В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном Назад
Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном
У народной артистки России Натальи Тяняковой 3 июля день рождения. Обозреватель "Известий" Георгий Меликянц пытался отыскать хоть одно интервью с ней. Не нашел. Она и сама не помнит, было ли. Получается, что предлагаемое интервью чуть ли не первое в ее жизни. Во всяком случае, за много-много лет. К переговорам пришлось подключить ее супруга Сергея Юрского. Он ее и уговорил.

"Юрскому шили диссидентство"

- Начнем с анкетных данных. Где родились, где крестились? Где учились?

- Родилась в Ленинграде, там же училась, там же еще школьницей мечтала о театре. Там же с первого захода поступила в театральный институт. На курс к замечательному педагогу, профессору Борису Вольфовичу Зону. В институте переиграла множество ролей, таких разных, что и сейчас удивляюсь.

- После десяти лет, что вы были "актрисой Товстоногова", вы переезжаете в Москву. Вдруг. Ленинград, хоть и числился в 70-х областным городом, все-таки театральной периферией не был.

- Так ведь мы переехали не по собственной воле. Юрский стал неугоден ленинградским партийным властям, хоть человек он совершенно беспартийный. Его запретили на телевидении, "не рекомендовали" снимать в кино

- И главный режиссер БДТ Товстоногов ничего не мог поделать?

- Не смог. Юрский ушел из театра колесить по стране с концертной программой. Я же оставалась в БДТ: вдруг ситуация переменится? Но в конце концов мы поняли: в Ленинграде нам не жить, у Юрского запрет на профессию.

- А за что к нему так?

- Это осталось тайной. Передавали шепотом, что он дружит с Солженицыным, что провожал Эткинда в эмиграцию и при этом произнес речь Короче, шили ему диссидентство, хотя дружбу с Солженицыным он не скрывал, а Эткинда не провожал - не был в Ленинграде. И мы стали искать, где оскорбленному есть чувству уголок. Нас хотел взять Ефремов. Было известно, что худсовет МХАТа имени Чехова проголосовал "за", но Ефремова вызвали в Министерство культуры и популярно объяснили: во МХАТе Юрский служить не может. У Ефремова случился стресс. Зато Театр имени Моссовета не принадлежал Министерству культуры. И Юрского пригласили туда поставить спектакль для Плятта - "Тему с вариациями". Это было удачное решение, и через год в Москву выбрались я и наша маленькая тогда Даша.

- Каково было вам переезжать: ведущее положение в БДТ. ..

- Нельзя, однако, долго жить на два дома. Но главное, я решилась на это больше из солидарности и протеста. Даже сменила фамилию, стала по паспорту Юрская. Моя девичья фамилия Тенякова сделалась отныне моей сценической фамилией. А еще я боялась Москвы, шумной, беспорядочной после степенного Питера, где я выросла в центре, на тихой улице Пушкинской, впадающей в Невский проспект, возле старого памятника Пушкину. Но оказалось все не так страшно, нас приветливо встретили, выяснилось, что у нас в Москве много друзей. Вот только обменять квартиру не удавалось: никто не уезжал из Москвы в Ленинград. Театр Моссовета нам и тут помог: дали квартирку на Большой Дорогомиловской. Сейчас мы по обмену живем в Гагаринском переулке, среди арбатских двориков, все замечательно.

"Ефремов меня уговорил-таки"

- В Театре Моссовета я впервые увидел вас в спектакле режиссера Генриетты Яновской "Вдовий пароход". Там в коммуналке военного времени живут пять женщин. Пять вдов. Все обострено до предела, но именно ваша "злыдня" Паня, в своем горе отгородившаяся от всех и от всего, дает вдруг такой урок человечности! Из всего, что я видел о войне, Паня кажется мне наиболее достоверной.

- Рассказывали: когда объявили про победу, я впервые захлопала в ладоши, а мне не стукнуло даже годика "Вдовий пароход" был спектаклем для нас особым. Вся игравшая в нем команда долго после него не расходилась, нам было необходимо задержаться, поговорить, что-то снова обсудить

- Войны в этом спектакле нет, она за кадром, но, вспоминая его, я всегда думаю: вы же сами не видели войны.

- Актеру и не обязательно что-то видеть самому - достаточно это вообразить. Я выросла в коммуналке, а в коммуналке время, наверное, навсегда военное

- Кстати, все же кто были ваши родители?

- Служащие. Папа - инженер, мама - техник. Ничего общего с театром.

- Они вас не отговаривали идти в артистки?

- Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном. Когда он узнал, что я поступила не в педагогический вуз, куда он меня прочил, он не на шутку обиделся и даже перестал разговаривать со мной. И только познакомившись с Зоном и услышав от него, что из меня, наверное, выйдет толк, смирился.

