В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Грамматиков - гость Гии Саралидзе и Тутты Ларсен Назад
Владимир Грамматиков - гость Гии Саралидзе и Тутты Ларсен
"Шоу Веры Кузьминой и Владимира Ильина"

Гость: Владимир Грамматиков - актёр, режиссёр, сценарист


ЛАРСЕН: У нас в гостях замечательный актер, режиссер, продюсер Владимир Александрович Грамматиков. Спасибо, что вы до нас сегодня добрались. Говорят, что Москва абсолютно парализована.

ГРАММАТИКОВ: Ну а я из Останкино к вам ехал 1 час 45 минут.

ЛАРСЕН: Это по-божески.

ГРАММАТИКОВ: Да. Потом еще бежал.

ЛАРСЕН: И у вас сегодня хорошее настроение.

ГРАММАТИКОВ: У меня всегда хорошее настроение.

ЛАРСЕН: Да что вы!

ГРАММАТИКОВ: К концу дня.

ЛАРСЕН: А, понятно. У нас почему-то сегодня с Гией настроение такое, как будто пятница.

ГРАММАТИКОВ: Нет, рано, рано. Середина недели.

ЛАРСЕН: А вы где черпаете хорошее настроение? Как вам это удается?

ГРАММАТИКОВ: Нет, ну нельзя просто. Потому что когда в пробках стоишь, едешь, наполняешься каким-то таким: а-а-а! Думаешь: ну а что изменишь?

ЛАРСЕН: А вы сами за рулем?

ГРАММАТИКОВ: Сам за рулем, да.

ЛАРСЕН: И не психуете даже больше?

ГРАММАТИКОВ: Нет, психую иногда. Но вот поэтому, когда уже доехал, делается хорошо. Добрался же все-таки.

ЛАРСЕН: А вы по-прежнему возглавляете киностудию детских и юношеских фильмов?

ГРАММАТИКОВ: Нет, нет. Это было мучительно совершенно, два года назад, и было болезненно и очень сложно. И нет, я ушел, потому что

ЛАРСЕН: Потому что так плохо все у нас с детскими и юношескими фильмами?

ГРАММАТИКОВ: Нет, плохо представление о том, как нужно акционировать студии. Мы разошлись во мнении с нашим руководством. Причем принципиально. Поначалу все было хорошо и было мило. А потом, когда мы поняли, что мы иначе представляем, как акционировать студию нашу, тот тут началась борьба. А я не уступал.

ЛАРСЕН: То есть они просто сдавали в аренду, предлагали сдавать ее в аренду каким-нибудь?..

ГРАММАТИКОВ: Нет, две позиции, с которыми я не соглашался. Я хотел во всех учредительных документах оставить "детская и юношеская". Мне говорили, зачем одевать хомут? Мало ли что, как? Вторая позиция более принципиальная, она денежная. Это оценка фильмов. 640 фильмов было на студии Горького. Оценивать их или нет? Когда я их оценил, выяснилось, что они стоят 32 миллиона долларов. И эти 32 миллиона долларов нужно было добавить к тем 3 миллионам, во что оценили студию в результате.

ЛАРСЕН: Ничего себе!

ГРАММАТИКОВ: Поэтому это

САРАЛИДЗЕ: Но фильмы же имеют стоимость свою. В любом случае все равно надо оценивать.

ГРАММАТИКОВ: Ну, естественно. Но они за балансом - мне объясняли. Но мне было очень трудно представить за балансом, потому что Герасимов, Ростоцкий - это все мои учителя, я с ними прожил 40 лет на этой студии. Лиознова. Ну как, как мне им объяснить, что они "за балансом"? Я не мог себе объяснить это.

ЛАРСЕН: Слушайте, но это вообще как-то очень грустно. Потому что вот эти все слова: баланс, учредители - они же никакого отношения к детскому кино не имеют. Кино-то нет. Где оно?

ГРАММАТИКОВ: Ну нет. Детское кино не может быть исключением от общероссийского кино, от состояния, вернее.

САРАЛИДЗЕ: Но все говорят о возрождении сейчас отечественного кино.

ГРАММАТИКОВ: Нет, возрождение - преждевременно, но выход из кризиса - да. Из ямы выползаем.

САРАЛИДЗЕ: А детское? Детского кино я не вижу. Может быть, я что-то пропускаю?

ГРАММАТИКОВ: Дело в том, что в детские картины нужно вложить немножко больше денег, чем обычно.

