В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Чиндяйкин: Кино для меня стало приятной неожиданностью Назад
Николай Чиндяйкин: Кино для меня стало приятной неожиданностью
Таких людей, как герои Николая Чиндяйкина, всегда слушаются, потому что они сильные люди. И сила их не только в правде, но и в чем-то другом, что не всегда определяется словами, но разобраться в этом хочется.

Сорок лет спустя. Николай Дмитриевич Чиндяйкин сидит в уютном баре кинотеатра "Ролан" и рассказывает мне о своей жизни и работе.

- К сожалению, я не тот собеседник, который мог бы легко и много говорить о кино. В каком-то смысле я пока посторонний для кинематографа. Это не кокетство, просто только сейчас начинаю ощущать себя "внутри" этого мира. Последние два-три года, когда решил не отказываться от предложений, снимаюсь почти регулярно...
Кино - невероятное пространство, это особая, огромная жизнь, которая была до меня и будет после, мне лишь удалось мимоходом сюда заглянуть... и это стало приятной неожиданностью. Поэтому на вопросы журналистов мне иногда лучше отшутиться: да, мол, "наследил в десятке сериалов", хотя, больше тридцати картин за плечами, это тоже правда.

- А почему вы выбрали в молодости именно театр?

- Просто театр меня любил, а я его - взаимность всегда счастье, и моя жизнь была до краев заполнена.
Играл очень много: начинал в Ростове-на-Дону, потом работал в одном из лучших театров страны того времени - Омском академическом. Театралы помнят. Блестящий театр с уникальной труппой. Быть ведущим артистом в таком коллективе - подарок судьбы. Кстати, Владислав Дворжецкий начал сниматься, будучи актером нашего театра, и Юра Кузнецов уехал к Герману тоже от нас.
Я им не завидовал, а мечтал о театральной режиссуре. Поступил в ГИТИС, и опять подарок - встреча с великими педагогами М.М. Буткевичем и А.А. Васильевым! Остался работать в Театре Анатолия Васильева, и благодаря ему мне открылся весь мир - Европа, Америка Северная и Южная, Япония, даже самому не верится, что я играл на стольких сценах. Роли, собственные постановки, какое уж тут кино...

- Когда вы начали работать на съемочной площадке?

- В 1988 году на Одесской киностудии режиссер Игорь Апасян буквально уговорил меня сыграть кока Магриджа в фильме "Морской волк" по Джеку Лондону. И я, конечно, ему теперь благодарен. Начал изредка сниматься, во время отпуска в основном.
Важными для меня стали работы в картинах Ивана Дыховичного, Карена Шахназарова, Валерия Приемыхова, Сергея Соловьева. Роли не всегда были большие, но за это время как-то привык к себе на экране. Ну и в сериалах я, конечно, работаю, их у меня много...

- Почему вы, человек с огромным актерским и режиссерским опытом, снимаетесь в сериалах, к которым в силу их качества можно относиться только с иронией?

- Ну и относитесь с иронией, а миллионы зрителей их смотрят! Рассуждения о том, что кино гибнет, а сериалы его уничтожают, по меньшей мере, наивны по отношению и к кино, и к сериалам как явлению. Комизм ситуации состоит в том, что раньше у нас не было свободы, но были деньги на кино. При этом всегда можно было обмануть цензуру - сначала тебе дают деньги, а потом ты снимаешь, например, "Зеркало". Теперь же деньги дают зрители, но это происходит только после того, как картина снята. Люди или покупают билеты на твой фильм или не покупают. В этой системе надо учиться жить, а не ныть. Мы или должны признать, что сериалы - это товар, на который есть спрос, и научиться делать его качественно, классно, художественно, а для этого нужно делать, производить, наращивать опыт, или перестать претендовать на конкурентоспособный и кассовый кинематограф!
Не будет нашего - будет сплошная Мексика, мы уже это проходили, кажется...

- Режиссерский опыт не мешает вам работать на съемочной площадке в качестве актера?

- Надеюсь, что я - человек профессиональный. На съемочной площадке я - актер, который прежде всего должен делать то, что говорит режиссер. Быть управляемым - очень важная составляющая нашей профессии. У меня внутри есть свой тайный переключатель, и в нужный момент я им пользуюсь. Если же во время съемок буду вести себя как режиссер, перестану быть актером.

- Недавно состоялась московская премьера дебютного фильма Филиппа Янковского "В движении". Какие у вас впечатления от съемочного процесса?

- У меня там очень небольшая роль. А вообще мне по душе сниматься в больших ролях. Это не потому, что я люблю большие роли и не люблю маленькие, я с удовольствием играю маленькие роли. В картине Янковского у меня было всего два съемочных дня. Я пришел в группу, которая уже долго работала вместе. И хотя меня замечательно приняли, и там я встретил своих друзей, все равно не успел пожить в коллективе - отыграл и до свидания, а группа осталась работать дальше. Должен сказать, что Филипп совсем не походил на дебютанта, работал уверенно и точно знал, чего хотел. И группа у него была просто замечательная...

- Где вы снимаетесь сейчас?

- Только что я закончил сниматься в сериале "Следствие ведут знатоки". Сейчас занят в продолжении "Московских окон" - картина называется "Лучший город земли". В этом фильме мой персонаж получил очень неожиданное, развитие. Параллельно работаю в Питере у Дмитрия Месхиева, который снимает сериал "Линии судьбы". Небольшая роль у меня в экранизации булгаковского "Театрального романа".

- А что и где, и у кого вам бы хотелось сыграть?

- Я хотел бы сняться в фильме, который был бы нужен зрителю, который бы хотели смотреть. А у какого режиссера? Да у хорошего, а у молодого ли, у старого, у классика - неважно. Вот, например, была у меня роль в картине "Мама, не горюй!" режиссера Максима Пежемского. Съемки проходили трудно, в воспоминаниях остается одна будничная тяжелая работа, а вот по жизни оказалось, что эта роль - просто подарок. Мы сделали фильм, который смотрят и любят. В Прибалтике, Белорусии, на Украине, в Сибири, в Ростове-на-Дону, люди подходят с улыбками, в которых читаешь - "Мама, не горюй!", гаишник останавливает - "Мама, не горюй!". И каждый раз, когда я начинаю снова сниматься, я надеюсь, что судьба фильма будет такой же счастливой.

- А почему бы вам самому не снять такой нужный фильм?

- Может быть... Не буду скрывать - есть размышления на эту тему. Но для этого должна произойти встреча и с материалом, и с идеей, которая тебя спровоцирует. Снять кино как факт, чтобы говорили: он еще и кинорежиссер, - таких амбиций у меня нет. Но если однажды такая встреча состоится - почему бы нет.

Хочется верить, что такая встреча не за горами, и возможно, у нее будут такие же "плодотворные последствия", как после встречи Коли Чиндяйкина в начале жизни с неким Бузиновским.



Беседовала Ольга БАЙРАМОВА
02/2003
Ролан
http://www.chindyaykin.ru/

Док. 509811
Перв. публик.: 22.10.03
Последн. ред.: 22.10.08
Число обращений: 217

  • Чиндяйкин Николай Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``