На главную роль, которую много лет назад играл Олег Даль, приглашен петербуржец Константин Хабенский - в массовом представлении носитель "убойной силы" и секс-символ. Однако неожиданное назначение на роль дало свои результаты. На "Утиной охоте" пластика Хабенского потеряла мощь и стать, мышца не играла и вовсе провисла. Таким растерянным, с согнутой спиной, пытающимся подняться с колен и оседлать коня, чтобы наконец отправиться на охоту, предстал варяг из Питера в роли Зилова.
Кстати, конь присутствует на сцене как балкон новенькой квартирки героя и как символ. И эта сценографическая деталь без обиняков вносит ясность для тех, кто задается вопросом: а про что играют спектакль из далеких советских времен с не всеми уже узнаваемыми советскими реалиями? Как-то: квартира в "хрущобе" как предел мечтаний, водка за 1 руб. 20 коп., НИИ, туфли на платформе, сапоги-чулки у девушек и вывоз их на охоту вместо заграничного курорта.
Сборная из МХАТа и "Табакерки" скорее развлекается временным антуражем, играя человеческую трагедию, с успехом претендующую быть названной комедией. До трагической развязки действительно много смешного происходит в жизни товарища Зилова и его друзей. Одна сцена новоселья в квартире Зиловых чего стоит, но комедийный эффект достигнут в основном за счет актерской игры - Александры Скачковой, Екатерины Семеновой и особенно Александра Семчева. Последний на протяжении всего спектакля, может быть, лучше других держит психологический рисунок роли минимальными средствами - мимикой, паузами, полугонами в переходах от одного настроения к другому.
Вообще актерский ансамбль работает замечательно, но его энергетика захлебывается и плывет, как пленка в магнитофоне с подсевшими батареями. Для такого режиссера, как Александр Марин, потеря ощущения формы кажется удивительной - его спектакли всегда отличала лаконичность и стильность. Здесь же сценическое действие периодически, особенно в первом акте, "украшают" неоправданные пластически-рапидные этюды артистов, явно затягивающие спектакль.
Дебют Хабенского на мхатовской сцене можно считать состоявшимся хотя бы потому, что ему удалось сломать стереотипный образ и дать представление о себе не только как об "убойной силе". То же самое можно сказать и о другом супермене с берегов Невы - Михаиле Пороченкове, выступившем в роли официанта - серого кардинала судьбы Зилова. Правда, в отличие от своего коллеги бицепсы Пореченков не потерял.
Марина Райкина
Московский комсомолец
28.05.2002
http://www.mxat.ru