ЛАРСЕН: Почему? На рекламу больше?

ГРАММАТИКОВ: Потому что сказка стоит дороже. Фантастика стоит дороже. Правильно? Исторический фильм, который очень хотят дети. Я делал опрос в "Орленке". Там две с половиной тысяч детей собрано. И я спрашиваю всегда, 10 лет я туда приезжаю на фестиваль свой и спрашиваю их, какую книгу они хотели бы экранизировать из прочитанных за год. Очень интересные за 10 лет выводы. И спрашиваю посещаемость, сколько раз был в кино примерно. И спрашиваю, какой жанр, вот на что бы пошел? И ребята говорят, они пошли бы на исторический фильм, но только, очень важное замечание - настоящий. Чтобы не два полупьяных артиста с ведрами на голове деревянными мечами сражались за Россию-мать.

ЛАРСЕН: А как же фантазия?

ГРАММАТИКОВ: Да, вот.

ЛАРСЕН: Им Гарри Поттера подавай, да? Батальные сцены.

ГРАММАТИКОВ: Нет, это может быть исторический фильм, но пусть это конница - полторы тысячи человек, пусть компьютерно хорошо сделано, неважно. Но это все должно быть убедительно. Современные дети фуфлу не поверят.

ЛАРСЕН: Но вот Джордж Лукас снимал комбинированными съемками в 1979 году свои первые "Звездные войны", или Роу сказки снимал. И сейчас смотрится этот Змей Горыныч актуально, хоть он и понятно, что из папье-маше.

ГРАММАТИКОВ: Не совсем. Мы говорим о том, что дети с таким удовольствием смотрят наши старые сказки. Это не так немножко.

ЛАРСЕН: Уже не так да?

ГРАММАТИКОВ: Да. Они смотрят, конечно. Но если говорить рецепт, что такое сегодняшнее детское кино, это все равно традиции наши замечательные плюс технологии. Обязательно технологии. Но не только технологии, как Гарри Поттер. Все-таки пусть это будет эмоционально, пусть это будет чувственно, как у нас любили. Но обязательно современным языком. Не будет смотреть современный ребенок короля в плохо склеенной из фольги короне и на троне, говорящего дурным голосом.

САРАЛИДЗЕ: Ну да, они чувствуют это, конечно.

ГРАММАТИКОВ: Конечно. У них игры, они и сами

САРАЛИДЗЕ: А потом конкуренция. Раньше-то все-таки конкуренции не было. Очень мало детского

ЛАРСЕН: Да вообще с "Диснеем" конкурировать - просто это

ГРАММАТИКОВ: И не надо. Потому что у нас есть темы, которые они не сделают.

САРАЛИДЗЕ: Но ведь скоро придется на самом деле.

ЛАРСЕН: Например?

ГРАММАТИКОВ: Чувственные истории очень сложно. Хотя Спилберг, понимаете, Лукас увел детское, ну, в Америке нет детского кино, там семейное, он увел в космические дали, потому что реальная жизнь для подростка того времени была, 70-х годов, неинтересна. Вот они улетели. И Спилберга "Инопланетянин", помните, картина, это когда он спустился с пришельцами на Землю.

ЛАРСЕН: Да, да, там маленькая Дрю Берримор.

ГРАММАТИКОВ: Это было возвращение к реальным детям в реальную жизнь. Но с инопланетянином. Все равно условность, что-то такое.

САРАЛИДЗЕ: Потом динозавры, "Парк Юрского периода".

ГРАММАТИКОВ: Естественно.

САРАЛИДЗЕ: Это же сумасшествие было у детей с этими динозаврами.

ГРАММАТИКОВ: Абсолютно. Они так и думали.

САРАЛИДЗЕ: Вот по поводу "Диснея". Я тут прочел очень интересное, забавное интервью представителя "Диснея", диснеевской студии здесь в России. "Дисней" собирается заниматься производством фильмов для детей, для семейного просмотра на российском материале и ориентированным на российский рынок. То есть они готовы снимать, экранизировать русские сказки и так далее. Но будет это делать "Дисней". Это хорошо или плохо, с вашей точки зрения?

ГРАММАТИКОВ: В принципе это не нужно исключать. Я с удовольствием. Но рядом нужно делать и нам самим. Дело в том, что в современном мире нельзя просто не пустить, закрыть там. Но пусть будет "Дисней", который сделает интерпретации русских сказок. Наверное, это будет интересно. Но обязательно при этом должна быть и какая-то студия наша, которая сделает русские сказки.