- Однако вернемся к "Моссовету". Там была, в частности, "Гедда Габлер". Неизгладимо: женщина в проеме окна, отрешенный взгляд. Одна во всем мире. "Что ты там делаешь, Гедда?" - "Стою". И вся ее драма, все отношения с окружающими яснее ясного. Одно слово, произнесенное без эмоций, нехотя, как "отстаньте". Слово-ключ к разгадке женщины и ее судьбы. А еще в "Моссовете" была "Печка на колесе"

- Замечательный спектакль Бори Щедрина по пьесе Ниночки Семеновой. Такой русский абсурд. На него много ходили, мы его долго играли. У главной героини телятницы Фроси из-за ее шестерых дочерей был постоянный конфликт с мужем. Очень смешная вещь. И трогательная.

- Раневская и Фрося. Женщин, столь далеких друг от друга, кажется, и быть не может.

- Актер должен играть все, сейчас понятия амплуа в общем-то не существует. Я ведь актриса характерная, меня такой в институте и воспитывали.

- Итак, все удачно складывалось в "Моссовете"? И вдруг - МХАТ имени Чехова. Что произошло? Почему?

- А Ефремов. Уговорил-таки. Юрский у него уже играл раньше, хотя формально числился в "Моссовете". А меня Ефремов позвал на конкретную роль.

- Какую?

- На Раневскую.

- От таких ролей не отказываются.

- Но поставил условие: переход в труппу де-юре.

- И теперь вы актриса МХАТа. Ваша трудовая книжка во МХАТе?

- Во МХАТе, хотя я еще долго продолжала играть в "Моссовете".

- А трудовая книжка Сергея Юрьевича?

- В "Моссовете".

- То есть никакой семейственности на производстве? А трудовая книжка вашей дочери Дарьи?

- Во МХАТе.

- Так во скольких театрах играют Юрские?

- Лично я в трех. Прежде всего во МХАТе, но и в "Школе современной пьесы", а теперь и в Театре Вахтангова, в их новом спектакле "Фредерик, или Бульвар преступлений".

- Антреприза? И как вы к ней относитесь?

- Я всегда была актрисой только репертуарного театра. Антрепризу я наблюдаю со стороны. Бывает, что мне это нравится. Но в антрепризе первоначальный импульс - желание гарантированного успеха, а не выявление накопившихся мыслей и чувств. Возрождение антрепризы в 90-х годах заметно оживило современный театр. Но было бы ужасно, если б потускнели традиции русского репертуарного театра - они-то и создали ему мировую славу.

- А почему вы редко появляетесь в кино?

- В молодости я сыграла подряд три главные роли - в кинофильмах "Старшая сестра", "Зеленая карета" и "Наши знакомые". Картины были успешные, но сниматься после них я перестала.

- Были причины?

- Прямых не было. И дело не в том, что не увлекали сценарии. Есть актеры, замечательные и в театре, и в кино, и на эстраде. Мне же сам процесс съемок, атмосфера кинематографии, ритм работы показались чужими.

- Но через много лет вы все-таки снялись в фильме "Любовь и голуби"?

- Исключение из правил. Мне понравились сценарий Гуркина, режиссер Меньшов и вся компания. И то, что принцип игры был театральный.

"Он уже не был женат, и я уже не была замужем. И тогда развернулся наш роман"

- Вы играете в поставленных Юрским "Стульях" и "Провокации". Играли и в других его постановках. Не мешает, что вы его жена, а он ваш муж?

- В театре такая ситуация не редкая. Сколько пьес сыграно на эту тему! Проблема действительно существует. Но тут я вам напоминаю, что на основной сцене МХАТа имени Чехова нам довелось эту проблему разыграть перед тысячами зрителей. Речь о пьесе Бергмана "После репетиции" в постановке Вячеслава Долгачева. Юрский там режиссер, я - его любимая актриса и жена, а наша дочь Дарья играла тоже его актрису и мою дочь. Сложная семейная и театральная драма. И, думаю, мы были, простите за превосходную степень, идеальные исполнители этих ролей, потому что про это мы знаем все. Что же касается моей игры в постановках Юрского, то нам легко работается вместе потому, наверное, что мы быстрее понимаем друг друга.

- Вы вообще верите в везение?

- Верю, но надеюсь только на себя.

- Тогда согласимся, что вам везло на режиссеров: Товстоногов был великим, во многом равновеликим ему был Ефремов. Кто еще кажется вам наиболее "теняковским" режиссером?

- Уже сказала: Юрский.

- Где вы познакомились и как? Он ведь старше вас?

- Всего на девять лет. Познакомились благодаря одному из моих учителей, Давиду Исааковичу Карасику. Он позвал меня играть на телевидении в "Большой кошачьей сказке" по Чапеку. У Юрского была там главная роль, а я играла его невесту. Он уже имел громкое имя, а я была еще студенткой. И я была замужем, а он женат. Встретились мы снова через годы уже в труппе БДТ. Он уже не был женат, и я уже не была замужем. И тогда развернулся наш роман. Сейчас мы отгуляли и серебряную свадьбу, и жемчужную. Так что познакомились на съемочной площадке, как подобает профессионалам.

- Вы утверждаете, что понимаете друг друга. А не допускаете ли вы в профессии "порадеть родному человечку"?

