В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Невинный при всей своей массе человек очень тонкий` Назад
`Невинный при всей своей массе человек очень тонкий`
Роман Козак - ГАЗЕТЕ

Вячеслав Михайлович Невинный отпразднует во вторник свой 70-летний юбилей. Непревзойденный комический актер, с первого взгляда заметный на сцене или в кадре не столько из-за объемистой фигуры, сколько благодаря масштабу таланта, всю жизнь, еще с момента окончания Школы-студии, служит МХАТу. Были у него, конечно, и выдающиеся кинороли (незабываемый Собакевич в фильме Швейцера "Мертвые души", например, или неподражаемо противный Весельчак У в фильме "Гостья из будущего"), но сам он к кинематографу относится снисходительно, на первое место в своей жизни ставя театр. Сейчас из-за проблем со здоровьем он, увы, играет мало, но в его мхатовском репертуаре до сих пор числятся Сорин в "Чайке" и блестящая роль Яичницы в спектакле Романа Козака "Женитьба". О своих встречах с Вячеславом Невинным режиссер Роман Козак, занимающий ныне должность художественного руководителя театра имени Пушкина, рассказал Ольге Романцовой.

- Роман Ефимович, когда вы в первый раз встретились с Вячеславом Невинным?

- Наша главная встреча была на "Чайке". Олег Николаевич Ефремов ввел меня на Треплева, а Невинный играл Шамраева. У этих героев в спектакле не самые богатые взаимоотношения. Но у нас сложились замечательные закулисные отношения. Он, несмотря на свою, как мне казалось тогда, важность, очень хорошо понимал меня и Лену Майорову - цыплят, которых швырнули в эту звездную компанию. Негласно и незаметно помогал нам и опекал. Потом у нас были другие спектакли: "Иванов" и "Перламутровая Зинаида". Вячеслав Михайлович очень многому научил меня как партнера, я учился у него, даже когда ставил "Женитьбу", а он в ней играл.

- Почему вы пригласили его сыграть роль Яичницы?

- Потому что другого варианта в природе просто не существует. Все сходится: пьеса Гоголя, МХТ, уникальный артист. Вячеслав Михайлович невероятно правдив и в то же время невероятно фантасмагоричен. Есть хорошие артисты, есть замечательные, а есть артисты-планеты. Он - планета. И я благодарен судьбе, что смог работать рядом с этим человеком.

- Когда Вячеслав Михайлович играет на сцене, он тянет одеяло на себя?

- Еще как! Но я ничего не могу с собой поделать, мне на это одеяло приятно смотреть. Он накрывает им весь зал. Естественно, когда он играл в "Женитьбе", я как режиссер пытался этому сопротивляться. Иногда получалось, иногда - нет.

- Невинный - послушный артист?

- Нет. Вячеслав Михайлович мог остановить репетицию и сказать: "Подождите, ребята. Вранье! Тут нужно сделать так". Мог и меня остановить. Особо не стеснялся, он не из стеснительных и осторожных людей, но в то же время очень культурен. Понятно, что репетицию останавливает человек, чье обостренное чувство правды дает право сделать это. Бывало так, что Вячеслав Михайлович шуткой разряжал атмосферу на репетициях, а иногда, наоборот, напрягал. По его реакции всегда легко понять, естественна атмосфера или нет. Невинный при всей своей массе человек очень тонкий. Не замыкается, не отгораживается от жизни и все воспринимает. Он приходил на репетиции в разном настроении. Иногда был грустным, больным, иногда приходил обозленный каким-то эпизодом, относящимся не к репетиции, а к внутренним делам театра или к поведению руководства. А иногда счастливый, озаренный какой-то идеей и очень возбужденный. Я считаю, что так и должно быть. Артист - не робот, а живое существо, и он не может не слышать и не чувствовать дыхание жизни. Благодаря этому и рождаются неожиданные предложения, интересно сыгранные роли, талантливые спектакли. И в то же время, Невинный очень дисциплинирован. Я бы сказал, что он - человек старой школы, жесткой дисциплины и невероятной профессиональной чести.

Мы с "Женитьбой" часто ездили на гастроли. Даже когда я уже не работал во МХТ, театр приглашал меня, чтобы я на гастролях поддерживал уровень спектакля. Обычно после первого спектакля устраивали прием или посиделки. Я их с нетерпением ждал. Юрский, Калягин и Невинный сходились вместе, рассказывали истории, шутили, соревновались и кто кого "переисторит". Это было потрясающее соревнование титанов. Невинный на этих вечерах был настоящим королем. Трудно вспомнить, что именно он говорил. Проще показать. О Невинном вообще нужно не рассказывать, а показывать. Потому что всегда важнее, не что он делает, а как.

- Какую роль вы бы ему предложили? Только отвечайте без раздумий, прямо сейчас.

- Мефистофеля. Я построил бы его роль так, что он бы вообще не двигался, просто смотрел бы в зал, и этого было бы достаточно.

- Чем актеры старой школы отличаются от новой?

- Не хочется говорить банальные вещи Масштабом личности, наверное. Чтобы быть артистом, недостаточно обаяния, красивого голоса, мужественной пластики и романтически спадающих прядей волос. Да, это нравится зрителям и приводит в экстаз женскую часть зала. Но мне кажется, что к этому нужно прибавить еще что-то, что транслируется совсем на другом уровне. Актеры старой школы этим владеют. Но таких людей остается все меньше.


Ольга Романцова
Газета
29.11.2004
http://www.mxat.ru

Док. 508945
Перв. публик.: 29.11.04
Последн. ред.: 21.10.08
Число обращений: 195

  • Невинный Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``