ЛАРСЕН: Это как мы вчера говорили о российском автопроме. Это надо отдельную тему поднимать. Вы будете смотреть на отечественное детское кино, да?

САРАЛИДЗЕ: Смотря как оно будет сделано.

ЛАРСЕН: Или будете смотреть "Диснея"?

ГРАММАТИКОВ: Нет, я сделал сейчас, у меня была экранизация Лидии Чарской. Это сначала был проект на "Культуре" 10 серий. Это первая экранизация замечательной русской писательницы позапрошлого века. Она была популярна, как Акунин, и читала вся Россия ее сентиментальные романы. Но, как всегда у нас бывает, Луначарский ее закрыл не на 5, не на 10 лет, а аж в 1918 году закрыли до 1985-86 года, когда она стала переиздаваться. Ну, у нас всегда чувство меры отсутствует. Вот Чарская. Роман "Сибирочка". Я сделал 10 серий на "Культуре". Но он прошел в школьные каникулы, как-то не очень выразительно, в какое-то время странное. Обидно было жутко, потому что труда вложено немерено. Крайний Север снимали, все правда, в избах промерзших, все по-настоящему. Вот. Замечательные артисты. И я затаил мечту - сделать киноверсию. Из 8,5 часа сделать 1 час 58 минут. И осуществил ее. Кстати, благодарен нашему министерству, они мне дали деньги на эту забаву. Благодарен, спасибо большое. Спасибо, спасибо. Вот. И сделал киноверсию. Абсурд у нас в том, что негде показать. Понимаете? Можно сделать очень хорошее кино, а негде показать, потому что нету среды детского показа. Сеансы с 9 утра, помните, мы ходили, прогульщики и пенсионеры? Их нет.

ЛАРСЕН: Почему? В одном кинотеатре приличном на Павелецкой, вот у нас в Москве, я видела там сеансы.

ГРАММАТИКОВ: Ну "5 звезд", правильно совершенно, это компания, которая еще показывает детское кино или какой-то у них есть сеанс. Но это один, один показ.

ЛАРСЕН: А по телевизору если?

ГРАММАТИКОВ: По телевизору? Сейчас будем вести переговоры показать.

ЛАРСЕН: Там свои прелести.

САРАЛИДЗЕ: Странная история с этим. С детьми же ходят люди. Вообще ведь почему ориентируется тот же американский кинематограф на семейные просмотры, потому что детей все равно девать никуда, с ними надо идти в кино.

ГРАММАТИКОВ: У вас есть ребенок?

САРАЛИДЗЕ: У меня два.

ГРАММАТИКОВ: Два. Возраст от 7-8?

САРАЛИДЗЕ: Нет, у меня еще два года пока.

ГРАММАТИКОВ: Два года. Ну да, ну хорошо. У вас уже, которого можно в кино взять за руку?

ЛАРСЕН: Будет три. Да, можно.

ГРАММАТИКОВ: Тоже рановато. Но представим себе. Ваш ребенок. Воскресенье, 9 утра. Ребенок подходит к кровати и говорит: "Папа, пошли в кино". Вот честно, глядя мне в глаза, вы одеваетесь и идете?

ЛАРСЕН: Он пойдет.

САРАЛИДЗЕ: Да, честно говорю. Дело в том, что

ЛАРСЕН: Вы не знаете, он в 10 утра ездил с детьми в Третьяковскую галерею. Он сумасшедший, да.

ГРАММАТИКОВ: Ну, значит, исключение.

ЛАРСЕН: Бойтесь его! Он необычайный.

ГРАММАТИКОВ: Ну, значит, я неудачно обратился.

САРАЛИДЗЕ: Да.

ЛАРСЕН: Я точно скажу: нет, никогда.

САРАЛИДЗЕ: Нет, дело в том, что они встают в семь. И мы все время приходим в зоопарк в полдесятого, а он в десять открывается.

ГРАММАТИКОВ: Звери спят еще.

САРАЛИДЗЕ: Да. Мы их и будим.

ГРАММАТИКОВ: Нет, трудно себе представить. Семейный показ необходим. Понимаете? Но отсутствуют семейные просмотры. Вообще поход в кино только-только потихоньку возрождается. Я почему говорю: позитивно?