- Это с Юрским невозможно. Мы же из товстоноговского театра. Для Георгия Александровича театральное дело было всегда выше личных отношений. И потому мне еще с Гинкасом очень легко, с Яновской, с польским режиссером Эрвином Аксером - они тоже от Товстоногова, мы вроде одной крови.

- А раз так, не появляется желания вернуться, например, в БДТ?

- Нет. Без Георгия Александровича

- А в Театр Моссовета не тянет?

- Ну, совместная работа не исключена. Однако всегда помню строки Шпаликова: "По несчастью или к счастью,/ истина проста:/ никогда не возвращайся/ в прежние места". Объяснить их не берусь, но считаю мудрыми.

"Пессимист - не интеллигент"

- Как вы воспринимаете современность в искусстве? В театре? Когда-то под современностью понималось изображение событий нынешнего дня, людей, живущих рядом.

- Однако выяснилось, что такой взгляд слишком прямолинеен. Что современность в искусстве - это не копия примелькавшейся картины, а уровень проблем. Это характеры, образ жизни. Любую пьесу можно поставить современно, если современна позиция. И не в последнюю очередь - если сохранен современный родной язык, не засорен словесной липой, этой липой, которую подсовывают, как в ларьке просроченные продукты. Можно ли сыграть пьесу, написанную сленгом? Допускаю сленг, когда он применяется как характеристика персонажа. Но драматург, писатель, артист обязаны знать и показывать принципиальное отличие сленга от чистого источника родной речи. Русский язык - это часть нашей жизни.

- А что, по-вашему, есть интеллигентность? Большие знания? Качество воспитания? Количество навыков?

- Все. И еще: как этот человек живет. Если только берет - он хищник. Образованность, манеры лишь помогают ему урвать как можно больше. Интеллигент - тот, кто стремится отдать. Отдать от своих знаний, от душевных качеств, от собственного благополучия. А еще интеллигенту свойственно видеть жизнь чуть светлей. Немного лучше, чем она есть. Пессимист не интеллигент.

"Я знаю только: надо играть"

- Не хочется расставаться, но пора и честь знать. Побалуйте, пожалуйста, рассказом о незабываемом происшествии. ..

- Самое трудное - без подготовки, вот так сразу вспомнить Ну ладно. В Театре Моссовета шла пьеса "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Играла в нем моя лучшая подруга, замечательная, царство ей небесное, актриса Эльвира Бруновская. Одна играла. Как у нас говорят, без состава, то есть без замены. И вот она заболела. Другую актрису вводить некому: постановщик Юрский отбыл в Японию. Обычно мы играем даже больные. Но этот случай крайний, она не могла встать вообще. А до спектакля всего сутки. В театре спрашивают меня: что делать? Я понимаю: Эльвира не поднимется, хотя роль эта ей безумно дорога, она играет ее блестяще. Если введут другую актрису, появится состав, и любимую роль она наполовину теряет, играть ее отныне придется в очередь. Значит, заменять подругу надо мне.

- И вы знаете текст

- Я не знаю текста. Я знаю только: надо играть. И я бегу к ней домой: "Давай текст". Беру и падаю: это вот та-а-кущая тетрадка. Я не выучу столько никогда. Но мобилизую Дашу, она подчитывает мне за всех персонажей. Работаем всю ночь. Сережа звонит из Японии: "Как дела?" - "Эльвира заболела". - "И какой выход?" - "Играть буду я". - "С ума сошла". И все-таки я выхожу. Даша крадется за кулисами, за декорациями с этой тетрадкой. Где в полный рост, где по-пластунски, готовая в любую минуту подсказать текст. Слава богу, все обошлось. Но я этого не помню. Полный наркоз.

- Вы с Сергеем Юрьевичем состоялись. А Дарья Юрская?

- Она состоится тоже.

- Ну и отлично. В заключение быстрые шахматы. Кто ваш лучший партнер?

- На такие вопросы не отвечают.

- Политик, на которого полагаетесь более всего?

- Секрет.

- Тогда кто из коллег джентльмен номер один?

- Все.

- Кого предпочитаете из троицы Окуджава - Высоцкий - Визбор?

- Окуджаву.

- Кто Пушкин сегодня?

- Пушкин.

Что играла Наталья Тенякова

Полли в брехтовской "Трехгрошовой опере". Грушенька в "Братьях Карамазовых". Ибсеновская Гедда Габлер, такая красивая, такая одинокая. Юлия из горьковских "Дачников". Жены гениев - Софья Андреевна Толстая и Любовь Дмитриевна Блок. Паня Зудина из затонувшего в послевоенном быте "Вдовьего парохода". Очень похожая на нас сегодняшних Анча из чешской пьесы "Нули", написанной тоже как бы про нас. И нисколько не похожие на всех этих женщин деревенские мадонны Фрося ("Печка на колесе") и Вера ("Два мешка сорной пшеницы"). И Раневская, уходящая из вишневого сада, как уходят из жизни. Нет, так уходят вообще из эпохи?



Георгий Меликянц
Известия
03.07.2004
http://www.mxat.ru

Док. 509537
Перв. публик.: 03.07.04
Последн. ред.: 22.10.08
Число обращений: 192

  • Тенякова Наталья Максимовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``