В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Последние`: очень своевременная пьеса Назад
`Последние`: очень своевременная пьеса
Максим Горький. "Последние". Театр-Студия п/р О. Табакова. Премьерные спектакли.

Из русских писателей первой величины наихудшую репутацию имеет, вероятно, Максим Горький - буревестник революции, основоположник соцреализма, певец Беломорканала. Читателей, избегающих знакомства с ним, понять вполне можно. Именно поэтому, откликаясь на спектакль по пьесе Горького, первым делом хочется втолковать: послушайте, ведь он же замечательный драматург! Среди современников - второй после Чехова (с которым боролся и у которого учился) и вдобавок тревожаще-актуальный.

"Последние" - пьеса мрачная, написанная с зоркой ненавистью. Ее можно было бы назвать безжалостной - если бы не страх смерти, рвущийся наружу и требующий сострадания. Половина персонаже - законченные негодяи, вторая половина - несчастные, немощные, искалеченные люди. Сказать, о чем пьеса, можно в двух словах: об отравлении подлостью. О том, как в доме сгущаются ложь и злоба; жизнь становится непереносимой: нужно остервениться, сломаться, спиться, а честнее всего - умереть. О том, как душевная нечистота утверждается в правах и отменяет будущее. В финале "Последних" мать на коленях просит у пятерых детей прощения за то, что их родила: трое ее не прощают, двое - просто не понимают, что это она так раскривлялась.

Небольшую сцену Театра-Студии п/р О. Табакова художник Март Китаев перенасытил тем, что раньше называлось "брик-а-брак" (старье, хлам), а теперь стало антиквариатом для бедных. Какие-то эстампы, графины, чернильные приборы, оленьи рога, самовар, почему-то повешенный на стену, - все криво и случайно, все не на своем месте. Об уюте нет и речи: это не жилье, а дешевая комиссионная лавка. Вещи выглядят так, будто их хозяева уже умерли.

Умирает в буквальном смысле только больной и уставший от надрывной жизни Яков Коломийцев (Евгений Киндинов), на деньги которого семья и жила. Но обреченность стоит в воздухе этого дома - хоть топор вешай. Одна из главных тем в работе режиссера Адольфа Шапиро - тема заразительного зла. Деля жизнь с подлецами, можно им не уподобиться, если хватит сил, но сохранить живую душу - почти невозможно.

Вторая тема, режиссеру важная, - способы, которыми низость себя оправдывает. Не каждому же дано быть спокойным, деловитым мерзавцем- таким, как ясноглазый доктор Лещ (Сергей Беляев), твердо знающий, что ради выгоды нельзя гнушаться ничем - да и с какой бы стати?

Саамы простой способ - давить, наседать, орать, глушить в себе остатки стыда. Так живет Александр Коломийцев, экспансивно и лаконично сыгранный Андреем Смоляковым. Отец его, Иван, бывший полицмейстер, устроился изобретательнее. Сын знает, что его ненавидят, и спокойно соглашается с этим: есть за что. Отец требует к себе любви и уважения.

Иван Коломийцев - лучшая из последних ролей Олега Табакова. Превосходный актер, в 90-е годы больших удач не имевший, нашел, наконец, новое амплуа: "отвратительный резонер". Табаков играет человека не только насквозь фальшивого, но упивающегося фальшью. Он чувствует себя мудрым отцом семейства и спасителем отечества - ну как не любить такого! О своих многочисленных низостях он не вспоминает никогда, а если напомнят - горестно подожмет губу: какой же ты злой человек! Но, может, по полицейской привычке, и руку за спину заломить: молчи, жена, больнее будет.

Дочерям Ивана Коломийцева Горький угрюмо дал имена, опровергаемые характером и сюжетом: Вера Коломийцева (Марианна Шульц) - восторженная дура, Надежда (Надежда Тимохина) - жадная самка, Любовь (Марина Зудина) - злобная горбунья. Мать их, естественно, зовут Софьей.

Софью Коломийцеву играет Ольга Яковлева. Играет бесстрашно и превосходно. Актерская лейттема Яковлевой - тема переживания несвободы, всегда пламенного и всегда изумительно женственного, - зазвучала в новых тонах и с новой силой. В "Последних" героиню Яковлевой пожирает бесцветное пламя, все чувства уже выжегшее, кроме чувства долга и тоски. Она знает, что все погибло, и старается жить с этим знанием так, чтобы другим не стало еще больнее.

Назвать "Последних" спектаклем-предостережением было бы наивно, счесть диагнозом - страшно. Останемся со сказанным: даже если сделать ничего нельзя, можно не усугублять боль. Это хороший совет, не позволяющий впадать в отчаяние и губить душу.



Александр Соколянский
Неделя, 1995
http://www.mxat.ru/

Док. 509613
Перв. публик.: 22.10.95
Последн. ред.: 22.10.08
Число обращений: 252

  • Табаков Олег Павлович
  • Яковлева Ольга Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``