ЛАРСЕН: Именно всей семьей.

ГРАММАТИКОВ: Самое важное, что возвращаются подростки в кино. Четыре года назад девочка говорит: "Василий, я тебя приглашаю в кино". Он ей бы сказал: "Ты чего, больная, что ли?" Потому что это было непрестижно. Вообще кино было непрестижно. Сейчас это уже популярно, они обсуждают. Кстати, американское кино.

САРАЛИДЗЕ: По опросам, больше всего сейчас кассу делают подростки и молодые люди.

ГРАММАТИКОВ: Кассу? 70% зрителей - это возраст от 10 до 18.

ЛАРСЕН: Нет, ну почему американское кино? Вся страна посмотрела "Самый лучший фильм" месяца два назад. Производства "Комеди". Все сходили, все сказали "какое г. Но все сходили.

ГРАММАТИКОВ: Кстати, это не так страшно. То же самое, что в музыке произошло. Помните, мы не слушали вообще наших, в 70-80-е годы мы не слушали наших исполнителей. Потихоньку-потихоньку пришли, пришли. И теперь подростки слушают русскоязычную музыку.

ЛАРСЕН: Диму Билана.

ГРАММАТИКОВ: Диму Билана в том числе. Но так же и с кино. Ну да, с ментами сериалы. Ментовские сериалы потеснили же латиноамериканские, обратите внимание.

ЛАРСЕН: Потеснили, да.

ГРАММАТИКОВ: Еще как!

ЛАРСЕН: Теперь богатые не плачут у нас.

ГРАММАТИКОВ: Где они? Они - все.

ЛАРСЕН: Теперь у нас бедные стреляют.

ГРАММАТИКОВ: Вот и все.

САРАЛИДЗЕ: Обратите внимание, что сейчас сентиментальные сериалы отечественного производства постепенно вытесняю криминальные.

ГРАММАТИКОВ: Вот у меня "Сибирочка" - сентиментальное кино. Я езжу с ней, уже показываю. И был в Оренбурге, выступал после сеанса. Поднимал платки, очень трогательная сцена. Я шел в проходе и поднимал платки.

ЛАРСЕН: Рыдали, да? Ой, как хорошо!
Очень интересно, как за 10 лет вашего общения с детьми в "Орленке" изменились их литературные вкусы?

САРАЛИДЗЕ: Да, и что они хотели бы увидеть.

ГРАММАТИКОВ: Всегда спрашивают: как отличаются поколения? Скажу так, что поколение идет очень хорошее, вот возраст 8-9 лет, очень ясные и очень позитивные, какая-то новая генерация, с ними так интересно общаться. Потому что до этого были ребята, которые приобрели свободу, они очень легко говорили, они были развязаны, но они были такие закрытые. Понять, что на самом деле, было ужасно сложно. Потому что они такие ловкие, на все ответ у него есть готовый, но видно было, что в одно ухо влетает, в другое вылетает, ничего не остается. Вот сейчас пришли, они с паузой (так я их называю), он смотрит в глаза и понимает вопрос и варит. Вот именно есть такая цезура, когда я понимаю, что он не формально, он не будет просто отвечать ради того, чтобы ответить, у него есть свое. Так радостно делается, Господи, так хорошо! Потому что вот до этого было ужасно, они какие-то все одинаковые, очень мощно разделились агрессивные и пассивные, то есть инерционные такие, абсолютно, вот пофигисты до конца просто. И очень мощные агрессивные, которые все распределить, поделить, борьба за правду И видно, что это все неправда, побудительные у него центры какие-то другие включаются. Но делалось даже жутковато иногда, то есть он очень агрессивен. А сейчас - нет, стало лучше.

ЛАРСЕН: А что они читают?

ГРАММАТИКОВ: Читают все вперемешку. Конечно, фантастика на первом месте.

ЛАРСЕН: Но это так и было всегда.

ГРАММАТИКОВ: В принципе, да.

САРАЛИДЗЕ: Но фантастика - это что?

ЛАРСЕН: У вас Беляев, у нас Булычев. Ты чего читал?

САРАЛИДЗЕ: Я и Беляева читал, и Булычева читал.

ЛАРСЕН: В 9 лет Беляева читал?

САРАЛИДЗЕ: Беляева читал в 9 лет, конечно. "Продавец воздуха", "Человек-амфибия" и так далее.

