сразу чувствуется по зрительскому приему.

- Наверное, поедете теперь с "Местом..." по городам и весям?

- Сыграем в Москве 2 июня еще премьеру - и поедем.

- С антрепризными спектаклями вы все время в разъездах - не тяжело?

- У меня нет альтернативы. Я трудоголик и по натуре, и по необходимости - тут все совпало. Стационарного театра я как огня боюсь. Там, где я сейчас работаю, все любят друг друга, все заинтересованы и творчески, и материально, чтобы и другой создавал шедевр. Там нет зависти, лести - тех столпов, на которых стоит обычный театр. Еще такая подробность. Бутин-Адам - по совместительству директор, и костюмы после спектакля собирает тоже он.

- Просто школа-студия "Современник", начало пути: все любят друг друга, актеры одновременно и гримеры-декораторы-костюмеры!

- А зачем на каждое задание ставить отдельного человека - его присутствие бессмысленно и накладно. И зачем собираться вместе, если не в любви и дружбе? Чтобы плести интриги? Только в любви может что-то получиться, а ее нам в антрепризе - не занимать.

- Скажите, в антрепризе пьеса подбирается под определенного актера?

- Должно быть хотя бы одно известное имя, лучше два, больше прокатчики не потянут. Все труднее собрать хорошую команду - все разобраны, у всех очень много работы. На удивление востребованной вдруг оказалась наша профессия.

- Меня всегда смущали в антрепризе условия выбора пьесы - найти вещицу помалолюднее, чтоб не больше пяти персонажей да чтоб она была понятна - доходчива массам...

- У меня нет ощущения, что, работая в антрепризе, я занимаюсь чем-то компрометирующим, что вроде как в чем-то планка снижена. Да и жизнеспособность антрепризных спектаклей говорит сама за себя - "Ну, все, все, все!" уж 10 лет идет и идет, "Бумеранг" за сезон сыгран сто раз, а "Ботинки на толстой подошве" все видели, кажется, не по одному разу.

- Я о другом - при жестких антрепризных рамках шекспиров-камю, условно говоря, ведь не поставишь. Вам не хотелось бы сыграть, к примеру, в "Визите пожилой дамы" Дюрренматта?

- Уже отошло и отболело... При замахе на такой материал нужен режиссер, который с ним справится, чтобы не вышла скука. Антреприза - это борьба со скукой на сцене и в зрительном зале. Спектакль действительно должен быть доходчив для любой публики, нельзя, чтобы он годился для Москвы и не годился для Сыктывкара или Рязани.

- Доходчив... Значит, все-таки публика - дура?

- Она далеко не дура. "Мастер-класс" перед премьерой повезли обкатать в подмосковный городок, почти деревню. В зале были простые люди, которые понятия не имели, кто такая Мария Каллас. И это был для меня самый лучший и правильный спектакль. Я поняла, что такое - найти контакт и взаимопонимание с этим зрителем, который понятия не имеет о высоких материях. Держать его внимание и вызывать его интерес. Мне неинтересно играть для снобов, хотя, казалось бы, мы говорим на схожих языках и об опере они, возможно, знают больше, чем я.

- Время стало другое - и публика стала другая. Звонки мобильников с первых рядов...

- Это мешает, конечно. И все же - какой бы публика ни была, все равно ее что-то трогает, и это - ценно.

- Вас невозможно встретить на тусовках - вы не публичный человек?

- Нет на это сил. Это же надо одеться, как никто, накраситься, как никто. А я это и так каждый вечер делаю на сцене - одеваюсь, как никто, и крашусь, как никто (смеется)! Да я и не знаю, что там делать, чем заниматься - обмениваться сплетнями? По мне, лучше посидеть дома.

- Я имела в виду даже не клубы-презентации, а некие профессиональные сборища. Вот, к примеру, телепередача "ТеатрТВ" - так и там вас не видно.

- Тоже не мое. Как-то сходила туда, просидела-промолчала, все на меня обиделись. Рассказывать старые анекдоты, заходиться в восторге друг от друга... Я не понимаю, честно говоря, этих посиделок.