ГРАММАТИКОВ: Но все равно, фантастика и какая-то та литература, которую я плохо знаю, сам не читаю, такая из ужастиков из этих, такая глупая литература, как я ее называю. Они мне что-то рассказывают, но я просто ничего про это не знаю.

ЛАРСЕН: Ну, в общем, никто не читает Бунина и Чехова.

САРАЛИДЗЕ: Ну подожди, дети, что ты от них хочешь?

ГРАММАТИКОВ: Не, не сразу.

ЛАРСЕН: А почему? Я читала рассказы Максима Горького про Данко, про старуху Изергиль.

САРАЛИДЗЕ: Ну так это по школьной программе было.

ЛАРСЕН: Да, ну и что? Но все равно, романтизм.

ГРАММАТИКОВ: Ну, в школьной программе сейчас Горького, по-моему, нету

САРАЛИДЗЕ: Я не знаю, вот мне, кстати, романтизм Горького никогда не нравился, если честно. Хотя, может быть, я не прав.

ЛАРСЕН: Андрей из Волгограда. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Владимир Александрович, у меня к вам вопрос. Вот смотрите, вы сейчас очень хорошо сказали про ваших учителей - Роу, например. Мне очень нравятся старые наши советские фильмы - Роу, Птушко, Ромма. Но вы как-то так вскользь о них сказали. А вы сделали акцент на фильмах Лукаса, "Звездные войны" старые. Вот у меня такой вопрос. Возраст уже у меня за 40 далеко. А старые русские народные сказки очень люблю. Я согласен, что экранизация, она была для тех 50-х, 40-х, 30-х годов нормальная, хорошая. Сейчас она выглядит несовременно.

ГРАММАТИКОВ: Конечно.

СЛУШАТЕЛЬ: Все правильно. И вот у меня такой вопрос. Если сделать акцент по принципу "Звездных войн" или последних фильмов на наших трех богатырях - Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, и сделать вот такую эпопею. Потому что у меня сборник "Русские народные сказки" 60-х годов, у меня и сын читал их прекрасно в свое время.

ЛАРСЕН: Мы поняли, заявка есть. Владимир Александрович?

ГРАММАТИКОВ: Да. Я вам скажу, с русскими сказками есть очень большая проблема.

ЛАРСЕН: Какая?

ГРАММАТИКОВ: Отсутствие героя. Ваня все время лежит на печке, он ничего не хочет делать, это правда, и за него кто-то все время хлопочет: лягушка, еще кто-то А он потом слезает с печки, снимает рубашку крестьянскую и одевает царский кафтан и идет под венец.

ЛАРСЕН: И пошел жениться на царевне сразу, да.

ГРАММАТИКОВ: Это действительно

САРАЛИДЗЕ: Но, может, тогда сделать героем Царевну-лягушку?

ГРАММАТИКОВ: Мы хотели, у меня на студии Горького был главным редактором Валерий Приемыхов, мой большой друг, и мы с ним как раз думали о том, что к 2000-летию сделать цикл фильмов - русских сказок, и натолкнулись на огромную проблему, что нет героя.

ЛАРСЕН: А эти

ГРАММАТИКОВ: Добрыня Никитич и Алеша Попович? У них тоже биография там мутноватая, если вы изучите.

ЛАРСЕН: Особенно у Ильи-Муромца.

ГРАММАТИКОВ: Конечно, нужно делать русские сказки, и даже обязательно.

ЛАРСЕН: Ну вот ершовский этот герой, который на Коньке-Горбунке скакал, он вроде чего-то делал

САРАЛИДЗЕ: Нет, Конек-Горбунок все делал за него.

ГРАММАТИКОВ: Абсолютно. Нет, можно найти, конечно, можно найти и нужно находить. Я знаю, может, это тайна, и простит меня Владимир Наумов, но у него есть великолепный замысел сейчас сделать цикл пушкинских сказок в новой версии, интерпретации, включая и компьютерную графику, и новые технологии. И знаю, что он ведет серьезные переговоры с нашим государством. И надеюсь, что наше государство, которое сделало легкий поворот в сторону семьи, в сторону детей вообще, наблюдается в последнее время, поддержит этот его проект. Вот я вижу реальность этого замысла.


09.04.2008

www.radiomayak.ru

Док. 509305
Перв. публик.: 09.04.08
Последн. ред.: 21.10.08
Число обращений: 79

  • Грамматиков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``