- От передачи "Линия жизни" с вами у меня осталось странное ощущение. Поразили ваши сдержанность, скованность, недоговоренность, что ли. При этом ощущался огромный внутренний потенциал. Сложно заподозрить вас в зажатости, но...

- На самом деле, я тогда очень волновалась. На сцене я чувствую себя в собственной тарелке, только когда играю. А когда занимаюсь не своим делом... пока не понимаю, зачем я там - очень зажимаюсь.

- Сидя с вами бок о бок, разговаривая глаза в глаза - отчетливо ощущаешь, что вам есть что сказать миру помимо сцены. Помнится, в юности вы посещали не только актерскую, но и литературную студию. Пробуете ли писать? Уверена, уж личный дневник или ведете, или вели, так?

- Так. Но прозу - нет, пока не пишу. Пыталась, но мне нельзя - я съедаю себя, не оставляя ничего. В том числе и текст. (Смеется.)

- Давайте помянем кино. Мои любимые фильмы с вашим участием - "Белый король, красная королева" и "Увидеть Париж и умереть". Совпадаем?

- Нет. У меня нет любимого фильма. Видимо, таковой еще не снят.

- Почему не снимаетесь у Эльдара Рязанова, например, или Юрия Мамина? Казалось бы, у вас одна группа крови, свояк свояка и т.д.

- Большой кинематограф как-то прошел мимо меня стороной. Вот молодые и начинающие режиссеры - эти рискуют входить со мной в отношения. А с корифеями мы, разумеется, знакомы, общаемся и обмениваемся комплиментами, но сниматься они зовут других.

- Вы в сериалах вроде замечены не были, вдруг "засветились" - сыграли в сериале "За кулисами" эдакую зловещую критикессу, чуть ли не главу преступной группировки.

- К своему стыду, я не прочла сценарий - хотя в случае сериала это и нереально. Но в предварительных разговорах я уточняла, не будет ли там наркотических, лесбийских и прочих красок. Не будет, заверили меня. В итоге моя героиня оказалась и при наркотиках, и лесбиянкой (смеется)! Скоро начну сниматься в мелодраме (не в сериале), рабочее название "Попса". У меня главная роль - продюсерши, которая раскручивает таланты. Без стрельбы, без бандитов, и заканчивается все мирно - такая женская история. Про любовь в том числе.

- Вы где-то декларировали: "Главное, не любить мужчин больше себя". Но по большому счету - любовь и есть полное забвение себя. Получается грустное: "Главное - не любить".

- Это я говорю отлюбивши, раньше я так не говорила. Сейчас - осенняя пора, очей очарованье... Хотя - все равно веришь в сказку и надеешься, понимая, что надежда эта - в большей степени фантазия. Но иногда фантазия многое может изменить.

- А любовь к детям - разве не есть полное забвение себя?

- К детям - конечно, забвение полное, тут я иду до конца. Все, что мне недодали, пытаюсь им отдать в троекратном размере. Им и не нужно этого, но я иначе не могу.

- Дети выросли - Филипп совсем взрослый человек, да и Лиза уже студентка.

- И проблемы выросли вместе с ними. Все надо успеть объяснить, всему надо успеть научить, а слушать они не хотят, а жизнь идет... Но я и себя воспитываю - даже не всегда теперь спрашиваю, куда они идут (смеется).

- Главное в жизни - свое дело и дети?

- Так оно и есть. Личную жизнь мне заменяет дружба с людьми, с которыми я работаю. Мне страшнее потерять их любовь, чем хотелось бы приобрести любовь одного какого-то индивида. Все, что недополучаешь в жизни, - получаешь на сцене. И я бы не променяла того, что имею, на реальность. Ловлю себя на мысли, что небо, нарисованное на заднике, мне нравится больше настоящего. Жизнь - вообще лишь повод для искусства.








Вера Цветкова
09.06.2004
http://www.peoples.ru

Док. 508828
Перв. публик.: 09.06.04
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 196

  • Васильева Татьяна Григорьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``